Оценка перевозчика: пример

Критерий оценки Относительная значимость * Эффективность перевозчика ** Рейтинг перевозчика
1. Издержки
2. Транзитное время
3. Надежность (стабильность транзитного времени)      
4. Технические и сервисные возможности
5. Доступность
6. Безопасность (сохранность груза)
Итого - -
Примечания:* 1 – очень важен; 2 – умеренно важен; 3 – наименее важен. ** 1 – высокая; 2 – средняя; 3 – высшая.

Принципиальное отличие проанализированных [2, 5, 23, 25 и др.] работ состоит в том, что в них приведены два подхода:

· Аналитический, предполагающий осуществление выбора с использованием формул, которые включают ряд параметров, характеризующих ЛП (например, метод стоимости оценки при выборе перевозчика;

· Экспертный, в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих ЛП, и описаны процедуры получения интегральных экспертных оценок (рейтингов).

 
  Оценка перевозчика: пример - student2.ru

Рис. 4.1 Алгоритм выбора перевозчика.

Рассмотрим оба подхода подробнее.

Аналитический подход [25] является универсальным, но не следует забывать, что входящие в него параметры ЛП могут потребовать экспертных методов оценки. Помимо этого приведенные зависимости для выбора перевозчика не проиллюстрированы примерами расчетов, что затрудняет общую оценку их точности и достоверности. Помимо этого получение аналитических зависимостей, включающих основные параметры ЛП, является довольно трудоемкой задачей.

Таблица 4.2

Расчет рейтинговых оценок для выбора перевозчика

Критерий Ранг Вес* Первый перевозчик Второй перевозчик Третий перевозчик
Оце-нка Рей-тинг Оце-нка Рей-тинг Оце-нка Рей-тинг
1. Надежность времени доставки 5,0 15,0 5,0 10,0
2.Тариф за перевозку 2,5 2,5 5,0 7,5
3.Финансовая стабильность 1,0 1,0 3,0 2,0
4.Сохранность груза 0,55 1,65 1,1 1,1
5.Отслежива- ние отправок 0,42 0,84 0,84 0,42
Суммарный рейтинг       20,99   14,94   21,02
Примечаниz: * вес определен делением количества критериев (5) на соответствующий ранг; ** рейтинг- произведение «оценки» на «вес».

Экспертный подход. Приведенные в работах алгоритмы и примеры расчетов интегральных (рейтинговых) оценок ЛП отличаются многообразием, но их активное практическое использование ограничено, на наш взгляд тем, что участие экспертов в процедурах оценивания не формализовано и колеблется в широких пределах. Так, вариант-максимум включает следующие операции [23]:

Общее описание N показателей (критериев), характеризующих ЛП данного ЗЛС

Ранжирование показателей

Присвоение балльных (ранговых) оценок

Отбор М показателей (критериев) оценки ЛП

Определение весовых коэффициентов Wi для М показателей с учетом åWi = 1 или расчет по формуле

Wi = М / i, i = 1, 2, … N, (4.1)

где М – количество отобранных показателей из общего количества, равного N;

i – ранг (балл), присвоенный i-му показателю.

6 Выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных ЛП, например, «хорошо» (1), «удовлетворительно» (2), «плохо» (3) и т. п.

7 Присвоение баллов каждому j-му ЛП, т. е. собственно процедура оценивания в виде баллов aij для i-строк (показатели) и j-столбцов (конкретные ЛП).

8 Расчет интегрального показателя (ранга) Аj для каждого j-го ЛП

А = åWiaij, (4.2)

где К – количество сравниваемых ЛП.

Таким образом, вариант-максимум предусматривает участие экспертов в семи операциях, что с одной стороны затрудняет и удорожает получение итоговых результатов, с другой стороны приводит к разным вариантам выбора ЛП даже для одной и той же логистической системы в силу произвольности и субъективизма при выполнении ряда операций.

Дальнейшие исследования и накопленный опыт оценивания позволил разработать общий алгоритм выбора ЛП (рис.4.2), включающий следующие положения:

1. Все показатели (критерии) разделены на три группы: количественные, качественные, релейные («да»\ «нет»); это позволяет использовать различные подходы при их определении и расчете интегральных оценок для ЛП. Поскольку в ряде работ приведены общие ранжированные перечни показателей (критериев) для поставщиков, экспедиторов, перевозчиков, то это позволяет констатировать, что в дальнейшем для всех ЛП будут разработаны стандартизованные таблицы показателей (критериев), см. таблицы 4.3, 4.4, 4.5.

2. К релейным показателям отнесены такие, которые имеют только два показателя: «да» или «нет». Например, наличие у ЛП соответствующего сертификата качества или лицензии, страховых полюсов, допуск к каким-либо процедурам (в частности для международных перевозчиков – допуск к процедуре МДП) и другие. Выделение релейных показателей повышает объективность процесса выбора, а также сократить объем работы экспертов.

3. Весовые коэффициенты Wi, учитывающие степень влияния показателей на интегральную оценку, рассчитываются для количественных и качественных показателей с учетом их общего ранжирования по следующим формулам:

· для линейной зависимости

Wi = Оценка перевозчика: пример - student2.ru i = 1,2,…,N; (4.3)

· для экспоненциальной зависимости

Wi = ∆x exp(-xi), (4.4)

где N – количество учитываемых показателей;

Хi – середина i-го интервала, i = 1,2,…,N.

x – интервал, рассчитываемый с учетом количества показателей и размаха значений x.

Для определения весовых коэффициентов могут быть использованы и другие зависимости, в частности, плотности распределения вероятностей (закон Пуассона, нормальный закон и другие).

 
  Оценка перевозчика: пример - student2.ru

Рис. 4.2 Алгоритм выбора логистических посредников (ЛП)

Таблица 4.3

Критерии выбора транспортно-экспедиторских предприятий*

№ п/п Английское наименование критерия Отечественный аналог критерия Ранг по Америке Ранг по России
1. Transit time Сроки доставки 5,5
2. Reliability Надежность выполнения условий договора
3. Freight rate Стоимость услуги (ставка) 3,5
4. Carrier consideration Характеристика ТЭП
5. Shipper market consideration Учет требований клиентуры 3,5
6. Over, short and damages Наличие систем слежения (связи) за грузом, транспортными средствами 5,5
* По данным к.э.н., доц. СПбГИЭУ, М. Г. Григоряна

4. Для определения значений количественных показателей, помимо оценок экспертов, используются различные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Теоретически возможен вариант, когда все количественные оценки анализируемых ЛП могут быть получены без участия экспертов.

Таблица 4.4

Критерии выбора поставщика [5]

Виды критериев Содержание
Основные 1. Цена продукции; 2. Качество поставляемой продукции; 3. Надежность поставок (обязательства по срокам поставки, ассортименту, комплектации, качеству и количеству поставляемой продукции).
Дополнительные 1. Удаленность поставщика от потребителя; 2. Сроки выполнения текущих и экстренных заказов; 3. Наличие резервных мощностей; 4. Организация управления качеством у поставщика; 5. Психологический климат у поставщика (возможность забастовок); 6. Способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; 7. Финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

Таблица 4.5

Критерии выбора перевозчиков [23]

№ п/п Наименование критерия (показателя) Ранг
1. Надежность времени доставки (транзита)
2. Тарифы (затраты) доставки «от двери до двери»
3. Общее время транзита «ДТД»
4. Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа
5. Финансовая стабильность перевозчика
6. Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)
7. Частота сервиса
8. Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза
9. Потери и хищения груза (сохранность груза)
10. Экипирование отправок
11. Квалификация персонала
12. Отслеживание отправок
13. Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса
14. Готовность схем маршрутизации перевозок
15. Сервис на линии
16. Процедура заявки (заказа транспортировки)
17. Качество организации продаж транспортных услуг
18. Специальное оборудование
* Moller C., Jahanson J. Paradigms in Logistics. – Denmark, 1993.

Обработка количественных показателей производится в соответствии с методами квалиметрии, предусматривающей следующие этапы:

- построение таблицы, в горизонтальных строках которой указываются показатели, в столбцах – значения анализируемых ЛП по каждому показателю Аij;

- для каждого параметра определяется эталонное значение – максимальное или минимальное, в зависимости от влияния показателя на общую оценку;

- если в качестве эталонного выбрано наибольшее Аimax, то все значения данной строки делятся на него, в клетках таблицы заносится Aij = Aij / Aimax;

- если в качестве эталонного выбрано наименьшее Aimin, то эталонное значение делится на другие значения данной строки и в клетках таблицы заносятся aij = Aimin/Aij ;

5. Для получения оценок качественных показателей предлагается использовать функцию желательности, значения которой рассчитываются по формуле:

ai = exp (- exp (-yi)), (4.5)

где ai – значение функции желательности;

yi – значение i-го параметра на кодированной шкале.

Значение yi на кодированной шкале располагается симметрично относительно 0. В табл.4.6 приведены средние и граничные значения функции желательности.

Использование функций желательности (4.5) позволяет свести качественные оценки показателей к количественным, при этом те и другие находятся в интервале 0 – 1. В целях унификации качественные оценки могут быть нормированы относительно максимальных значений по строкам.

Следует подчеркнуть, что количественные показатели также могут быть отработаны с применением функции желательности.

Таблица 4.6

Оценка качества и соответствующие им стандартные оценки

на шкале желательности

Интервал Оценка качества Отметки на шкале желательности
Диапазон Среднее значение
3-4 отлично более 0,950 0,975
2-3 очень хорошо 0,875-0,950 0,913
1-2 хорошо 0,690-0,875 0,782
0-1 удовлетворительно 0,367-0,690 0,530
(-1)-0 плохо 0,066-0,367 0,285
(-2)-(-1) очень плохо 0,0007-0,066 0,033
(-3)-(-2) скверно менее 0,0007 -

В качестве примера рассмотрим последовательность выбора на основе предложенного алгоритма. В табл.4.7 приведены показатели (критерии) и с помощью экспертов определены их оценки для четырех перевозчиков. Из табл.4.7 видно, что показатели разделены на количественные (2-5), качественные (6-9) и релейные (1).

В соответствии с алгоритмом после проверки ограничений четвертый перевозчик исключается из дальнейших расчетов. Для оставшихся количественных и качественных показателей устанавливаются ранги (см. табл.4.7). Следует подчеркнуть, что перевозчики могут быть исключены из рассмотрения в случае отклонения количественных и качественных показателей за установленные пределы. Например, если вероятность доставки «точно-во-время» ниже 0,7, то такой перевозчик исключается из рассмотрения.

Весовые коэффициенты рассчитывались по формуле (4.4) при N=8. Примем Δx=0,5. Тогда, для показателя «надежность» находим (при x1=0,25)

W1 =0,5 е-0,5=0,390;

для показателя «тариф» (при x2=0,75)

W2 =0,5 е-0,75=0,236;

Последовательность расчета оценок количественных и качественных показателей приведена в табл.4.8, 4.9. Там же даны значения оценок с учетом весовых коэффициентов, суммарные и интегральные оценки.

Для примера рассчитаем количественные оценки для показателя «надежность», см. табл.4.8. Поскольку предпочтительным при выборе перевозчика является более высокий показатель надежности, то за эталонное значение Аijmax принимаем 0,95, которое относится к третьему перевозчику. Соответственно, оценки «надежности» первого и второго перевозчика будут: А11 =0,8/0,95=0,84; A12 =0,85/0,95=0,89

Расчет рейтинговых оценок для данного показателя производится с учетом веса W1 =0,390. Так для первого перевозчика находим:

a11 = W1* А11=0,390*0,84=0,328

Таблица 4.7

Показатели (критерии) для оценки перевозчика

№ п/п Критерий Ранг
1. Наличие сертификата да да да нет  
2.* Надежность 0,8 0,85 0,95 0,90
3. Тариф, у.е.\км 0,75 0,8 0,82 0,85
4.** Общее время,%
5.*** Финансовая стабильность
6. Частота сервиса хор. оч. хор. удовл. удовл.
7. Сохранность оч. хор. удовл. отл. хор.
8. Квалификация персонала оч. хор. отл. хор. хор.
9. Готовность к переговорам оч. хор. хор. хор. хор.
Примечания: * вероятность доставки «точно-во-время» ** возможность отклонения от плановой продолжительности перевозки,% *** условные оценки

Таблица 4.8

Расчет количественных оценок

№ п/п Критерий Вес, Wi Эталон Перевозчики
1*
1. Надежность 0,390 0,95 max 0,84 0,328 0,89 0,347 1,0 0,390
2. Тариф 0,236 0,75 min 1,0 0,236 0,94 0,222 0,91 0,215
3. Общее время 0,087 1,0 min 0,5 0,044 1,0 0,087 0,67 0,058
4. Финансовая стабильность 0,032 8,0 max 0,75 0,024 1,0 0,032 0,87 0,028
5. Суммарная количественная оценка с учетом Wi       0,632 0,688 0,691
Примечание: * в числителе-оценки, рассчитанные с учетом эталонных значений; в знаменателе- рассчитанные с учетом весовых коэффициентов.

Таблица 4.9

Расчет качественных и интегральных оценок

№ п/п Показатель Вес, W Перевозчики
1*
1. Сохранность 0,143 0,913 0,130 0,53 0,076 0,975 0,139
2. Квалификация персонала 0,053 0,913 0,048 0,975 0,052 0,782 0,041
3. Частота сервиса 0.020 0,782 0,016 0,913 0,018 0,53 0,010
4. Готовность к переговорам 0,013 0,918 0,012 0,782 0,010 0,782 0,010
5. Суммарная качественная оценка с учетом Wi   0,206 0,156 0,200
6. Интегральный оценка (рейтинг)   0,838 0,844 0,891
См. примечание к табл.4.8

При расчете качественных оценок (табл.4.8), воспользуемся функцией желательности. Например, показатель «сохранность» у первого перевозчика эксперты оценили как «очень хорошее». В соответствии с табл.4.6 находим- этой оценке соответствует среднее значение А31=0,913, а с учетом веса качественная оценка равна a31=W3·A31=0,143*0,913=0,130.

Поскольку наилучшему ЛП должен соответствовать наибольший рейтинг, то в качестве такового должен быть выбран третий перевозчик (aimax=0,891).

Таким образом, разработанный алгоритм выбора ЛП, являющийся обобщением существующих подходов, позволяет формализовать большинство расчетных процедур, и тем самым повышает объективность экспертных оценок

5. Модель «точно во время»

В работе [2] введено понятие «функционального цикла» (ФЦ) или «цикла исполнения заказа», являющегося основным объектом интегрированной логистики. Согласно цитируемой работе функциональным циклам присущи следующие особенности:

· базовая структура ФЦ (связи, узлы и т.д.) одинакова для физического распределения, материально-технического обеспечения производства и снабжения;

· какой бы сложной ни была логистическая система в целом, необходимо исследовать конфигурацию отдельного ФЦ, чтобы выяснить важнейшие взаимосвязи и линии контроля;

· поскольку временные интервалы выполнения отдельных операций, из которых состоит ФЦ, являются случайными величинами, то и весь цикл является случайной величиной, подчиняющейся определенному закону распределения.

Для математического описания продолжительности ФЦ, как правило, представляющего сумму времен выполнения отдельных элементов цикла, можно воспользоваться известными формулами теории вероятностей:

- для среднего значения времени ФЦ;

Оценка перевозчика: пример - student2.ru , (5.1)

- для среднего квадратического отклонения;

Оценка перевозчика: пример - student2.ru (5.2)

где Оценка перевозчика: пример - student2.ru - соответственно средние значения и средние квадратические отклонения времени выполнения i-ой операцией ФЦ;

rij – коэффициент корреляции между i-й и j-й операцией ФЦ.

Знак i ≤ j означает, что суммирование распространяется на все возможных попарные сочетания случайных величин. Если рассматриваемые величины не коррелированны, то при всех rij=0 формула для среднего кавадратического отклонения σT упрощается.

Вероятностная трактовка ФЦ позволяет определить его продолжительность Т0 с заданной доверительной вероятностью. Например, при условии, что функция распределения времени ФЦ подчиняется нормальному закону

Оценка перевозчика: пример - student2.ru (5.3)

где xp – показатель нормального распределения, соответствующий вероятности Р.

Наши рекомендации