Условия возникновения, сущность и функции рынка.
Рынок: сущность, условия возникновения, функции.
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все главные типы разделения труда в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным и физическим трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека, экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда.
С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие цепные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться па коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:
- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;
- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
- конкуренция товаропроизводителей;
- свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;
- образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;
- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;
- открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.
В современной экономической литературе встречается несколько определений рынка:
- рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;
- рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;
- рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения;
- рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица; во-вторых, юридические лица.
Объекты рынка - все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства - средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
1. Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена - сигнал к расширению производства, падает цена - сигнал к сокращению.
2. Стимулирующая функция стимулирует внедрение в производство достижения научно-технического прогресса, снижает затраты на производство продукции, повышает ее качество.
3. Информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
4. Посредническая функция - потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
5. Санирующая функция очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.
Рынок влияет на все фазы воспроизводства - производство, распределение, обмен и потребление. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-технического прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.
Структура рынка.
Рыночная экономика имеет свою структуру, под которой понимают строение рынка, порядок соединения отдельных его элементов. Рыночная структура – это система взаимосвязанных и взаимодействующих рынков. Структура рынка включает в себя субъекты и объекты рыночной экономики, взаимодействующих между собой, а также систему рынков, классифицированных по различным признакам.
Структура рынков
по экономическому назначению рыночных объектов: -товарный рынок; -финансовый рынок; - рынок труда | по территориальному признаку: -местный; -региональный; -национальный; -мировой; -региональный по группе стран | по степени развития конкуренции: - свободный; -монополистич. конкуренции - монопольный; - олигопольный; -монопсонический | по отраслям: - рынок сельхоз. продукции; - автомобильный; -нефтяной; и т.д. | по характеру продаж:
|
по степени развития: -развитый рынок; -неразвитый рынок. | по степени насыщенности -равновесный; -дефицитный; -избыточный | по механизму функционирования -свободный; -регулируемый | по соответствию законодательству -легальный; -теневой. |
Товарный рынок включает:
-потребительский рынок (прод. и непродтоваров; жилья);
-рынок средств производства;
-рынок информационной продукции;
-рынок научно-технических разработок.
Финансовый рынок состоит из рынка капиталов, денежного рынка, рынка ценных бумаг и валютного рынка.
Рынок труда делится на рынок квалифицированной рабочей силы и рынок вторичных трудовых ресурсов.
Для нормального функционирования рынка необходима хорошо развитая инфраструктура рынка. Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Каждый вид рынка – товарный, финансовый и рынок труда имеют свою инфраструктуру.
В инфраструктуру рынка товаров и услуг включают:
- товарные и сырьевые биржи;
- ярмарки, аукционы, выставки-продажи;
- торговые дома, торговые палаты;
- рекламные агентства, информационные агентства;
- аудиторские, консалтинговые компании;
- средства транспорта, связи и др.
Консалтинговые компании – это фирмы, которые по заказам предпринимателей консультируют по экономическим и юридическим вопросам.
Аудиторские фирмы – это фирмы, которые осуществляют комплексные ревизии финансово-хозяйственной деятельности фирм и оценивает их возможности на рынке и в бизнесе. Эта проверка проводится в виде независимой экспертизы.
Элементами инфраструктуры финансового рынка являются:
- банковская система;
- инвестиционные институты;
- валютно-фондовые биржи;
- страховые компании, пенсионные фонды и др.
В инфраструктуру рынка труда обычно включают:
- биржи труда, центры занятости;
- фонды занятости;
- системы подготовки и переподготовки кадров;
- миграционные центры.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
- обеспечивает непрерывный процесс купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;
- распределяет товарные потоки по отраслям, регионам;
- формирует рыночную конъюнктуру;
- повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- способствует достижению сбалансированности рынка.