Код 4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Признаки рынка
1) частная собственность на экономические ресурсы
2) экономические свободы:
- нерегулируемый спрос
- нерегулируемое предложение
- нерегулируемая цена
3) конкуренция
Функции
1 информирующая. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция производится с избытком.
2 регулирующая. Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к структуре потребления.
3 стимулирующая. Рынок стимулирует НТП, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, повысить производительность труда, минимизировать затраты и максимизировать прибыль фирмы используют достижения НТП.
4 санирующая. Рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных производителей.
5 интегрирующая (координирующая). Связывает воедино производителя и потребителя.
Виды рынков
— по экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), денежный рынок и рынок капитала;
— по географическому положению: местный, национальный, мировой;
— по отраслям: рынок зерна, хлопка, автомобилей, компьютеров и т. д.
Ограниченность возможностей рынка («провалы» рынка)
Оценивая положительно эффективность стимулов и принципов хозяйствования, свойственных рыночной экономике, нельзя игнорировать ее слабые стороны.
1 Создание отрицательного внешнего эффекта.
Примером отрицательного внешнего эффекта является выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.
2 Рыночная система порождает глубокое неравенство в распределении доходов.
3. За пределами частных интересов находится финансирование фундаментальных исследований, требующее крупных единовременных капиталовложений с большим сроком окупаемости, высокой степенью риска и неопределенности в отношении будущих прибылей. Частный капитал с большей охотой берется за коммерческое освоение новых технологий, нежели за создание условий, при которых происходит развитие науки и техники.
4. Следствием развития свободной конкуренции является образование монополий. Все это разрушающе действует на рыночный механизм, препятствует научно-техническому прогрессу и тормозит развитие экономики.
5 Не предоставляет общественных благ.
Частные блага
Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т. е. предназначены для индивидуального потребления. Как правило, эти товары обладают следующими свойствами:
— частные блага делимы на любые необходимые количества. Например, можно приобрести один автомобиль, 10 кг картофеля, 50 тонн нефти;
— они предполагают наличие возможности отлучить потенциального потребителя от приобретения по причине его неплатежеспособности.
— потребление частного блага одним человеком делает невозможным его одновременное использование другими людьми. Если кто-то купил квартиру и живет в ней, то никто другой пользоваться этой квартирой без разрешения ее владельца не сможет.
Общественные блага
Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.
Общественные блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам частных благ:
— их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
— они неделимы по своей природе;
— потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.
Так, например, система национальной обороны, деятельность средств оповещения об опасности наводнения или землетрясения, информация Гидрометцентра о прогнозе погоды и другие тому подобные общественные блага не могут быть предоставлены исключительно тем, кто согласен платить за них. Невозможно отлучить от их использования не желающих или не способных платить – потому их рынок не предоставляет
6. Рыночная экономика развивается циклически.
7. Одним из последствий рыночной экономики является инфляция, или общий рост цен в стране, представляющая особую опасность в случаях, когда она становится неконтролируемой.
8. Рынок порождает безработицу.
Перечисленные негативные последствия функционирования рыночной экономики показывают, что она не может успешно развиваться без государственного регулирования экономической жизни.
СПРОС
Спрос – это желание купить конкретный товар или услугу по данной цене в определенное время и в определенном месте. подкрепляемое и готовностью оплатить покупку.
Величина спроса – это количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить.
Различают спрос:
- индивидуальный (спрос одного лица на отдельный товар)
- рыночный (совокупность индивидуальных спросов на отдельный товар)
- совокупный (спрос на все производимые и продаваемые товары)
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.
Иными словами, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше величина спроса.
КРИВАЯ СПРОСА