Условия возникновения, сущность и функции рынка.

Рынок: сущность, условия возникновения, функции.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все глав­ные типы разделения труда в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и дерев­ней, между промышленностью и торговлей, между умст­венным и физическим трудом, между различными регио­нами и целыми национальными хозяйствами.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека, экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.

С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие цепные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться па коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные общества, государственные и смешанные пред­приятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны, их национальные хозяйства к ры­ночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, прису­щие любой стране. К важнейшим из них относятся:

- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

- конкуренция товаропроизводителей;

- свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

- образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

- открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка:

- рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

- рынок - система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара;

- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения;

- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юридические лица.

Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематери­альные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), техничес­кие новшества и идеи.

Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

1. Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к сокращению.

2. Стимулирующая функция стимулирует внедрение в производство дости­жения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции, повышает ее качество.

3. Информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортимен­те и качестве тех товаров и услуг, которые на него постав­ляются.

4. Посредническая функция - потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

5. Санирующая функция очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - произ­водство, распределение, обмен и потребление. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-техничес­кого прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспе­чивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гаранти­руемую досконально разработанным законодательством.

Структура рынка.

Рыночная экономика имеет свою структуру, под которой понимают строение рынка, порядок соединения отдельных его элементов. Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. Структура рынка включает в себя субъекты и объекты рыночной экономики, взаимодействующих между собой, а также систему рынков, классифицированных по различным признакам.

Структура рынков

по экономическому назначению рыночных объектов: -товарный рынок; -финансовый рынок; - рынок труда по территориальному признаку: -местный; -региональный; -национальный; -мировой; -региональный по группе стран по степени развития конкуренции: - свободный; -монополистич. конкуренции - монопольный; - олигопольный; -монопсонический по отраслям: - рынок сельхоз. продукции; - автомобильный; -нефтяной; и т.д. по характеру продаж:
  • оптовый;
  • рыночный
         
по степени развития: -развитый рынок; -неразвитый рынок. по степени насыщенности -равновесный; -дефицитный; -избыточный по механизму функционирования -свободный; -регулируемый по соответствию законодательству -легальный; -теневой.  

Товарный рынок включает:

-потребительский рынок (прод. и непродтоваров; жилья);

-рынок средств производства;

-рынок информационной продукции;

-рынок научно-технических разработок.

Финансовый рынок состоит из рынка капиталов, денежного рынка, рынка ценных бумаг и валютного рынка.

Рынок труда делится на рынок квалифицированной рабочей силы и рынок вторичных трудовых ресурсов.

Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Каждый вид рынка – товарный, финансовый и рынок труда имеют свою инфраструктуру.

В инфраструктуру рынка товаров и услуг включают:

  • товарные и сырьевые биржи;
  • ярмарки, аукционы, выставки-продажи;
  • торговые дома, торговые палаты;
  • рекламные агентства, информационные агентства;
  • аудиторские, консалтинговые компании;
  • средства транспорта, связи и др.

Консалтинговые компании – это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам.

Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивает их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы.

Элементами инфраструктуры финансового рынка являются:

  • банковская система;
  • инвестиционные институты;
  • валютно-фондовые биржи;
  • страховые компании, пенсионные фонды и др.

В инфраструктуру рынка труда обычно включают:

  • биржи труда, центры занятости;
  • фонды занятости;
  • системы подготовки и переподготовки кадров;
  • миграционные центры.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

  • обеспечивает непрерывный процесс купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;
  • распределяет товарные потоки по отраслям, регионам;
  • формирует рыночную конъюнктуру;
  • повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • способствует достижению сбалансированности рынка.

Наши рекомендации