Барьеры и трансакционные издержки
В мировой практике создание административных барьеров является исключительной мерой регулирования экономики и применяется довольно редко. Для сравнения — в Европейском союзе обязательной сертификации подлежит 4% товарной номенклатуры, в России около 80%.
В России административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 1990-х гг. Массовое проникновение на рынок некачественных и опасных товаров, а также лавинообразное развитие товарного рынка привело к тому, что меры, по сути своей исключительного характера, прежде всего сертификация и лицензирование, стали применяться для контроля основной массы товаров и услуг.
Казалось бы, что в условиях институционального вакуума, при острой нехватке формальных «правил игры» каждое новое постановление будет способствовать налаживанию рыночных отношений. Как это ни парадоксально, не все вновь принятые постановления стимулировали предпринимательскую деятельность.
Большие масштабы входного контроля также могли иметь только два возможных последствия. Если бы контроль осуществлялся реально, то с высокой вероятностью возникли бы запретительно высокие издержки ведения хозяйственной деятельности, что, в крайнем случае, могло привести к практически полной остановке товарооборота. Однако на практике оказалось невозможным создать реальные механизмы контроля качества товаров и услуг именно из-за чрезвычайно широкого поля применения подобных механизмов. Реальный контроль качества был подменен контролем за бумагами. Фактически административные барьеры превратились в покупку права заниматься той или иной деятельностью или продавать тот или иной товар. «Барьерные» платежи приобрели характер бюрократической ренты, которая во многих случаях присваивалась конкретными чиновниками.
По своей экономической природе потери по преодолению административных барьеров складываются из двух компонентов: 1) непроизводительных трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров и 2) снижения эффективности использования имеющихся ресурсов.
Трансакционные издержки, в данном контексте, это затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на различные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это не плата за сами ресурсы, а плата за право пользования ими. Тем самым различные барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки[226].
«Перегруженность» российской экономики административными барьерами влечет за собой тяжелые общеэкономические последствия: замороженный существованием избыточных административных барьеров потенциал роста российской экономики оценивается учеными на уровне 5—7% ВВП.
Основные факторы, блокирующие этот рост, таковы:
— финансовое бремя для потребителей, которые по-прежнему несут потери из-за незащищенности от опасной, некачественной и фальсифицированной продукции, но при этом еще и оплачивает цену барьеров;
— уход в тень бизнеса, прежде всего малого, из-за трудностей преодоления барьеров;
— потери налоговых поступлений в бюджеты всех уровней — в силу того, что платежи за барьеры идут не в бюджет, а в частные структуры. Кроме того, в случае недостатка денежных средств предприниматели идут на неуплату налогов, чтобы заплатить за барьеры;
— нереализованный предпринимательский потенциал значительной части граждан России, поскольку барьеры попросту отпугивают часть тех предпринимателей, которые могли бы заниматься бизнесом легально.
Система функционирования барьерного регулирования привела к «эффекту блокировки» (lock-in effect). В рассматриваемом случае любые попытки отменить определенные входные барьеры наталкиваются на сопротивление заинтересованных групп внутри государственного аппарата и коммерческих структур, делающих бизнес на «барьерах».
Кроме того, во введении новых барьеров заинтересованы не только те, кто «снимает» бюрократическую ренту непосредственно с этого барьера, но и те, кто осуществляет текущий контроль.
СМИ назвали сенсационными данные о коррупции, приведенные в докладе главы фонда ИНДЕМ Г.Сатарова. По убеждению исследователей, россияне ежегодно тратят на взятки свыше 37 млрд. долл. Взятки дают в среднем 55 млн. россиян. Главное поле для взяток — это российский бизнес. Годовой объем этой рынка — 33,8 млрд. долл. На «бытовую коррупцию» приходится 2,8 млрд. долл., из них: на поступление в вузы тратится 449 млн. долл., бесплатное медицинское образование — 600 млн. долл., взятки работникам автоинспекции — 368 млн. долл., работникам судов — 274 млн. долл[227].
Неэффективность системы барьерного регулирования и прямая заинтересованность получателей рентного дохода приводит к мультипликации барьеров, введению дополнительных способом контроля и регулирования. Таким образом, данная система является самоподдерживающейся, несмотря на ее неэффективность существенные потери экономики от ее функционирования.
Для перехода к более эффективным схемам государственного регулирования требуется кардинальный пересмотр нормативной базы и общественное давление, ставящее препятствия на пути рентоориентированного поведения отдельных групп экономических агентов.