В этой теме курса рассматриваются два проявления макроэкономического неравновесия - инфляция и безработица.
Все население страны старше 16 лет по отношению к занятости делится на две основные части. Экономически пассивное население - это та часть населения, которая предпочитает незанятость или неоплачиваемую деятельность (типа благотворительности). Экономически активное население - это та часть взрослого населения, которая предпочитает работу и поиск рабочего места. Рассмотрите основные категории этих частей населения.
Безработными является лишь определенная часть незанятого населения, относящегося к его экономически активной части. Изучите экономический критерий определения безработицы и критерии безработицы, разработанные МОТ. Рассмотрите два методологических подхода к определению статуса безработного: административный учет и специальные обследования домашних хозяйств. Проанализируйте недостатки административного учета. Уровень безработицы определяется как доля безработных в экономически активном населении.
В современной экономической литературе существуют разные точки зрения на происхождение безработицы, сравните их: теория добровольной безработицы, поисковая теория безработицы, теория естественного уровня безработицы, теория вынужденной безработицы. Определите экономические и социальные последствия безработицы. Уделите внимание такому последствию как "ловушка безработицы": длительно безработные теряют уверенность в себе, их конкурентоспособность сокращается.
Рассмотрите несколько классификаций безработицы: по формам проявления (полная, частичная и скрытая безработицы), по продолжительности (краткосрочная, долговременная и застойная), безработицу и др. Особое внимание уделите видам безработицы по происхождению. Фрикционная безработица (трение) - безработица, вызванная динамичностью рынка труда. Структурная безработица возникает в том случае, когда изменения в спросе на рабочую силу вызывает несовпадение между структурой спроса и структурой предложения услуг труда. Циклическая безработица (безработица недостаточного спроса) возникает в результате снижения деловой активности. По мере роста деловой активности она сокращается. Сезонная безработица также является безработицей недостаточного спроса. Она наблюдается в отдельных отраслях, подвергающихся циклическим колебаниям (сельское хозяйство, строительство и т.п.). Рассмотрите, каких безработных относят к тому или иному виду, какие факторы, определяют уровень той или иной безработицы. Изучите естественный уровень безработицы и факторы его определяющие.
Инфляция является вторым проявлением макроэкономического неравнoвесия. Инфляция - это процесс обесценивания денег, снижения их покупательной способности. Выясните в чем она проявляется. Рассмотрите формулы определения темпов открытой и скрытой инфляции. При нарушении пропорциональности развития денежной сферы и сферы реального производства, возникает инфляция. оценки экономистов по вопросу о причинах этого нарушения расходятся. Проанализируйте разные точки зрения на природу инфляции (монетаристов, кейнсианского направления и др.).
Инфляция является сложным экономическим явлением, формирующимся под воздействием целого ряда факторов. Изучите монетарные и немонетарные факторы инфляции. Рассмотрите существующие механизмы развертывания инфляции, которые делают ее самовоспроизводящейся (адаптивные инфляционные ожидания, спираль "зарплата - цены", спираль "цена товара - цена ресурса"). Обратите внимание на меры борьбы с разными механизмами.
В следующем вопросе рассмотрите виды инфляции по следующим критериям: темпы инфляции, происхождение, условия возникновения. Определите влияние, какое они оказывают на экономику и каких мер требуют.
Эмпирическое доказательство существования обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы было предложено после второй мировой войны и известно как Кривая Филлипса (ее современная трактовка). Изучите ее. Обратите внимание на неоклассическую трактовку взаимосвязи уровня инфляции и уровня безработицы.
План семинарского занятия:
1. Занятость населения:
а) экономически активное и экономически пассивное население;
б) статус безработного‚ методы определения численности безработных;
в) продолжительность и формы проявления безработицы.
2. Виды безработицы:
а) добровольная и вынужденная безработица;
б) фрикционная‚ структурная и циклическая безработица;
в) естественный уровень безработицы, факторы его определяющие.
3. Инфляция и формы ее проявления:
а) монетарная и немонетарная природа инфляции;
б) инфляция спроса и инфляция издержек;
в) умеренная, галопирующая и гиперинфляция;
г) ожидаемая и непредвиденная инфляция, ее воздействие на доходы.
4. Взаимосвязь инфляции и безработицы, кривая Филлипса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.- Т.1.- Гл.10.- С.157-172; Гл.19.- С.338-341.
2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - Гл.10. - С.237-242, §3, Гл.18.
3. Введение в рыночную экономику:Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.,1995.-Гл.15.
Самостоятельная работа 11.
1. Заполните пробелы в таблице:
Категория | ||
Люди в возрасте 16 лет и старше | 173,494 | 173,657 |
Совокупная рабочая сила | 111,333 | |
Работающие | 99,581 | |
Безработные | 11,243 | |
Норма безработицы | ||
Не входящие в состав рабочей силы | 62,456 | |
Процент не входящих в состав рабочей силы |
2. Заполните таблицу «Виды безработицы»:
Естественная безработица | Циклическая безработица | ||
Фрикционная безработица | Структурная безработица | ||
Определение | |||
Факторы роста | |||
Факторы снижения |
3. Заполните таблицу «Виды инфляции":
Инфляция спроса | Инфляция предложения | |
Определение | ||
Причины возникновения | ||
Схема развертывания | ||
Методы сокращения темпов инфляции |
4. Заполните таблицу «Типы инфляции»:
Умеренная инфляция | Галопирующая инфляция | Гипер-инфляция | |
Темпы нарастания инфляционных процессов | |||
Характер воздействия на экономику |
5. Постройте кривую Филлипса по следующим данным:
Уровень безработицы в % | ||||
Темпы инфляции в % | -2 |
Что должно сделать правительство, чтобы снизить уровень инфляции с 6% до 4%? Как при этом изменится уровень безработицы? Что должно сделать правительство, чтобы снизить уровень инфляции с 4% до 2%? Как при этом изменится уровень безработицы?
Практические задания и вопросы.
1. Иванова, токаря-интрументальщика, зарабатывающего 6 тыс. рублей в месяц, уволили с работы. а) В течение двух недель Иванов постоянно ходит в службу занятости и читает вакансии для токарей-инструментальщиков. Является ли он в это время безработным по критериям, принятым МОТ? б) По истечении двух недель ему предлагают место водителя фургона, развозящего хлеб, с оплатой 3 тыс. рублей в месяц. Он отказывается от этого предложения. Остается ли Иванов безработным? в) Ему предлагают работу токаря-инструментальщика в городе расположенном в 125 км от его места жительства. Он отказывается. Остается ли Иванов безработным? г) После трех месяцев поисков Иванов теряет надежду и перестает искать работу. Является ли он безработным?
2. Используя приведенные данные, рассчитайте величину рабочей силы и официальный уровень безработицы. Все население составляет 500 человек, из них 120 чел. - дети до 16 лет; 150 чел. выбыли из состава рабочей силы; 23 чел. - безработные; рабочие занятые неполный рабочий день и ищущие работу - 10 человек.
3. Почему фрикционная безработица может быть с точки зрения общества желательной? Чем структурная безработица отличается от фрикционной? Какая безработица, на ваш взгляд, преобладает в России?
4. Почему естественный уровень безработицы не является постоянным во времени? Почему в разных странах устанавливается различный естественный уровень безработицы?
5. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень – 9%. Пользуясь законом Оукена, определите величину потерь ВВП в процентном и денежном выражении, если номинальный ВВП в том же году составлял 500 млрд. руб.
6. Предположим, что принятая программа выплат пособий по безработице обеспечивает доходом незанятое население. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство?
7. Почему определение инфляции как «роста общего уровня цен» в России является недостаточным?
8. Почему нельзя делать вывод об инфляции на основе наблюдений роста цен на отдельный товар? Какие функции может выполнить рост цен на отдельный товар и соответствующее изменение структуры цен?
9. Одинаковы ли методы борьбы с инфляцией издержек и с инфляцией спроса? Что произойдет в экономике, охваченной инфляцией издержек, если будет применяться только жесткая дефляционная политика?
10. Почему для экономики может быть опасна автоматическая индексация доходов и заработной платы?
11. Как государство может получить выгоду от непредвиденной инфляции?
12. Какую роль в российской инфляции играет ценообразование в топливно-энергетическом комплексе? Почему российская инфляция наносит основной удар по отраслям, производящим конечную продукцию? Чем такая ситуация грозит топливно-энергетическому комплексу?
13. Каким образом можно разрушить механизм самовоспроизводящейся инфляции?
14. Каким образом механизм формирования зарплаты может привести к инфляции издержек?
15. Что такое «инфляционная спираль»?
Тестовые задания.
1. Рабочая сила - это:
а) все население страны;
б) все население трудоспособного возраста;
в) все работающие лица, старше 16 лет;
г) работающие лица, а также безработные, ищущие работу.
2. Домохозяйку, добровольно отказавшуюся от работы, относят:
а) к экономически пассивному населению;
б) к безработным, не включается в рабочую силу;
в) к безработным, включается в рабочую силу;
г) к неполностью занятым.