Обеспечение сохранности материальных

Ценностей

В условиях становления рыночных отношений не теряет ост­роты задача обеспечения сохранности материальных ценностей в организациях любых форм собственности.

Являясь собственниками имущества, хозяйственные общества и товарищества заинтересованы в его сохранности и эффектив­ном использовании. Поэтому одной из важных задач юридичес­кой службы должно быть признано применение правовых средств для обеспечения сохранности имущества. Выполнение этой зада­чи касается практически всех сфер хозяйственной деятельности организаций. Оно предполагает осуществление юридической служ­бой разнообразных мер или участие в этом.

При реализации соответствующих мероприятий юридическая служба в данной работе не подменяет другие звенья организа­ции, а взаимодействует с ними — бухгалтерией, отделами снаб­жения, сбыта, иными структурными подразделениями. Вместе с тем от юристов нередко требуется проявление инициативы для выполнения необходимых мер.

Обеспечение сохранности имущества представляет собой от­дельное направление правовой работы в организации в целом и работы юридической службы в частности. Применение правовых средств для усиления сохранности денежных и материальных цен­ностей определяется в зависимости от того, на какой стадии дви­жения имущества (при транспортировке, хранении, в производ­ственном процессе, отпуске и т. п.) произошли потери, каковы их причины, по вине каких структурных подразделений и лиц они возникли.

Одной из первых и постоянных задач является учет требова­ния сохранности имущества при проверке юристами проектов при­казов, положений, инструкций, договоров и других документов, в которых затрагиваются вопросы сохранности имущества и пре­дупреждения необоснованных потерь. Юридическая служба долж­на добиваться закрепления в таких документах конкретных обя­занностей подразделений и работников по обеспечению сохран­ности материальных ценностей, надлежащему осуществлению при-


faji



Правовая работа


13. Обеспечение сохранности материальных ценностей



емки, хранения и учета материальных ценностей, предупрежде­ния хищений, прочих потерь, стимулирования за экономию ма­териальных ресурсов.

Юридическая служба должна уделять внимание договору об охране объектов между организацией и охранным предприятием. Деятельность охранных предприятий регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной дея­тельности в Российской Федерации»1. Статья 1 Закона определяет частную охранную деятельность как оказание на возмездной до­говорной основе услуг физическим и юридическим лицам пред­приятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ор­ганов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 относит к видам частной охранной деятельности:

охрану имущества собственников, в том числе при его транс­портировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Оказание услуг в сфере охраны разрешается только организа­циям, специально учреждаемым для их выполнения.

Положения о частной охранной деятельности не распростра­няются на объекты, подлежащие государственной охране, пере­чень которых утверждается Правительством РФ. Охранным орга­низациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной ох­раны имущества собственников, а также использовать техничес­кие и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и те­лефонной связи.

На частную охранную деятельность распространяются прави­ла применения специальных средств, установленные Правитель­ством РФ для органов внутренних дел. Частные охранники имеют право применять специальные средства для пресечения преступ­ления против охраняемой ими собственности, когда правонару­шитель оказывает физическое сопротивление.

Эффективность охраны может быть обеспечена только при чет­кой разработке и соблюдении условий заключаемого с нею дого­вора. Основанием договора служит составляемый сторонами акт о технической укрепленности объекта и средствах охраны. В дого-

ВВС РФ, 1991№ 17. Ст.

воре следует предусматривать регулярную (не реже двух раз в год) совместную проверку технического состояния объекта. При обна­ружении недостатков в техническом оснащении должны предус­матриваться меры по усилению защищенности и сроки их осуще­ствления. При составлении договора важно обращать внимание на правильность и полноту определения условий об обязанностях ох­ранной организации, обеспечивающих надлежащую охрану объ­екта.

Для охраны должны создаваться условия в осуществлении кон­троля за вывозом из организации материальных ценностей. Тако­во устройство помоста на уровне борта автомобиля или установ­ление зеркал, позволяющих проверять количество мест и вид вы­возимого груза. Должны быть четко определены виды документов на вывоз (вынос) за пределы территории материальных ценнос­тей и подписывающие их лица. Следует обращать внимание на недопустимость вывоза (выноса) материальных ценностей по ус­тным указаниям или запискам руководящих лиц без оформления надлежащих документов.

Вопросы обеспечения сохранности материальных ценностей, их экономного расходования должны отражаться в коллективных трудовых договорах и договорах с материально ответственными лицами. Опыт хозяйствования советского периода позволяет ут­верждать, что особое место среди мер по обеспечению сохранно­сти имущества также и в рыночной экономике может занимать материальное стимулирование за экономию материальных ресур­сов в производстве. Порядок и условия материального стимулиро­вания за экономию ресурсов целесообразно предусматривать в ло­кальных нормативных актах организации: коллективном догово­ре, прилагаемом к нему положении об оплате труда.

Обязанностью юридических служб является надлежащее офор­мление договоров с материально ответственными лицами. В соот­ветствии с Трудовым кодексом РФ договоры о полной матери­альной ответственности могут быть заключены организацией с ра­ботниками, которые занимают должности или выполняют рабо­ты, непосредственно связанные с хранением, обработкой, про­дажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен проверять и ви­зировать все заключаемые организацией договоры о полной мате­риальной ответственности. При этом следует выяснить, относит­ся ли сторона по договору к категории работников, с которыми согласно действующему законодательству может быть заключен такой договор, своевременно ли заключается договор.

4 Правовая работа


г

Правовая работа

Юристам необходимо обращать внимание на подробное изло­жение обязанностей администрации и материально ответствен­ного лица. Отпуск, увольнение, перевод на другую работу матери­ально ответственных лиц должны проводиться при обязательном документальном оформлении, инвентаризации и полной переда­че числящихся за-ними материальных ценностей. При проверке соответствия закону проекта приказа об увольнении и переводе лица, несущего полную материальную ответственность, необхо­димо убедиться в том, что приказ предусматривает передачу в установленном порядке материальных ценностей другому лицу.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется орга­низовать совместно с заинтересованными подразделениями (от­дел сбыта, транспортный отдел и др.) изучение материально от­ветственными лицами действующих правил хранения и перевоз­ки материальных ценностей, инструкций о порядке приемки про­дукции и товаров по количеству и качеству.

Вопросы предупреждения и сокращения потерь товаров долж­ны находить решение в заключаемых с контрагентами договорах куп ли-продажи, поставки и др. Так, подлежат конкретизации ус­ловия об используемой таре и упаковке, их совершенствовании для предупреждения утраты товара. Важное значение имеет уста­новление в договорах обязанности использования отправителем специализированной тары и упаковки. Таковы специализирован­ные контейнеры, поддоны, грузовые сетки, оборудование в ваго­нах стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки. Их применение не только позволяет механизировать и значительно ускорить погрузочно-разгрузочные работы, но в несколько раз сокращает потери от боя и затрудняет хищения.

В договорах следует предусматривать предельные размеры од­новременно отгружаемых партий товара, устанавливать расписа­ние отгрузок или интервалы времени между каждой отгрузкой. Данное условие особенно важно при поставках массовых или ско­ропортящихся грузов. Необходимо предусматривать обязанность уведомления продавцом покупателя по телефону или телеграфом об отправке ему товара. Это позволяет покупателю подготовиться к получению товара, своевременно произвести его выгрузку из транспортного средства. Условия, направленные на повышение со­хранности грузов при перевозке, могут предусматриваться также в организационных договорах с транспортными организациями.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо участво­вать в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности, в том числе инструкций, устанавли-

13.Обеспечение сохранности материальныхценностей

ваюших порядок поступления и приемки в фирме материальных ценностей, учета их движения с материальных складов в произ­водство, учета выпуска и отпуска готовой продукции.

Юридической службе совместно с работниками бухгалтерии и другими подразделениями следует активно содействовать ликви­дации дебиторской задолженности. В этих целях необходимо: уча­ствовать в организации работы по взысканию задолженности с Лиц, причинивших материальный ущерб хищениями, недостача­ми, порчей материальных ценностей; разрабатывать мероприятия, исключающие возможность пропуска сроков исковой давности на взыскание дебиторской задолженности; контролировать обосно­ванность списания на убытки и отнесения на забалансовые счета сумм, числящихся за неплатежеспособными должниками.

Особое место в вопросах обеспечения сохранности имущества принадлежит четкой организации приемки получаемых матери­альных ценностей по количеству и качеству. Значительная нагруз­ка в организации приемки ложится на юридическую службу.

Основные функции юристов в этом деле сводятся к следую­щим:

1) обеспечение четкого определения в договорах на отчужде­ние и приобретение товаров порядка их приемки по количеству и качеству;

2) контроль за соблюдением установленного нормативными актами и договорами порядка приемки товаров по количеству и качеству;

3) разработка форм актов приемки товаров по количеству и качеству, их распечатка и обеспечение бланками соответствую­щих лиц.

4) организация изучения соответствующими работниками нор­мативных актов, регулирующих порядок приемки, оказание не­обходимой помощи при составлении актов приемки;

5) обеспечение возмещения ущерба, причиненного недоста­чей или недоброкачественностью поступившего товара по вине контрагента или перевозчика.

Юридический отдел (юрисконсульт) должен периодически контролировать соблюдение в организации порядка приемки то­варов по количеству и качеству. При этом необходимо выяснять, правильно ли фиксируются количество и качество товаров в мо­мент их получения от транспортных организаций или поставщи­ков (изготовителей) и в процессе оприходования. При выявлении недостатков следует вносить руководству организации предложе­ния по совершенствованию порядка приемки материальных цен­ностей.




Правовая работа

13. Обеспечение сохранности материальных ценностей



Одной из обязанностей юристов, предусмотренных п. 9 Обще­го положения о юридической службе в части обеспечения сохран­ности материальных ценностей, является участие в работе по лик видации дебиторской задолженности, обеспечение соблюдения за­конодательства при списании денежных средств и материальных ценностей. Данная работа должна носить постоянный характер и проводиться в тесном контакте с бухгалтерией.

При рассмотрении вопросов списания имущества юридичес­кая служба обязана контролировать соблюдение порядка списа­ния и недопущение списания имущества, долгов, недостач и других потерь без принятия всех мер к возмещению причиненного орга­низации ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Необходимо совместно с заинтересованными подразделения-ми (бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта, производственный и др.) анализировать причины, повлекшие за собой порчу мате­риальных ценностей, а также причины и условия, способствую­щие хищениям, возникновению потерь. При этом, в частности, следует использовать материалы инвентаризаций, ревизий и ауди­торских проверок. По результатам анализа надлежит подготавли­вать соответствующие предложения.

Формы участия юридической службы в работе по списанию с бухгалтерского баланса имущества могут быть различными. Тако­вы непосредственное участие юриста в работе балансовой комис­сии, визирование подготовленных бухгалтерией документов и др. Юристы должны проверять документы на списание, причины пор­чи или недостачи, реальное наличие изношенного или повреж­денного имущества, наличие документов, обосновывающих спи­сание, уточнять, принимались ли меры к установлению винов­ных лиц и привлечению их к ответственности, проверять возмож­ность частичного использования имущества, его реализации. В слу­чае истечения срока исковой давности на взыскание просроченной дебиторской задолженности должны определяться лица, не при­нявшие своевременных мер ко взысканию, для решения вопроса об их персональной ответственности.

Решение о привлечении к материальной ответственности ра­бочих и служащих принимается руководителем организации на основании материалов, которыми подтверждается факт причине­ния ущерба, а также с учетом предложений главного бухгалтера и руководителя юридической службы. На юристе фирмы не толь­ко лежит обязанность передачи материалов в суд, но и участие в деле в качестве представителя организации.

Крупный ущерб зачастую причиняется организациям действи­ями их руководителей и должностных лиц. Прежде всего, имеют-

ся в виду незаконное использование и присвоение средств, упла­та организацией санкций за нарушение договорных обязательств и правил ведения хозяйственной деятельности. Уголовный и Тру­довой кодексы РФ предусматривают возмещение подобного ущерба за счет виновных должностных лиц, в том числе руководителей организации. Имущественные требования к руководителям испол­нительных органов или единоличным органам, виновным в воз­никновении убытков, предъявляются от имени организации уч­редителями (членами) общества.

1. Задачи юридической службы по обеспечению сохранности иму-,ества организации. 2. Функции юристов по обеспечению сохранности имущества дермы. 3. Договор об охране объектов организации. 4. Участие юриста в ликвидации дебиторской задолженности.

Вопросы:



14. Правовые средства улучшения качества товаров



14. Правовые средства улучшения качества товаров

Улучшение качества выпускаемых товаров — одна из важней­ших задач для большинства российских организаций. Основная мас­са производимых отечественных товаров пока остается низкока­чественной, они неконкурентоспособны на внешнем рынке. Даже на внутреннем рынке их теснят импортные изделия. Только улуч­шение качества товаров гарантирует предприятию их надежный сбыт и, что самое главное, — повышение получаемой прибыли.

Улучшение качества — комплексная задача, решать которую можно только совместными усилиями основных служб и всех ра­ботников организации. Работа по качеству регламентируется раз­личными документами правового характера и требует примене­ния соответствующих правовых средств. Поэтому юрист организа­ции обязан четко представлять себе систему мер правового воз­действия на качество, владеть навыками применения правовых средств в этих целях.

В каждой хозяйственной организации должна быть разработа­на комплексная система управления качеством продукции. При ее создании следует использовать ГОСТы по управлению качеством продукции, утвержденные Госстандартом РФ (№ ИСО 9.000, 9.001 и др.). Зарубежная практика и опыт передовых российских орга­низаций-производителей свидетельствуют об эффективности та­ких систем. Они предусматривают мобилизацию производствен­но-хозяйственных резервов, активное воздействие на организацию производства, переоснащение производства на основе новейших достижений научно-технического прогресса, усиление требователь­ности к смежникам за качество сырья, материалов, комплектую­щих узлов, последовательное повышение технического уровня и качества товаров.

В условиях товарного рынка и развития конкуренции работа по управлению качеством призвана носить постоянный характер и осуществляться в каждой производственной организации. Дан­ная работа должна быть направлена на непрерывное, последова­тельное улучшение потребительских свойств товаров, более пол­ное удовлетворение запросов потребителей, повышение удобства пользования и хранения, совершенствования тары и упаковки и

т, д. Постоянный характер такой работы требует создания в каж­дой организации специальной службы по управлению качеством продукции. Ее деятельность должна осуществляться в тесном вза­имодействии с юридической службой организации.

Деятельность по управлению качеством ведется в различных формах и разными методами. К основным ее направлениям отно­сятся:

определение требований к качеству;

оценка уровня качества;

планирование повышения качества;

экономическое стимулирование;

осуществление производственных, технологических мер;

работа с персоналом;

воздействие на смежников по улучшению качества материа­лов и комплектующих изделий;

надзор и контроль за качеством и принятие мер по результа­там.

Для юридических служб выбор главных направлений в работе по обеспечению качества зависит от таких факторов, как общее положение дел с качеством в организации, состояние производ­ственной (технологической) дисциплины, состояние и техничес­кие возможности производственного оборудования, качество по­ступающего сырья, подготовленность и квалификация рабочей силы и др.

Юридическая служба призвана активно участвовать в разра­ботке, внедрении и совершенствовании комплексной системы уп­равления качеством. Данную деятельность юристы осуществляют во взаимодействии с другими структурными подразделениями, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями непосредственно несут ответственность за изготовление и выпуск доброкачественных товаров.

В этих целях юристы участвуют в разработке локальных право­вых актов по вопросам качества, содействуют руководителям и специалистам в использовании правовых средств для обеспече­ния качества.

Первоочередное внимание должно уделяться правовому зак­реплению требований к качеству изготавливаемых товаров, их та­ры и упаковки. В соответствии с Федеральным законом от 27 де­кабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»' в целях максимального учета интересов потребителей и иных лиц для ус-

СЗ РФ. 2002. № 52 (часть I). Ст. 5140.



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров



тановления показателей качества товаров могут применяться на­циональные стандарты и стандарты оранизаций. Национальные стандарты могут разрабатываться любыми лицами и утверждаться Госстандартом РФ. Национальные стандарты применяются на доб­ровольной основе, применение национального стандарта подтвер­ждается знаком соответствия, выдаваемого органом по сертифи­кации на объекты, прошедшие сертификацию. Стандарты орга­низаций разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

Организацией или несколькими организациями может быть создана система добровольной сертификации. При создании та­кой системы устанавливается перечень объектов, подлежащих сер­тификации, и их характеристик, на соответствие которым осуще­ствляется добровольная сертификация. Системой добровольной сер­тификации может предусматриваться применение знака соответ­ствия.

Хотя Гражданский кодекс РФ разрешает оставлять в догово­рах несогласованным условие о качестве продаваемых товаров, практика свидетельствует о том, что покупатели относятся с боль­шим доверием и охотнее закупают товары, качественные харак­теристики которых четко и полно определены стандартом, а со­блюдение требований стандарта подтверждено знаком соответствия. С учетом этого на каждый вид изготавливаемого или осваиваемо­го в производстве изделия следует, по возможности, разрабаты­вать и утверждать стандарт, а на основе сертификации получать знак соответствия. Экземпляры стандарта целесообразно высылать покупателям вместе с предложениями о заключении договора или текстом подписанного договора.

В зарубежной практике более 30 лет успешно используются «ступенчатые» стандарты, предусматривающие несколько повы­шающихся уровней или «порогов» качества на перспективу. Каж­дый порог обычно устанавливает новые требования к качеству од­ного из узлов (блоков) изделия, обеспечивая взаимозаменяемость с прежним вариантом узла и совместимость с остальными узлами. Переход на новые уровни качества осуществляется изготовите­лем по годам согласно договорам. Данный метод использования стандартизации для последовательного улучшения качества изде­лий характеризуется большей экономичностью и удобством при­менения.

В работе по улучшению качества важным фактором является обеспечение поступления от смежников высококачественного сы­рья, материалов, комплектующих частей и оборудования. Эта за­дача не менее сложна и значима, чем использование внутренних

возможностей улучшения качества. Основная нагрузка в оказании воздействия на смежников ложится на юридическую службу. Юри­сты обязаны контролировать закрепление в договорах со смежни­ками требующихся показателей качества закупаемых ресурсов.

При разовом характере закупок материалов, приборов, обо­рудования необходимо тщательно выбирать поставщика, имею­щего высокую репутацию в отношении качества. В договорах, зак­лючаемых на приобретение готовых изделий, сырья и материа­лов, юридическая служба должна добиваться конкретного опре­деления показателей качества. Целесообразно выделять в договоре условие о качестве в виде отдельного раздела договора.

При отсутствии стандарта на реализуемый продавцом товар его качество может определяться согласованным образцом. В этом случае в договоре указываются важнейшие характеристики образ­ца, определяется место его хранения. Сам образец упаковывается, снабжается этикеткой с подписями сторон, опломбируется и пе­редается для хранения соответствующему лицу.

Показатели качества закупаемых товаров могут определяться по каталогам продавцов, на которые делается конкретная ссылка в договоре. Возможно указание основных характеристик товара не­посредственно в тексте договора, хотя это не всегда обеспечивает достаточно полную регламентацию качества. В любом случае юри­дическая служба не должна оставлять неурегулированными в до­говорах условия о качестве.

В договоре важно определять меры ответственности и опера­тивного воздействия на случаи поставки недоброкачественных то­варов. Эффективной мерой является отказ покупателя от получе­ния недоброкачественного товара, доставленного железнодорож­ным и автомобильным транспортом, когда это не противоречит транспортному законодательству. Факт недоброкачественности дол­жен быть зафиксирован актом приемки или записью в товарно-транспортной накладной. В этом случае непринятый груз возвра­щается перевозчиком поставщику.

В договоре следует предусматривать обязанность срочной за­мены продавцом забракованной продукции или устранения недо­статков по требованию покупателя под угрозой взыскания штра­фа или убытков в твердом размере. Возможно установление в до­говоре иных мер воздействия. При этом следует обучать работни­ков отдела снабжения и других соответствующих служб грамотно применять правовые средства в отношении поставщика недобро­качественных товаров.

По-иному должна вестись работа со смежниками, связи с ко­торыми носят устойчивый характер. Здесь важно при выявлении

5 Правовая рабкта



Правовая работа


14. Правовые средства улучшения качества товаров



отгрузок недоброкачественных ресурсов добиваться от смежника исключения впредь таких нарушений либо подыскивать другого более добросовестного поставщика.

Следует использовать долгосрочные связи для последователь­ного по периодам повышения уровня требований к качеству сы­рья, материалов и комплектующих изделий. Дополнительные тре­бования к качеству должны определяться на основании просьб производственных служб и пожеланий покупателей. В договорах необходимо четко определять такие дополнительные характерис­тики и сроки начала поставки изделий согласно новым требова­ниям. Без подобных мер обычно невозможно добиться улучшения качества конечной продукции.

На юристов ложится также обязанность организации приме­нения мер оперативного воздействия и имущественной ответствен­ности в случаях поступления недоброкачественных материалов и изделий.

Контроль за качеством изготавливаемой продукции, а также за качеством поступающего сырья и материалов в организации обычно осуществляется службой или отделом технического конт­роля (ОТК). Однако служба ОТК не должна действовать изолиро­ванно. В организации должна быть создана и внедрена система кон­троля и правовых мер воздействия, которая срабатывала бы в каж­дом случае выпуска недоброкачественных изделий. Главная цель такой системы — не допустить продажи недоброкачественных то­варов, использования некачественного сырья в производстве, пре­дупредить причиняемые этим потери или добиться их возмеще­ния виновными лицами.

Следует иметь в виду, что все виды контроля за качеством продукции не обеспечат надлежащего результата без реальной за­интересованности в этом деле работников организации. Поэтому требуется разработка специальных поощрительных мер за каче­ство.

Юридическому отделу (юрисконсульту) рекомендуется учиты­вать указанные вопросы при разработке документов правового ха­рактера, регулирующих трудовые отношения в организации (пра­вила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, должностные инструкции и т. п.). Целесообразно, чтобы к подго­товке этих документов были привлечены специалисты заинтере­сованных функциональных подразделений. Следует участвовать в проведении с сотрудниками занятий по изучению установленной системы поощрений за улучшение качества изготавливаемых то­варов. Необходимо также анализировать действенность применяе-

мер стимулирования качества и обеспечивать их совершен­ствование.

Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо добиваться правильного применения трудового законодательства при привле­чении работников организации к дисциплинарной ответственно­сти за выпуск брака и иные нарушения требований к качеству. Нельзя, в частности, применять к нарушителям трудовой дис­циплины меры воздействия, не предусмотренные законодатель­ством. При проверке проекта приказа о наложении дисциплинар­ных взысканий необходимо знакомиться со всеми материалами, касающимися дисциплинарного проступка, и прежде всего с объяснениями лиц, в отношении которых издается приказ.

Немаловажное значение значение в борьбе с выпуском бра­кованного товара имеет взыскание сумм ущерба за брак с винов­ных лиц. Статья 248 ТК РФ сохранила порядок, по которому сум­ма причиненного работником ущерба, не превышающая средне­месячного заработка, удерживается по письменному распоряже­нию руководителя. Распоряжение может быть издано в пределах месяца со дня установления размера ущерба.

Вопросы:

1. Применение правовых средств для улучшения качества товаров.

2. Основные направления деятельности юридической службы по повышению качества товаров.

3. Способы определения в договорах требований к качеству из­делий.

4. Материальное стимулирование и материальная ответственность

за качество.



15. Защита прав и законных интересов субъектов


Наши рекомендации