Сочинение по истории. Период: март 1801- май 1812.
Перечень событий, которые можно описать в историческом сочинении:
§ Совершенствование системы государственного управления (учреждение министерств, Государственного совета)
§ Реформирование армии ( создание военных поселений, проведение мер по улучшению офицерского состава)
§ Решение крестьянского вопроса (Указы « О вольных хлебопашцах» и о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, разрешение торговли крестьянам)
§ Проведение продворянской политики ( подтверждение « Жалованной грамоты дворянству»)
§ Смягчение политического режима (ликвидация тайной полиции, смягчение цензуры и др.)
§ Дальнейшее совершенствование системы самоуправления (подтверждение « Жалованной грамоты городам» и Городового положения)
§ Западное направление во внешней политике (стремление утвердиться на Балтийском море (война со Швецией)
§ Южное направление во внешней политике : стремление утвердиться на Балканах и Каспийском море (войны с Персией и Турцией)
§ Войны с Францией, борьба с нашествием Наполеона.
§ Участие в борьбе с революционным движением в Европе (Священный союз)
Период правления Александра I условно можно разделить на два этапа. Март 1801- май 1812 года - это первый, либеральный период правления, который характеризуется стремлением Александра I провести реформирование практически во всех сферах жизни общества. В заслугу политики императора можно привести такие его действия, как принятие Указа о вольных хлебопашцах в 1803 г., создание министерств в 1802 году, учреждение Государственного совета в 1810 году, удачная внешняя политика. Остановлюсь на двух, на мой взгляд, очень важных событиях данного периода правления императора.
Важнейшим указом Александра I стал указ о создании министерств в 1802 году. Каковы причиныего появления? Коллегии, созданные Петром I, уже не могли решать насущные вопросы времени, их деятельность устарела. Необходим был государственный орган, в котором руководитель был бы лично ответственным человеком за принятие решений. Таким государственным чиновником становился министр, который сам докладывал императору о своих решениях и действиях. Следствием принятия указа стало создание системы министерств (их было 8: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, народного просвещения, финансов, юстиции), каждое министерство и мело чёткий круг обязанностей. Создан Кабинет министров, который координировал деятельность министерств. Возглавляли министерства талантливые люди, многие из которых — друзья и соратники императора.
Так, министерство внутренних дел в 1802 году возглавил член Негласного комитета В.П.Кочубей. Он высказывал такие мысли, как необходимость освобождения крестьян с землёй, он одним из первых в период правления Александра выдвинул мысль о необходимости разделения властей, но с сохранением самодержавия. Его министерство ведало экономикой и транспортом, он большое внимание уделял развитию вновь присоединённых к России земель на юге (Новороссии, особенно Одессы). В.П. Кочубей умел видеть талант и способности чиновников. Именно он заметил молодого тогда Сперанского, пригласив его в своё министерство. Современники по-разному оценивали способности министра — от уважения к его умению руководить новым министерством до ограниченности, которая скрывалась под внешним лоском (Вигель). Одно несомненно: он вошёл в историю России как первый министр внутренних дел, ближайший соратник молодого императора.
Большое внимание АлександрI уделял образованию. Воспитанный в век Просвещения — век Екатерины II, будучи сам образованным человеком, придя к власти, император провёл реформу образования. Причиныпроведения реформы: необходимость повышения уровня образования в стране, совершенствования всей системы образования, так как старая уже не могла решать данные вопросы.
Основные положения реформы: создание 4-х ступенчатой системы бесплатного всесословного образования, предоставление автономии университетам по указу 1804 г., по которому университеты могли самостоятельно выбирать ректора и профессоров, иметь собственный суд и прочее. При Александре 1 открылось сразу несколько университетов: Дерптский в 1802, Виленский в 1803, Харьковский и Казанский в 1804году. Нельязя не вспомнить и открытие в 1811 году Царскосельского лицея, призванного воспитывать элиту общества. В 1802 году было создано Министерство народного образования. Следствием проведения реформы стало значительное повышение общего уровня образования в стране, подготовка высококлассных специалистов, что сказалось на развитии страны в целом. Однако были и негативные результаты. Так, школы на селе должны были открывать помещики, что было не в их интересах. Крепостное право тормозило и эту реформу. Не случайно во втором периоде правления, Александр I разочаровался в создании единой системы образования подданных и ограничился воспитанием в духе учения церкви.
Проведение реформ Александром I вызвано рядом причин:
§ Кризис феодальной системы, необходимость развития по капиталистическому пути- с этим были связаны поиски решения крестьянского вопроса
§ Необходимость совершенствования системы государственного управления, которая бы соответствовала новому времени, его запросам
§ Дальнейшее развитие культуры, стремление удержаться на позициях цивилизованной и культурной страны, какой стала Россия в период правления Екатерины II
§ Повышение международного авторитета, усиление военной мощи в период надвигающейся угрозы наполеоновского нашествия.
Следствием реформ Александра I стало значительное усиление экономики, создание продуманной системы управления страной, усиление мощи страны, что сказалось в период войны с Наполеоном в 1812 году, когда Россия не только защитила свою независимость, разгромив врага, но и стала решающей силой в освобождении всей Европы от Наполеона.
Историческая оценка данного периода неоднозначна. С одной стороны, Александром I было проведено масштабное реформирование многих сфер общества (реформа государственного управления, образования, начато реформирование армии, экономики, решение крестьянского вопроса). Но с другой, реформы носили половинчатый характер, не был до конца решён крестьянский вопрос, положение народа оставалось по-прежнему тяжёлым, реформы не привели к каким-либо значительным изменениям в общественно-политическом строе страны, хотя проектов было предложено императору несколько. Однако несомненно, что деятельность Александра I и его сподвижников — членов Негласного комитета — подготовила победу над Наполеоном в 1812 году.