ГЛАВА 2. Институты и их роль в жизни общества
Институты играют важную роль в жизни общества. Если представить на минуту, что все институты исчезли, то наступил бы хаос, который, в свою очередь, длился бы не вечно, поскольку стремление людей к упорядочению своей жизни привело бы к созданию новых институтов.
Более глубокий анализ природы институтов позволяет ответить на ряд вопросов, которые имеют глобальный характер, а именно: почему рынки «работают» или «не работают»? Почему были эффективны или неэффективны те или иные мероприятия экономической политики? Какие изменения в экономике были спонтанными или вызваны принятием того или иного правительственного решения? и другие.
Сущность и понятие «института»
Что же такое институты? Приведем несколько определений институтов, описывающих их сущность и механизм функционирования.
1. «Институты — это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди»[31].
2. «Институты — это общественные блага, которыми повсеместно и каждодневно пользуются многие индивидуумы и которые главным образом характеризуются своей неисключительностью... Институты упрощают процесс обмена. Они — неотделимая часть процесса принятия решений, которая делает индивидуальные решения позитивными»[32].
3. «Институт — социальная организация, которая через традицию, обычай, или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения»[33].
Институты невозможно увидеть, ощутить физически или измерить. Это своеобразные конструкции, невидимые механизмы, созанные человеческим сознанием. Институты отражают образ мышления, характерный для определенной общности людей.
Открытие «институтов как «правил игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданных человеком ограничительных (институциональных. — Прим. автора) рамок, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия — будь то в политике, социальной сфере или экономике»[34], меняет коренным образом представления, общепринятые в неоклассической теории.
4.«Институты — это результат процессов, происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени»[35].
5. «Институты — это разработанные людьми ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру обществ и экономик»[36].
Вышеприведенные определения дают основную характеристику институтам, отражают их главные функции, а также законы развития; подчеркивают важность институтов для развития общества. Обобщая все вышеуказанное, остановимся на следующем определении:
6. Институт— это система формальных правил и неформальных норм[37], определяющих взаимоотношения между членами общества.
Институциональная матрица
В свете поставленного вопроса рассмотрим относительно новую концепцию институциональных матриц[38]. Теоретическая гипотеза институциональных матриц реализует структурно-системный подход к анализу общества.
Институциональная матрица— это устойчивая исторически сложившаяся система базовых общественных институтов, обусловивших появление первых государств и предопределивших развитие всех последующих институциональных структур, которые, в свою очередь, служат воспроизведению первичной модели, сущность которой сохраняется[39].
Институты понимаются как система определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленных внешними условиями выживания социума. В данном случае речь идет не о тех социальных институтах, которые регулируют воспроизводство человека (к ним относят институт семьи, здоровья и другие), а о социетальных институтах, регулирующих воспроизводство государств и основных сфер общественной жизни[40].
Рис. 2.1. Институциональная матрица общества
Институты образуют своеобразный скелет общества, обеспечивающий его историческую устойчивость и воспроизводство социальной целостности[41].
Схематично институциональная матрица представлена на рис. 2.1 как триединая социальная форма, объединяющая политическую, экономическую и правовую сферы, занимающие в обществе равнозначное положение. Основа матрицы взята из книги С.Кирдиной «Институциональные матрицы и развитие России», но с некоторыми изменениями, в частности политическая и идеологические сферы объединены, поскольку идеология в обществе зависит во многом от интересов правящих политиков и является одним из результатов их деятельности. В матрице отдельно выделена социальная сфера и ей отводится большая роль в формировании институциональной системы[42].
Различают два типа матриц — западную (рыночную, демократическую) и восточную (командную, диктатуру или деспотию), которые характеризуются определенным набором основных и дополнительных институтов (более подробно см. гл. 8).