Способы антимонопольного регулирования экономики.

Стремление крупных капиталистических объединений полностью захватить рынок встретило мелких и средних предпринимателей, широких слоев населения, что потребовало вмешательства государства. В США, а затем в других странах было введено антимонопольное законодательство, которое поставило определенные преграды монополистическому захвату рынков.

Так, в США первым законодательным актом направленным, между штатами и другими государствами, запрещал такую «монополизацию». Основу антитрестовского законодательства США составляют закон Шермана (1890 г.), закон Клэйтона (1914 г.) и постановление Федеральной комиссии по торговле США (1914 г.).

Закон Шермана запрещает любой сговор, направленный на ограничение торговли и монополизацию отрасли. Закон Клэйтона ограничивает любые действия, нацеленные на осуществление ценовой дискриминации, комплексных контрактов и эксклюзивных контрактов, а также слияний и поглощений, влекущих за собой значительное уменьшение конкуренции. Наконец, постановления Федеральной комиссии по торговле в основном направлены на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также против нечестных методов конкуренции. Кроме того, именно этой комиссией проводились важнейшие исследования рыночной структуры промышленности США.

Когда в 1890 г. появился закон Шермана, он был принят практически без обсуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты и только она является альтернативой монополии. Со временем антитрестовское законодательство США и его практическое применение претерпели значительные изменения. Выделим основные этапы этих изменений.

1890-1902. Принятие закона Шермана. Ориентация на ограничение уровня рыночной концентрации как фактора монополизации экономики.

1903-1911. Появление «правила разумного подхода», которое устанавливало виновность компании не по степени контроля над рынком, а по характеру ее поведения. Это правило возникло в ходе процесса над «Стандартойлкомпани оф Нью-Джерси» и «Американ тобаккокомпани», которые обвинялись в нарушении закона Шермана. Им было предписано провести реорганизацию: преобразовать свои компании в несколько менее крупных фирм. Характерно, что, хотя «Стандартойл» контролировала 85% рынка нефтепродуктов, а «Американ тобаккокомпани» — 93% рынка сигарет, решения суда принимали во внимание не уровень рыночной концентрации, а некорректное поведение этих компаний, направленное на монополизацию рынка.

1912-1937. Правило разумного подхода стало основным в антитрестовской политике. Более того, в период, последовавший за Великой депрессией 1929-1933 гг., стали применяться меры по защите компаний от «чрезмерной» конкуренции. Во избежание войны цен и во имя «честной торговли» государство стало устанавливать минимальные цены на продукцию. 1938-1945. Проведение ряда громких процессов, важнейшим из которых был процесс над компанией «АЛКОА», контролировавшей около 90% рынка алюминия. Характерно, что компания «АЛКОА» была признана виновной не потому, что злоупотребляла своим монопольным положением, а именно в силу колоссальной рыночной концентрации, т. е. правило разумного подхода на определенное время потеряло свою актуальность.

1945-1970. После второй мировой войны интерес к антитрестовской политике значительно упал. Этому способствовали драматические исторические события — вторая мировая ' война, война в Корее. Оживление государственного регулирования в этой области началось в середине 50-х годов. В дальнейшем, в периоды президентства Эйзенхауэра, а затем Кеннеди и Джонсона, подобная политика проводилась весьма активно.

1971-1980. Вновь стал осуждаться не сам захват большей части рынка, а лишь нечестные методы, которые использовала компания для достижения своей цели. Примечателен в этом отношении иск к компании «Истмэн кодак» со стороны более мелких фирм, выпускавших кино- и фотопленку. Компания была признана судом невиновной в захвате большей части рынка, поскольку действовала честно, опираясь лишь на принципиально новые изобретения в этой области. 1981- настоящее время. Приоритетным направлением стала защита потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности производства и динамики потребительских цен. Возобладал подход, что важны не уровень и не размеры корпорации сами по себе, а их последствия для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление большого числа мелких фирм — благо для потребителей. Как следствие этого — государство стало более терпимым в отношении слияний и поглощений крупных корпораций. В то же самое время была признана неэффективность регулирования естественной монополии.

Первоначально идея государственного регулирования естественной монополии заключалась в том, чтобы воспользоваться низкими издержками производства, которых достигают крупные фирмы, однако избежать сокращения производства и завышения цен, связанных с монополией. Чтобы оправдать государственное вмешательство, был выделен ряд отраслей, чья продукция именовалась общественными благами: транспорт, энергетика, связь, радио, телевидение и др. Соответствующие компании либо переходили в собственность государства, либо их деятельность регулировалась специальными государственными комиссиями.

В США такие комиссии наделялись полномочиями устанавливать цены на продукцию этих отраслей. Предполагалось, что эти цены, с одной стороны, будут достаточно высокими, чтобы покрывать все издержки компаний (часто высокий уровень издержек связывался с необходимостью обеспечить безопасность населения на железных дорогах, на авиатрассах и т. д.), а с другой стороны, достаточно низкими, чтобы стимулировать расширение объема продаж и снижение издержек производства этих компаний. В действительности оказалось, что подобное регулирование стало защищать не потребителей, а сами эти компании от конкуренции. Подобная практика привела к возникновению барьеров для вхождения в отрасль, снижению эффективности и в конечном счете более высоким потребительским ценам.

С середины 70-х годов в США и других развитых странах государство стало проводить политику денационализации и дерегулирования этих отраслей. В США, в частности, были значительно сокращены права комиссий по регулированию • цен, транспортных маршрутов и т. д. Это привело к усилению конкуренции, а в ряде случаев и снижению цен.

В нашей стране на данном этапе времени были изданы указы о запрещении монополизировать фирмы и предприятия по средствам тайного сговора, об изъятии товара, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен и т. д.

За несоблюдение антимонопольного законодательства с лиц взимаются штрафы.

Наши рекомендации