Конкуренция

КОНКУРЕНЦИЯ(от лат. concurrentia — сталкиваться) — состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами;

борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

-наличием множества равноправных рыночных субъектов;

-полной экономической обособленностью каждого из них;

-зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

-противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг— продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей.

Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители — счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Основные функции конкуренции:

-обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

-стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

-дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

-давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

-стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Различают следующие виды конкуренции:

1.чистая, идеальная, совершенная конкуренция, имеющая место на рынке со множеством продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж;

2.монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

3.олигополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар;

4.потенциальная конкуренция, которая может иметь место вследствие вхождения в отрасль, проникновения на рынок новых фирм; 5.недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злостных формах называют хищнической;

6.несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции;

7.ценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;

8.неценовая конкуренция — конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах.

Различают конкуренцию:

- функциональную (это конкуренция определенного товара);

-видовую (по цене и качеству);

- межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

-внутриотраслевую и межотраслевую.

Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

-повышение качества продукции,

- снижение цен («война цен»),

-реклама,

-развитие до- и послепродажного обслуживания,

-создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

-экономический (промышленный шпионаж);

- подделка продукции конкурентов;

- подкуп и шантаж;

-обман потребителей;

-махинации с деловой отчетностью;

-валютные махинации;

-сокрытие дефектов и т.д.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Примеры:

1.небольшая фабрика по производству конфет в ходе конкурентной борьбы была поглощена крупной кондитерской фирмой, после чего произошло полное техническое оснащение фабрики и увеличился объем производства

2.компания-оператор сотовой связи объявила о новых услугах мобильного интернета, другие компании были вынуждены выступить с аналогичными предложениями

3.ресторан быстрого питания под влиянием конкуренции со стороны других участников рынка ввел в меню не только гамбургеры. Но и салаты и соки.

Положительные проявления конкуренции:

-конкуренция создает возможности выбора для потребителя

НАПРИМЕР: два салона красоты конкурируют между собой для привлечения клиентов. Клиент может выбрать место. Где услуги более качественные и приемлимые для него по ценам

-конкуренция способствует внедрению новейших достижений и технологий в производство

НАПРИМЕР: стремясь расширить рынок сбыта. Обувная фабрика приобрела и запустила новую итальянскую линию по производству модельной обуви

-конкуренция вынуждает предприятия быстро реагировать на изменение экономической обстановки

НАПРИМЕР: появление электронных книг вынуждает все издательства приступить к производству электронной литературы для школьников

Отрицательные проявления конкуренции:

-в результате конкуренции некоторые производители могут разориться и уволить работников

НАПРИМЕР: ставшее убыточным неконкурентноспособное предприятие закрылось и сократило несколько тысяч работников

-в ходе конкурентной борьбы могут быть использованы нечестные методы

НАПРИМЕР: одно из конкурирующих предприятий дало взятку чиновнику для получения выгодного муниципального заказа

-конкурентная борьба вынуждает товаропроизводителей неоправданно большие средства затрачивать на рекламу

НАПРИМЕР:производители моющих средств, оплачивая рекламу на всех центраьных каналах, вынуждены повышать цены на свою продукцию

ДЕНЬГИ

Деньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

ИСТОРИЯ ДЕНЕГ.

Предполагается, что до появления денег был бартер— прямой безденежный обмен товарами.

В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги):

  • на островах Океании и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины,
  • в Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине,
  • во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными,
  • на Руси помимо всего прочего могли использоваться соляные бруски,
  • позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.

Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось ,и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.

До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро. Лишь в некоторых странах (в Ассирии и Египте) ещё за 2 тысячелетия до н. э. для денег использовали золото. С развитием товарного производства стремительно увеличилась стоимость и количество ежедневных торговых операций. Потребовалось увеличение стоимости обменного эквивалента. Повсеместно золото и серебро стали денежными товарами, как товары с большой стоимостью при небольшом весе и объёме.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году нашей эры. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769 г.).

Наши рекомендации