Основная цель деятельности предприятия

1 вариант

Основными целями предприятия могут быть:

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
  • добиться более высокого качества своего товара;
  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
  • повысить прибыльность своих операций;
  • добиться максимально возможного уровня занятости.

В результате деятельности деловая политика определенного предприятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

  1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;
  2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
    • каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы;
    • каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
  3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

  1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
  2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
  3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
  4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
  5. Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
  6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
  7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Основные компоненты миссии:

  1. Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
  2. Категории целевых групп потребителей.
  3. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
  4. Конкурентные преимущества.
  5. Философия бизнеса.

2 вариант

Получение стабильной, максимальной прибыли от осуществления своей деятельности.

Ляско: Цели могут выглядеть следующим образом: миссия – основная обобщающая цель, определяющая общий смысл существования фирмы, целевые ориентиры фирмы, важные с точки зрения обеспечения долговременных конкурентных позиций. Не смотря на свою общность, формулировка миссии должна быть лаконичной. За последние 100 лет самая лаконичная – миссия Форда (дешевые автомобили для народа). Миссия является основой для выработки цели и стратегии ее достижения. Цели делятся: - главная или генеральная цели; - цели следующих уровней управления. Для каждой фирмы разрабатывается дерево целей, которое разрабатывается по 3 принципам: 1) по временному интервалу; 2) по функциональному принципу – в отличие от временного каждому подразделению фирмы устанавливается цель его развития на 5 лет; 3) комплексный, объединяющий 2 вышеупомянутых принципа.

При разработке цели рассматривается бизнес-деятельность фирмы и выделяются отдельные направления деятельности. Для каждого направления деятельности на 5 лет определяются цели развития и осуществляется распределение ресурсов для достижения этих целей.

Цели развития фирмы: - повысить долю фирмы на рынке на …%;

увеличить прибыль фирмы на …%.

В иерархии целей прибыль фирмы занимает лидирующее положение.

24.Виды учёта и контроля на предприятиях.

Учет и контроль - необходимые составляющие любого производственного, управленческого процесса. Хозяйственный контроль подразделяется на экономический анализ, фактический и документальный контроль.

Учет - это наблюдение, измерение (подсчет), регистрация и систематизация явлений социально-экономической жизни. Он представляет собой разновидность хозяйственного контроля. Основной целью хозяйственного учета является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия правомерных управленческих решений на различных уровнях.

В практической деятельности экономических субъектов применяют три вида учета: статистический, оперативный и бухгалтерский.

Статистический учет (статистика) - наблюдение, подсчет и регистрация количества тех или иных общественных явлений для раскрытия их качественного состояния.

Статистика применяется как в экономике, в праве, так и в других областях общественной жизни, в частности в сфере борьбы с преступностью (судебная статистика), в демографии (перепись населения), в социологии и т.д.

Оперативный (оперативно-технический) учет - наблюдение, подсчет, регистрация и контроль за отдельными хозяйственными операциями для текущего руководства ими. Например, наблюдение и подсчет начальником смены механического цеха количества изготовляемых изделий (втулок, болтов и др.) в единицу времени (за смену, сутки, неделю), учет расхода горючего на автотранспорте, сырья на предприятиях и т.д. Этот вид учета ведется как в натуральных единицах, так и в денежном выражении, в произвольной форме. Никаких нормативно определенных, специальных документов при этом не составляется.

Бухгалтерский учет отличается от других видов учета своими обязательными, нормативно определенными признаками и характеристиками: это непрерывное, сплошное, документальное отражение хозяйственных средств, их источников и хозяйственных процессов в денежном выражении.

Бухгалтерский учет представляет собой способ наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций путем регистрации всех хозяйственных процессов посредством составляемых документов, отражающих каждую экономическую операцию. Он имеет ряд характерных черт, которые отличают его от других видов учета (в частности, статистического): в системе бухгалтерского учета отражаются все без исключения хозяйственные операции, которые производятся на предприятии; в бухгалтерском учете отражаются только те хозяйственные операции, которые имеют денежное измерение; рассматриваемый учет использует свои специфические методы (приемы), которые не применяются в других видах учета или применяются редко (счета, двойная запись,баланс).

Все три вида учета связаны между собой и образуют единую систему хозяйственного учета в России, который характеризуется объективностью и точностью. Без учета невозможно хозяйственное планирование; учет служит фундаментом при составлении плана развития экономики и деятельности конкретных экономических субъектов и основой контроля за его выполнением. Он используется в управлении хозяйством, обеспечивает принцип социальной справедливости, служит делу сохранности и правильному использованию национального богатства страны, защиты интересов добросовестных экономических субъектов.

Без учета и контроля немыслимо вести борьбу с хищениями собственности, экономическими и коррупционными правонарушениями, взяточничеством, различного рода

злоупотреблениями должностных лиц.

Требования к учету:

- Аналитичность – соответствие потребностям

- Объективность – точность и достоверность

- Единство информации разл.источников учета

- Рациональность – минимум затрат на сбор и обработку и максимум эффект при анализе

Виды контроля:

По объектам: предприятие; отрасль; подразделение; рабочее место.

По субъектам – кто проводит: экономические, финансовые службы; органы хоз. управления; кредитный; аудиторский; соц-экономический; эк-статистический; экологический; текущий; оперативный; итоговый.

Наши рекомендации