Предельный анализ (маржинализм)

Предельный анализ (маржинализм)

Сущность: экономическое явление анализируется не только в законченном (изучение общих, средних величин), но и в постоянно изменяющемся виде.

Функциональный анализ.

Предполагает следующую последовательность в процессе проведения исследования:

· выявляется типичное качество явления;

· устанавливаются факторы на него влияющие;

· определяется способ взаимосвязи факторов и качества – функция.

Например, У – функция Х, следовательно У = f (Х), где Х – аргумент функции.

Равновесный подход.

Означает, что микроэкономика изучает состояние в ней относительной стабильности, т.е. когда отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния (о проблемах стабильности более детально в следующем разделе).

Существуют общепринятые аксиомы:

а) Если при незначительных изменениях внешних условий экономическое положение субъекта изменяется существенно и нет тенденций к восстановлению равновесия, такое равновесие называется неустойчивым (нестабильным).

б) Если при внешних изменениях внутри экономической системы есть силы, которые способны восстановить прежнее состояние, такое равновесие является устойчивым (стабильным).

3. Метод верифицируемости (проверяемости).

Сущность: каждая выдвинутая теория должна получить частичное или косвенное подтверждение на практике. В том случае, когда теория не согласуется с фактами, ее либо улучшают, либо отвергают и создают новую теорию. Позитивисты считают - нужно объяснять что и как происходит в экономике, избегая субъективных оценок и выводов.

Приверженцы нормативного подхода широко используют метод моделирования экономических процессов и явлений, т.е. изучение объектов познания осуществляется не непосредственно, как в предыдущем случае, а косвенным путем на основе различного рода моделей.

Методы нормативной микроэкономической теории:

В микроэкономике преобладает идеальное моделирование.Оно бывает:

Знаковое моделирование.

Знаковое моделирование предполагает использование формул и графики. Графические модели обладают значительной объясняющей способностью, потому используются чаще.

Существует два типа графиков:

а) графики эмпирических зависимостей – представляют собой эмпирическое отображение зависимости между переменными величинами (точечные графики).

б) графики теоретических зависимостей – выступают в форме теоретического отображения зависимости между экономическими переменными и применяются с целью пояснения процессов функционирования ирреальных экономических систем, либо их составляющих элементов (сплошные линии).

В зависимости от целей исследования в микроэкономике используются два типа моделей:

1. Оптимизационные модели – описывают поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своей цели.

2. Равновесные модели– представляют собой результат взаимодействия совокупности субъектов, описывают условия совместимости индивидуальных целей.

Как оптимизационные, так и равновесные модели могут иметь вид:

· вербального изложения (точное словесное описание экономической ситуации и формирование целей функционирования системы);

· математического изложения (описание экономической ситуации с помощью формул, уравнений, систем, представляющих взаимозависимость между экзогенными (внешними) и эндогенными (внутренними) переменными);

· графического изложения (рисунки и графики).

В последнее время широкое применение получило компьютерное моделирование, которое может быть использовано, как для решения теоретических задач, так и для принятия практических решений. Главным преимуществом компьютерных моделей являются неограниченные возможности по разработке альтернативных вариантов развития экономических систем.

Значимость микроэкономической теории подчеркивается тем, что именно она лежит в основе разработки экономической и социальной политики. Естественно, что определение направлений и приоритетов социально-экономического развития осуществляется государством, которое устанавливает конкретные цели для отдельных рынков или отраслей, применяет определенные инструменты регулирования рынков и отраслей для достижения поставленных целей.

Общее понятие эластичности

Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесной цены (P) и равновесного количества товара (Q) при возрастании или уменьшении спроса и предложения. Однако для углубленного анализа динамики рынка порой недостаточна простая констатация факта, что с ростом, положим, предложения значения Q возрастают, а P сокращаются; необходимо знать, в какой степени изменяются равновесные величины при расширении предложения, сколь чутко реагирует QD товара Х на падение цены Рх?

Проведение подобного анализа возможно с помощью понятия эластичности.

Эластичность – это степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величины.

Другими словами, способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.

Ценовая эластичность спроса

Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.

Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:

процентное изменение объема спроса D % Q

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru E = =

процентное изменение цены D % P

Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:

Q2 – Q1

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru D % Q =

(Q2 + Q1) : 2

Где, Q1 - объем спроса до его изменения, Q2 - объем спроса после его изменения,

По аналогии определяется процентное изменение цены:

P2 – P1

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru D % P =

(P2 + P1) : 2

Где,Р1 – цена спроса изначальная, Р2 – цена спроса после изменения.

Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:

(Q2 – Q1) : ( Q2 + Q1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Ed =

(P2 – P1) : ( P2 + P1)

Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.

В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:

1. Эластичный спрос (Ed > 1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P2

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru 10 %

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P1 D

20 %

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Q2 Q1 Q

Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса

Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены приведет к 20 % снижению спроса (Ed = 2).

Эта форма говорит о том, что спрос очень чувствителен к изменению цены. На практике такая форма эластичности спроса свойственна предметам роскоши или качественным дорогостоящим товарам.

2. Неэластичный спрос (Ed < 1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P2

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru 10 %

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P3 D

4 %

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Q2 Q1 Q

Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса

Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.

3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P2

10 %

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P1 D

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru 10 %

       
    Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru
 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Q2 Q1 Q

Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью

Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).

4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P2

1 %

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P1 D

       
    Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru
 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Q1 Q

Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса

Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.

5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).

 
  Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

D

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P2

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P1

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Q Q

Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса

Спрос абсолютно не чувствителен к цене, как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Эта форма спроса характерна для товаров, цены которых вообще не интересуют потребителя. Например, инсулин для больных сахарным диабетом, наркотики – для наркоманов.

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:

1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.

Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.

3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.

Например, разница в стоимости хлеба в ближайшем магазине и в магазине, находящемся через два квартала – 10 коп., обычно такая разница, учитывая цену хлеба, не может побудить потребителя к поездке за «дешевым» хлебом. Но, разница в цене автомобилей в г. Донецке и г. Мариуполе, составляющая 20% его цены, может заставить предпринять смену места покупки товара.

5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.

Данный фактор является основополагающим при функционировании «черных» рынков, т.е. в условиях дефицита, когда товар большинству потребителей не доступен, его цена перестает играть для последних хоть какое-то значение.

Существует тесная связь между эластичностью спроса и выручкой производителя.

Выручка производителя классически рассчитывается, как6

V = Q * P

Где, V – общая выручка, Q – объем продаж, P – цена продаж.

Рассмотрим основные варианты взаимодействия общей выручки и эластичности спроса по цене:

Вариант 1.

Если спрос эластичен, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены за единицу товара обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены. Иначе говоря, при эластичном спросе изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Вариант 2.

Если спрос не эластичен, то понижение цены вызовет сокращение общей выручки, т.к. увеличение объема продаж окажется недостаточным для компенсации уменьшения цены. Другими словами, при неэластичном спросе изменение цены вызовет изменение выручки предприятия в том же направлении.

Вариант 3.

Когда эластичность спроса равна единице, снижение (увеличение) цены не будет влиять на изменение выручки.

Коэффициент эластичности спроса по цене на практике может использоваться, кроме уже перечисленного, при определении уровня заработной платы, занятости населения, спектра товаров, облагаемых акцизом и т.д.

Эластичность спроса

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru =

По доходу

Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене – это степень чувствительности предложения к изменению цены товара.

Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены на 1%.

Процентное изменение цены

Математически формула расчета коэффициента эластичности предложения записывается:

(Q2-Q1):(Q2+Q1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru E =

(P2-P1):(P2+P1)

Где, Q1 – объем предложения товара до изменения цены; Q2 – объем предложения товара после изменения цены; P1 – цена товара до изменения; P2 – цена товара после изменения.

Как видно, метод расчета эластичности предложения тот же, что и спроса, лишь с тем различием, что эластичность предложения всегда положительна, т.к. кривая предложения имеет восходящий характер, а закон предложения описывает прямую зависимость между объемом предложения и ценой, (цена растет – объем предложения растет, цена падает – объем предложения падает). Следовательно, необходимости в замене знака нет.

Различают следующие формы эластичности предложения:

1. Эластичное предложение(Ed > 1). Величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для долгосрочного периода (когда предприятие имеет возможность приспособиться к изменению рыночной конъюнктуры) Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 3.9. Кривая эластичного предложения

2. Неэластичное предложение (Е < 1).Величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности характерна для краткосрочного периода (когда предприятие, может приспособиться к рыночным трансформациям только за счет ближайших резервов).

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 3.10. кривая неэластичного предложения

3. Абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Е → ∞).Эта форма эластичности предложения имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малейшем изменении цены. Она характерна для долгосрочного периода, а кривая предложения принимает горизонтальное положение.

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 3.11. Кривая абсолютно эластичного предложения

4. Абсолютно (совершенно) неэластичное предложение (Е = 0).Имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не изменяется при изменении цены. Эта форма эластичности свойственна текущему (мгновенному) периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 3.12. Кривая абсолютно неэластичного предложения

Понятие «эластичность предложения» применимо к таким переменным, как:

· ставка процента;

· уровень заработной платы;

· цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве данной продукции.

Следует отметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, т.к. повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек, а это, в свою очередь, сокращает объемы выпуска товаров.

На эластичность предложения оказывают влияние разнообразные факторы.

Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара.

По способности и скорости реакции предприятия на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

Мгновенный (текущий) период – это период, в течение, которого производители не имеют возможности приспособиться к изменению цены, т.к. товар уже произведен и доставлен к месту продажи. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид (Sм). Это означает, что предложение в этом периоде абсолютно неэластично, т.е. Es = 0.

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Sk

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P

Еs=0 Es>0

Sd

Es>0

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Qs Q

Рисунок 3.13. Влияние на эластичность предложения фактора времени.

Краткосрочный период – это период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, не осуществляя никаких капиталовложений. Кривая предложения в этот период (Sк) начинает отклоняться от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Однако существует предел расширения предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем Qs), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предложения начинает стремиться к нулю. Для того чтобы преодолеть этот предел, необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочном периоде.

Долгосрочный период (Sd) – это период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осваивая капиталовложения, путем закупки нового, более производительного оборудования, дополнительного найма рабочей силы, строительства новых производств. В долгосрочном периоде, предприятие не только способно полностью удовлетворить сформировавшийся на рынке спрос, но, и сформировать новый.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. Цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения.

(Qx2-Qx1):(Qx2+Qx1)

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Eху =

(Py2-Py1):(Py2+Py1)

Где, Qx1 – объем производства товара Х до изменения цены товара У; Qx2 – объем производства товара Х после изменения цены товара У; Py1 – цена товара У до изменения; Py2 – цена товара У после изменения.

Перекрестная эластичность предложения бывает:

· положительнаядля взаимодополняемых товаров, т.е. при увеличении цены на товар У объемы предложения товара Х увеличиваются, и наоборот (производство фотоаппаратов и фотопленки);

· отрицательнаядля взаимозаменяемых товаров, т.е. с ростом цен на товар У объемы предложения товара Х сокращаются, и наоборот (автобус и такси);

· нулеваядля независимых или нейтральных товаров, т.е. цена товара У вообще не влияет на объемы производства товара Х (тетради и бананы).

2. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения (чем более длительное время может храниться товар, и чем меньше стоимость его хранения, тем больше его эластичность, например, столы и молоко).

3. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения (об этом мы говорили ранее).

4. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены (чем больше ограничен доступ к ресурсам, тем меньше эластичность предложения).

5. Степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей (чем больше возможностей по привлечению капитала и чем выше уровень конкуренции, тем больше эластичность предложения).

Полезности

В теории потребительского спроса строятся модели поведения индивида, составляющего план потребления в соответствии со своими предпочтениями при заданных ценах на блага и бюджете. На основе выявленных закономерностей распределения бюджета потребителя между покупками различных благ выводятся функции индивидуального и рыночного спроса на отдельное благо.

Для создания модели поведения потребителя необходимо, прежде всего, выяснить два момента:

1) как формализовать систему предпочтений (вкусов) индивида, т. е. построить его функцию полезности, в соответствии с которой он может упорядочить доступные ему альтернативы;

2) какова цель индивида в качестве потребителя.

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности, приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.

Для обозначения того удовольствия, или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг, экономисты используют термин "полезность". Своим происхождением этот термин обязан английскому философу и социологу Джереми Бентаму (1748-1832).

Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят. Так, цены на товары, а также размеры потребительского бюджета ограничивают возможности удовлетворения потребностей.

Классическим примером множества ограниченных возможностей является меню в кафе. Допустим, вы захотели съесть на завтрак винегрет, но его не оказалось в меню. Зато среди представленных блюд есть ваше любимое - говяжьи сардельки. Но одна порция его стоит З руб., а ваш бюджет позволяет вам потратить не более 2 руб. В конце концов, вы останавливаетесь на бутерброде с сыром и кофе.

Выделяют два основных подхода к определению полезности:

1) количественный (кардиналистский) - здесь речь идет о традиционной версии теории потребительского выбора;

2) порядковый (ординалистский).

Каждый вид благ имеет для потребителя общую полезность и предельную полезность.

Общая полезность (total utility – TU) некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага:

n

TU = ∑ Ui

I=1

Где,

Ui – полезность і-той единицы блага, в ютилах;

n – количество единиц данного вида благ.

Предельная полезность блага (marginal utility – MU) – это приращение общей полезности при увеличении количества блага на единицу:

n+1 n

MU = ∑ Ui - ∑ Ui

I=1 I=1

В основе плана потребления лежит составленная им таблица полезностей, в которой каждая единица всех потребляемых благ имеет количественную оценку полезности в ютилах. В качестве примера такой таблицы.

Таблица 4.1.

Вид благ
хлеб молоко яблоки ….
I ….
II ….
III ….
IV ….
V ….

Ориентируясь на такую таблицу, потребитель при заданных ценах на блага формирует структуру и объем покупок, которые позволяют при заданном бюджете приобрести максимальную сумму ютилов.

Из условий достижения максимума функции: следует, что потребитель при заданных ценах и бюджете максимизирует свою функцию полезности, если отношение предельной полезности блага к его цене одинаково по всем благам и равно предельной полезности денег:

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru u1 u2 un X,

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru P1 P2 ......... Pn

Правило максимизации полезности (условие равновесия потребителя) можно выразить с помощью следующей формулы:

МUх/ Рх = МUу/ Ру = ......... = М Uz/ Рz = λ

Где,

МU, МUу, МUz, - предельные полезности товаров х, у, z;

Рх, Ру, Рz -цены товаров х, у, z;

λ - предельная полезность денег.

При этом предполагается, что доход и цены фиксированы. Отношение предельной полезности блага к его цене называется взвешенной предельной полезностью. Из вышеприведенной формулы вытекает, что

МUх/ МUy = Рх/ Ру;

МUу/ МUz = Ру/ Рz;

МUх/ МUz = Рх/ Рz;

то есть соотношение между предельными полезностями благ равно соотношению их цен.

Порядковый подход базируется на нескольких аксиомах:

Аксиома транзитивности.

Если первый набор товаров сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим. Если А > В > С, или А ~ В > С, или А > В ~ С, то А > С. Если А ~ В ~ С, то А ~ С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. В противном случае поведение потребителя противоречиво. В связи с этим говорят, что "предпочтения свернулись в кольцо", то есть изменились вкусы.

Аксиома ненасыщения.

Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор В, но какого-то товара больше, то набор А предпочтительнее. Подразумевается, что потребности в товарах и услугах не имеют насыщения, а посему - большее количество товара предпочитается меньшему количеству.

Эффект замещения.

Одной из причин, по которой люди покупают большее количество того товара, цена которого падает, является тенденция заменить товаром с низкой ценой те товары, которые относительно дороги. В нашем примере мы рассмотрели результаты падения цены пиццы. Изменение цены приведет к тому, что люди заменят пиццей те продукты, которые они до снижения цены тоже вполне могли бы съесть — бутерброды и тому подобное. Возможны и более широкие замещения. Когда цена пиццы становится ниже, чем раньше, люди могут заменить ужин дома на ужин в ресторане или посещение кино вечеринкой с пиццей. Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими, называется эффектом замещения изменения в ценах.

Эффект дохода.

Вторая причина, по которой изменение цены вызывает изменение величины спроса, связана с воздействием изменений цены на величину реального дохода.

В экономической теории термином номинальный обозначаются величины, измеряемые самым обычным образом, т. е. в терминах долларовых цен, по которым фактически заключаются сделки. Термин реальный используется для указания на величины, скорректированные так, чтобы учесть влияние изменений цен. Типичным примером является разграничение реального и номинального дохода. Если вы ежемесячно получаете по чеку 1000 долларов, то таков и будет ваш номинальный доход, равный числу полученных долларов. Если ваш номинальный доход остается на уровне этой тысячи долларов, тогда как инфляция удваивает средние цены всех товаров и услуг, то ваш реальный доход (ваша способность покупать те или иные товары с учетом изменения цен) уменьшится вдвое. Имея в своем распоряжении уменьшившийся реальный доход, вы купите меньше нормальных товаров и больше «низших» товаров. Если же ваш номинальный доход остается на уровне 1000 долларов, а средний уровень цен за это время понизился вдвое, то ваш реальный доход удвоится.

При увеличении реального дохода вы купите большее количество нормальных товаров и меньшее количество низших товаров.

Бюджетные линии

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Уравнение бюджетной линии:

Px 1

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Qy = - * Qx +

Py Py

Бюджетная линия - это геометрическое место расположения точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат (рис.4.3.).

Товар В
Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 4.3. Карта бюджетных линий

Поведение бюджетных линий подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим основные свойства бюджетной линии:

1. Если доходы потребителя снижаются, бюджетная линия перемещается параллельно вниз, и наоборот – если доходы растут, бюджетная линия перемещается параллельно вверх.

Вывод: расстояние бюджетной линии от начала координат зависит от размера доходов потребителя, т.е. чем выше лежит бюджетная линия, тем больший доход характерен для потребителя.

2. Если цены на оба товара пропорционально возрастают, т.е. в одно и тоже количество раз, реальные доходы потребителя сокращаются и бюджетная линия смещается параллельно вниз, и наоборот – если цены пропорционально снижаются, бюджетная линия перемещается параллельно вверх, свидетельствуя о том, что потребитель стал несколько богаче.

Вывод: это свойство бюджетной линии широко применяется при проведении социальной политики, а именно индексации доходов граждан. Смысл последней состоит в том, что государство должно обеспечивать (как минимум) пропорциональное смещение цен и доходов с целью недопущения снижения уровня жизни населения (при пропорциональном увеличении цен и доходов бюджетная линия не изменяет своего положения).

3. Если происходит изменение цены одного товара при зафиксированном доходе и неизменной цене другого товара, изменяется угол наклона бюджетной линии. Так, при росте цены угол наклона становится более острым, а при снижении – более тупым. В первом случае потребитель становится беднее, во втором – его реальные доходы возрастают (см. рис. 4.4).

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 4.4. Поведение бюджетной линии при изменении цены одного из двух товаров при фиксированном доходе

Кривые безразличия

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 г.).

Кривая безразличия — геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух видов товаров (х и у), что потребителю безразлично, какую ему выбрать. Другими словами, кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие получение одинакового уровня полезности (см. рис. 4.5.).

Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru Предельный анализ (маржинализм) - student2.ru

Рисунок 4.5. Карта кривых безразличия

На представленной карте кривых безразличия мы выделили четыре равно полезные комбинации двух благ в точках А, В, С, D. Эти комбинации дают потребителю одинаковое общее удовлетворение, то есть А ~ В~ С~ D. Комбинации благ, представляющие для потребителя большую или меньшую полезность, будут находиться либо выше, либо ниже нашей кривой безразличия. Любая точка, взятая наобум, вместе с другими точками, дающими ту же величину удовлетворения, может образовать кривую безразличия.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия:

Свойства кривых безразличия вытекают из тех аксиом, на которых базируется порядковый подход:

Наши рекомендации