Тема 13. Деньги, кредит и их роль в функционировании

Рыночной системы.

Этой темой открывается блок тем, посвященных проблемам организации и функционирования финансового сектора экономики. В рыночной экономике все реальные экономические процессы осуществляются в денежной форме. Финансовая сфера определяется состоянием реального сектора, но и сама оказывает воздействие на него. Рассмотрим проблемы денег и финансов как самостоятельные.

Вопросы:

1. Деньги, их функции и виды.

2. Кредит, его признаки и виды.

3. Современная денежная система.

В данной теме рассматриваются вопросы сущности и природы денег, системы их институционального обеспечения.

Деньги - это общепринятое и редкое средство платежа. Они являются общественным инструментом признания ценности благ и ресурсов. Рассмотрите сущность денег, которая проявляется в тех функциях, которые они выполняют. В экономической литературе обычно выделяют три функции денег (мера стоимости, средство обращения и средства платежа, функция сбережения и накопления платежных средств). Изучите виды денег. Полноценные деньги - это особый товар, который сам имеет ценность и удовлетворяет какую-либо потребность, является редким и признан людьми в качестве универсального средства обмена. Символические деньги - это особый инструмент, созданный людьми, который сам, не имея реальной ценности, может выполнять функции денег постольку, поскольку люди создают его в жестко определенной пропорции по отношению к производимым благам и ресурсам. С появлением символических денег связано такое явление, как сеньораж. Сеньораж - это прибыль, получаемая государством от выпуска денег. Она равна разности между номинальной стоимостью денег и издержек эмиссии. Обратите внимание на разницу между наличными и безналичными деньгами. Наличные деньги - денежные средства, которые физически переходят от одного лица к другому при совершении какой-либо сделки (слитки, монеты, купюры). Безналичные деньги - инструменты осуществления расчетов, при которых не происходит физической передачи денежных знаков, а вносятся соответствующие записи на счетах участвующих в сделке хозяйствующих субъектов.

Кредит - это предоставление денег или товаров в долг на условиях возвратности, срочности и платности. Рассмотрите основные признаки кредита и изучите виды кредита. В зависимости от субъекта и формы предоставления кредита выделяют два вида кредита: Коммерческий кредит - это кредит, который предоставляется одним предпринимателем другому в виде продажи товара с отсрочкой платежа. На основе коммерческого кредита возникает особый вид кредитных денег - вексель. Обратите внимание на то, чем обеспечен вексель. Банковский кредит предоставляется банками в виде денежных ссуд. Имея свободные денежные средства (от вкладов) и получая от заемщиков долговые обязательства, банки эмитируют банкноты. Обратите внимание на то, чем обеспечена банкнота и кто ее эмитирует.

Третий вопрос данной темы начните с изучения демонетизации золота как процесса полной утраты золотом позиций общепринятого платежного средства. Уясните причины и этапы демонетизации.

Современные деньги - это долги хозяйствующих субъектов друг другу, за которыми стоит реальный хозяйственный оборот. Их объемы контролируются государством. Они являются общепризнанными, способными превращаться в реальные ценности - ликвидные долги. Обратите внимание на понятие «ликвидность». Изучите институциональное обеспечение современных деньг, основанное на доверии. Рассмотрите современные механизмы эмиссии денег.

Денежная масса - это совокупность всех платежных средств, обращающихся в стране в данный момент (М). Изучите официально регистрируемые компоненты денежной массы.

Итогом изучения данной темы может стать следующий вывод: денежная система основана на доверии хозяйствующих субъектов, которое поддерживается соответствующим законодательством.

План семинарского занятия.

1. Деньги:

а) сущность и функции денег;

б) экономические основы развития денежной системы;

в) виды денег.

2. Кредит:

а) сущность и виды кредита;

б) современные платежные средства: вексель, банкнота.

3. Современная денежная система:

а) причины и этапы демонетизации золота;

б) ликвидность, ликвидные долги, институциональная система обеспечения денег;

в) денежная масса и ее основные компоненты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнев Л.С.‚Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающимся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. – Гл.10. - С.265 – 279‚ 285 – 288.

2. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание (под общ. ред. Чепурина М.Н.‚ Киселевой Е.А.)– Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл.20. - С.411-421.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т./ Пер. с англ.11-го изд. - Т.1. – М.: Республика‚ 1992. - Гл.15.- С.264-271.

4. Самуэльсон П.Э.‚ Нордхауз В.Д. Экономика / Пер.с англ. - 16-е изд. : Уч.пос. – М. : Издательский дом "Вильямс"‚ 2000. - Гл.25. - С.423 - 426.

5. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.26. - С.473 – 476‚ 485 – 487‚ 488 - 489‚ 495‚ 502 - 504.

6. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ‚ 2002. - Гл. 23. - С.447-450; 456-461.

7. Экономическая теория: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Камаева.В.Д. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС‚ 2001. – Гл.14‚ §1-3.

Самостоятельная работа 13.

1. По ниже приведенным данным найдите объемы денежной массы и выделите ее компоненты. Бартерные сделки - 50 млрд. руб.; наличные рубли в обращении - 650 млрд. руб.; крупные срочные депозиты - 1350 млрд. руб.; вклады до востребования - 700 млрд. руб.; наличные доллары в обращении - 5 млн. долл.; текущие счета коммерческих организаций - 850 млрд. руб.; срочные вклады населения - 1500 млрд. руб.; депозиты в иностранной валюте - 100 млн. долл.

2. Заполните таблицу «Виды кредитных денег»:

Название Вексель Банкнота
Определение    
Эмитент (кто выпускает)    
Обеспечение    
Сфера обращения    

Вопросы и практические задания.

1. Можно ли отождествлять деньги с богатством? Увеличится ли богатство отдельного человека от получения большего количества денег? Что произойдет в экономике, если государство в целях борьбы с бедностью эмитирует дополнительное количество денег и раздаст их в виде пособий?

2. Какими преимуществами обладает денежная экономика по сравнению с бартерной? Стало бы общество богаче или беднее, если бы перешло на бартерную торговлю? Стали бы доходы людей более устойчивыми при переходе к бартерной экономике?

3. Объясните, каким образом инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции.

4. Какие функции выполняют деньги в ниже перечисленных ситуациях: а) Петр получил в подарок на день рождения 500руб и закопал их в саду; б) через месяц он вспомнил, что джинсовый костюм, о котором он давно мечтал, стоит 500 руб.; в) Петр выкопал деньги и купил джинсовый костюм; г) через неделю он вернул приятелю занятые накануне 50 руб.

5. Укажите, чем кредитные деньги отличаются от товарных денег и чем современные банкноты отличаются от банкнот, которые обращались в 19 - начале 20 века?

6. У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике функции денег. Почему они не стали деньгами?

7. Почему неплатежи - это своеобразные «псевдоденьги»? Являются ли неплатежи исключительно денежной проблемой российской экономики?

8. В рекламе компании «МММ» (1994 г.), указывалось, что её акции «МММ» абсолютно ликвидны. Соответствовало ли это действительности?

9. Проранжируйте по степени ликвидности следующие долговые обязательства: а) текущий счет, б) акция, в) облигация государства, г) наличность, д) срочный счет, е) облигация корпорации.

10. Из каких агрегатов состоит денежная масса? Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?

11. Как изменятся показатели М1 и М2, если вкладчик переводит 1 млн. руб. с текущего счета в Сбербанке (вклад до востребования) на срочный вклад?

Тестовые задания.

Наши рекомендации