Роль экономики в жизни общества
- обеспечивает людей материальными условиями их существования:
- охватывает широкую область жизни общества (предприятия, финансы, др.)
- является основой НТП.
Главные вопросы экономики
-Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
II. Экономическая система –
организованные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Типы экономических систем
- традиционная: 1) с натуральной формой хозяйствования;
2) продукты с/х, рыболовства, охоты;
3) малое количество продуктов и услуг;
4) производство определяется обычаями и традициями;
5) низкий уровень жизни населения.
- централизованная: (командная, плановая):
1) жёсткая регламентация экономической деятельности;
2) производство определяется государственными планами;
3) плановое распределение товаров и услуг.
- рыночная: 1) производство, распределение и потребление решаются на
основе выбора;
2) конкуренция;
3) достаточно высокий уровень потребления товаров и услуг.
- смешанная экономика: (в реальной экономической действительности ни
чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует)
1) распределение ограниченных ресурсов осуществляется как
рынками, так и при значительном участии государства.
2) взаимодействуют конкурентно-рыночные стимулы и
государственное регулирование).
III. Потребность –
нужда личности или общества в чём-либо необходимом.
Потребности человека безграничны, их рост развивает производство.
Бывают: 1) материальные (удовлетворение товарами и услугами);
2) социальные (участие в различных формах общественной
деятельности);
3) духовные (занятие наукой, искусством, образованием и т.д.).
IV. Собственность(от слов «собь» - пожитки, имущество и «собность» -
обладание вещью или кем – либо как личным достоянием) – это
отношение лица к принадлежащей ему вещи как своей.
1) право владения (иметь);
2) право пользования (получать от вещи доход);
3) право распоряжения (определять «юридическую судьбу» вещи: продать, подарить и т.д.).
Формы собственности
-общая (первобытнообщинная, семейная государственная,
коллективная)
- частная (трудовая, нетрудовая)
- смешанная (акционерные или кооперативные предприятия,
совместные предприятия).
Формы собственности в РФ
- частная (граждан и юридических лиц)
- государственная (федеральная)
- муниципальная (городских и сельских поселений)
- иные формы (кооперативная, акционерная и т.д.).
Способы прекращения и приобретения права собственности
1) национализация (от лат – народ,) - из частной в государственную
2) приватизация (от лат. частный, ) - из государственной в частную.
V. Производство –
процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения
личных и общественных потребностей.
Производство включает в себя:
1) производительные силы (рабочая сила и средства производства:
предмет и средства труда)
2) производственные отношения (организационные и социальные:
отношение собственности)
Бывает:
1) экстенсивное ( за счет количества);
2) интенсивное (за счет освоения новой техники).
Факторы производства(от лат. Factor – делающий, производящий)
- основные ресурсы, используемые в процессе производства. (земля, труд,
капитал, информация, предпринимательские способности).
VI. Потребитель –
тот, кто приобретает товары, заказывает работы и услуги.
Производитель –
тот, кто создаёт товары и услуги
Производители:
1) индивидуальное производство
2) фирмы – торговые или промышленные предприятия (товарищество, акционерное общество, кооператив)
3) государство.
4)
VII. Рынок –это
экономические отношения, связанные с куплей – продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложения и цены.
Предложение –это
желание и возможность производителя продать конкретный товар или услугу.
Величина предложения – это
количество товара, который продавцы готовы продать по той или иной цене в данное время, в данном месте.
Зависимостьвеличины предложения от цены прямая
(растёт цена, растёт величина или падает цена – падает величина.
Спрос –это
желание и возможность потребителя приобрести конкретный товар или услугу.
Величина спроса –это
количество товаров, которое люди хотят и могут купить по данной цене в данное время, в данном месте.
Зависимостьвеличины спроса от цены в обратном порядке
(повышается цена – понижается величина спроса;
снижается цена - возрастает величина спроса).
Типы рынков:
1) легальный (законный); нелегальный (теневой)
2) потребительский (товары и услуги)
3) рабочей силы; средств производства
4) инвестиций (вложения, финансы и т.д.).
Функции рынка:
1) соединяет производителей и потребителей.
2) информирует о качестве и ассортименте товаров и услуг.
3) устанавливает равновесную цену на товары и услуги.
4) стимулирует производство
5) «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (банкротство, разорение и т.д.).
VIII. Безработица –это
социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.
Причиныбезработицы:
1) внедрение новых технологий;
2) экономический спад;
3) сезонные изменения;
4) рост численности населения в трудоспособном возрасте;
5) политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда
(увеличивается МРОТ – увеличиваются издержки производства –
снижает спрос на рабочую силу).
Виды безработицы
- Фрикционная: незанятость, возникающая из-за того, что работнику,
уволенному со своего предприятия или покинувшему его по
своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти
новое рабочее место.
- Структурная: невозможность трудоустройства из-за различий в структуре
спроса (одни отрасли экономики исчезают и появляются новые) и
предложения рабочей силы разной квалификации.
- Циклическая: характерна для экономического кризиса, возникает в результате
спада производства.
-Застойная: длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами
временной, случайной работы; обусловлена избытком рабочей
силы, охватывает наиболее профессионально неподготовленных
работников.
- Сезонная: возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в
зависимости от времени года (сельское и лесное хозяйство,
рыболовство и охотничье хозяйство, строительство и др.)
- Скрытая: работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную
рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства.
IX. Налоги. Налог – это
определённая сумма денег, которую необходимо уплатить государству.
Со всех основных доходов в Российской Федерации установлена единая
ставка – 13%.
Виды:
1. - прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с какого либо дохода
или имущества в установленном размере
а) налог на прибыль
б) подоходный налог
в) поимущественный налог
- косвенные налоги(по отношению к доходу) –
налоги на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их цене
а) налог с продаж
б) таможенная пошлина.
Федеральные налоги
Региональные налоги
Местные налоги.
X. Денежная политика. Деньги –это
– товар, используемый в качестве мерила стоимости всех других товаров и услуг.
Функции денег:
1) мера стоимости
2) средство обращения (обмена)
3) средство накопления (сбережения)
4) средство платежа
5) мировые деньги.
ЧАСТЬ А.