Инструменты макроэкономической политики
Макроэкономическая политика
Макроэкономика использует в своем анализе агрегированные или совокупные величины, характеризующие движение экономики как единого целого:
§ валовый национальный продукт
§ общий уровень цен
§ рыночную ставку процента
§ уровень инфляции
§ уровень занятости и безработицы
Основными макроэкономическими показателями являются: валовой национальный продукт, темп его роста, темп инфляции и уровень безработицы.
Важнейшим результатом макроэкономического анализа является разработка макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика — это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.
Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации). В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:
§ обеспечение устойчивого роста экономики, позволяющего достичь более высокого качества и уровня жизни населения;
§ обеспечение высокой занятости (при небольшой вынужденной безработице), которая предоставляет возможность всем индивидам реализовать свои производственные способности и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;
§ обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;
§ обеспечение экономической свободы, предоставляющей экономическим субъектам возможность выбирать сферу деятельности и модель экономического поведения;
§ обеспечение общеэкономической безопасности;
§ достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего установление равновесия в международных товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.
Цели макроэкономической политики (макроэкономики):
§ Поддержание высокого уровня национального производства, и постоянных темпов роста экономики, без спадов.
§ Высокий уровень занятости и низкий уровень вынужденной безработицы
§ Осуществление рационального рыночного ценообразования для поддержания стабильности цен
§ Равновесие экспорта и импорта
§ Стабильность валютного курса
Проблемы составляющие предмет макроэкономики:
§ Национальное производство — измерение национального объема производства и осуществление необходимых мер для поддержания постоянных темпов экономического роста.
§ Занятость — макроэкономическая нестабильность, цикличность развития, безработица
§ Уровень цен — вмешательство государства в экономическое развитие для снижения инфляции и улучшения благосостояния граждан
§ Внешнеэкономическое развитие — сотрудничество с другими странами
Инструменты макроэкономической политики
Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.
Фискальная политика | Государственные расходы |
Налогообложение | |
Денежная политика | Контроль за количеством денег |
Воздействие на ставку процента | |
Внешнеэкономическая политика | Внешнеторговая политика |
Валютная политика | |
Политика доходов | Контроль за ценами |
Контроль за заработной платой |
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией
Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:
а) промежуточные макроэкономические цели;
б) тактические макроэкономические цели.
Первые регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.
Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инструменты, которые оно может использовать для воздействия на экономику.
Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способствующая достижению одной или нескольких макроэкономических целей.
Выделяются следующие инструменты макроэкономической политики.
Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование налогами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:
а) сокращая располагаемый доход или расходуемый доход домашних хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП;
б) оказывая влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага.
Денежно-кредитная политика, осуществляемая государством путем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на экономическую конъюнктуру. Например, политика дорогих денег повышает процентные ставки, снижая экономический рост и повышая уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег вызывает экономический рост и сокращение уровня безработицы.
Политика доходов - это стремление государства сдержать инфляцию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы и цен.
Политика доходов в западной экономической литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать-сорок лет назад эта политика считалась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, ибо она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран использует ее в чрезвычайных обстоятельствах.
Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повышает эффективность и экономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт, имеет место дефицит торгового баланса.
Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществляется координацией макроэкономической политики в различных экономических регионах, но главным образом посредством управления валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.
Ученые и экономические школы, внесшие вклад в развитие макроэкономики
Кейнсианство -- макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег[1] Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году, тем не менее, ряд научных работ Дж. М.Кейнса, где вырабатывается его теория, публикуются с начала 1920-х гг., под влиянием уроков и последствий Первой мировой войны.Появление экономической теории Кейнса называют "кейнсианской революцией". Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения.
Кейнсианство.
Кейнс Джон Мейнард (1883-1946) - выдающийся английский экономист, государственный деятель, публицист, основоположник кейнсианства, одного из основных течений экономической мысли ХХ в. Родился в Кембридже в семье профессора логики и экономической теории Кембриджского университета. За свою первую экономическую работу "Индексный метод" Кейнс получил в 1909 г. премию им. А. Смита. В его главном труде "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) сформулированы основные положения кейнсианства. Дж. Кейнс в своей книге "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей, - но при этом правильная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика государства может воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория стала доминирующей в сфере макроэкономики и государственной политики. Начиная с послевоенного периода и вплоть до 60-х годов любой анализ макроэкономической политики основывался на кейнсианских постулатах. Идеи, сформулированные Кейнсом, были развиты его последователями - Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном. Так, французский экономист-физиократ Ф. Кенэ в работе "Экономическая таблица" (1758) впервые в экономической науке сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства с точки зрения определения балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Определенные моменты макроэкономического анализа содержатся в работах английского экономиста Д. Юма в его монетаристском подходе к платежному балансу. Макроэкономический подход к анализу общественного воспроизводства использовал К. Маркс в своей модели, изложенной им во втором томе "Капитала" (1885), в котором он исходил из соответствия между натурально-вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта. Маркс исследовал экономические законы, определяющие судьбы капитализма. Решающую роль при этом он отводил закону прибавочной стоимости.
Маркс внес вклад в макроэкономическую теорию. В частности, он построил двухсекторную модель простого и расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта, которую изложил во втором томе "Капитала" (1885).
Институционализм
Митчелл был ведущим теоретиком Гарвардской школы конъюнктуроведения, которая разрабатывала методы борьбы с экономическими кризисами.
Митчелл ставил задачу создания методов ослабления экономических кризисов. В его теории отсутствовала цикличность, а кризис был заменен рецессией - плавным снижением темпов роста. Митчелл создал теорию регулируемого капитализма. После Второй мировой войны чистый институционализм пошел на спад.
Монетаризм.
Американский ученый Милтон Фридмен (1912 г.) - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава "новой монетаристской школы", лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические советы использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике, проводимой Р. Рейганом в США. . По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения. Милтон Фридмен в своей работе "Количественная теория денег" отмечает, что инфляция всегда и везде явление денежное, и ответственность за контроль над ней лежит на правительстве. Официальные принудительные цены и установленные потолки для роста заработной платы не устраняют инфляционного наступления. Самое большее -- они подавляют его. И подавленная инфляция намного болезненнее открытой.
Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) была сформулирована Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.
Школа неоклассического синтеза.
Большой вклад в разработку этой модели внес лауреат Нобелевской премии 1970 г. американский экономист Пол Самуэльсон. Так, в первом томе своего капитального труда "Экономикс", выдержавшего множество изданий и переведенного на русский язык, он доказывает, что существующий в современных демократических странах уровень экономического развития свидетельствует, что они располагают как "фискальными и кредитно-денежными инструментами", так и политической возможностью использовать их, чтобы преодолеть хронические резкие спады и "галопирующие" инфляции. П. Самуэльсон глубоко исследует вопросы функционирования смешанной системы капиталистической рыночной экономики, реализации экономической роли государства, существования федеральной резервной системы, включающей проблему государственных финансов, налогов, регулирования денежного обращения.
Австрийская школа.
В девятнадцатом веке приходят такие экономисты как Давид Рикардо и Томас Мальтус[11]. Именно в этот период было сформулировано предположение о том, что в макроэкономике не может быть дисбаланса совокупных спроса и предложения, поскольку последнее «само порождает совокупный спрос». Данное утверждение было сделано выдающимся французским экономистом Жаном Батистом Сэем и было названоЗаконом Сэя[13].
Основными представителями классической макроэкономической мысли также являются Альфред Маршалл, Артур Пигу, и другие[1]
Экономика предложения.
Значительный вклад в развитие теории экономики предложения (eng. Supply-side economics) внесли такие экономисты как Артур Лаффер и Роберт Манделл. Приверженцев данной школы иногда называют «саплай-сайдерами» (eng. «Supply-siders»)[30].
По мнению представителей этой школы, необходимо создать все условия населению для эффективного производства товаров и услуг. Таким образом, стимулирование предложений рабочей силы и капитала было важным критерием развития экономики[31]. Как правило, «саплай-сайдеры» активно поддерживают снижение налогов государством, поскольку, в большинстве случаях, фирмы рассматривают налоги как дополнительные издержки на каждую дополнительную единицу продукции, и увеличение налогов может привести к сокращению совокупного предложения, что, в свою очередь, может привести к таким последствиям, как стагфляция и инфляция издержек[31].