Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера

Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция «экономики предложения».

Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. «Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении (сдвиги долгосрочной кривой AS). Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.п.

Теория экономики предложения сформулирована в начале 80-х годов ХХ века американскими учеными М.Бернсом, Г.Стайном и А.Лаффером. Если кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а, следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кривой AD влево), то сторонники «экономики предложения» считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен («налоговый клин»), т.е. дают эффект ускорения инфляции издержек. Таким образом, увеличение налогов смещает кривую AS влево, доход падает, сокращается налоговая база, а, следовательно, и сумма налоговых поступлений.

Главная идея теории экономики предложения заключается в увеличении собственных источников накопления за счет снижения предельных налоговых ставок и прогрессивности налогообложения. Построив кривую количественной зависимости между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболы, профессор А.Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность частного сектора (рис.7.15).

 
  Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера - student2.ru

Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера - student2.ru

Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост замедляется либо идет такое же плавное снижение доходов бюджета и даже резкое их падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, падает предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, подлежащие налогообложению, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из легального в теневой сектор экономики.

По теории А.Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. повышение налогов увеличивает размеры теневой экономики, стимулирует легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется.

Наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что доходы государства увеличиваются за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени.

Кривая Лаффера, однако, заключает в себе большую степень неопределенности. Снижение налогов рекомендуется для стимулирования совокупного предложения. Но где гарантии, что такое снижение не будет питать рост совокупного спроса? На практике не очень ясно, на что снижение налогов окажет большее воздействие – на совокупное предложение или совокупный спрос. Дискуссионным остается вопрос о том, стимулирует ли снижение налогов трудовую активность или увеличивает потребность в свободном времени.

Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же неизвестно, сработают ли эти стимулы. Во многом это зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди станут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.

Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос. Если рост спроса опередит увеличение предложения, что может привести к инфляции и бюджетному дефициту.

Самое же главное – определить точку нахождения ставки налога на кривой Лаффера очень сложно. Манипулирование ставками налога требует большой осторожности. Во-первых, можно не досчитаться большой части налоговых поступлений. Во-вторых, изменения налоговых ставок создают чувство неопределенности у предпринимателей, что не побуждает их к развитию.

Выдвинутая в 50-х годах профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридманом налоговая теория монетаризма основана на количественной теории денег. Согласно этой теории регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианской экономической концепции. Здесь налоги наряду с другими механизмами воздействуют на денежное обращение, что изымает излишнее количество денег. Схожесть этих теорий проявляется в том, что посредством налогов происходит уменьшение неблагоприятных для развития экономики факторов. Однако у Дж.Кейнса этим фактором являются излишние сбережения, а у М.Фридмана – излишние деньги.

Теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую, кроме него, никто не может осуществлять: регулированием денежной массы в обращении. Эта теория направлена на то, чтобы лишить государственные органы управления той свободы маневрирования, которой они располагают, и подчинить их действия автоматическому «правилу», учитывающему долговременные тенденции развития экономики.

Применение данной теории характерно для США в период проведения налоговой реформы в 70-е годы. В этот период были уменьшены максимальные налоговые ставки на доход с 70 до 50%, одновременно началось поэтапное увеличение необлагаемого минимума, были введены дополнительные скидки на капиталовложения в оборудование американского производства. Наряду с этим уменьшился налог на прибыль корпораций, стало действовать положение об увеличении на 20% норм ускоренных амортизационных списаний. В результате этих мер у предприятий было высвобождено 13–14 млрд. долларов прибыли в год.

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Ни неокейнсианское, ни неоклассическое направления экономической теории не могут указать на единственно возможный выход из острейших противоречий рыночного воспроизводства. Дилемма рынкатакова: или добиться роста экономики на основе инфляционного финансирования и тем самым ослабить угрозу кризиса, или пойти на оздоровление кредитно-денежного механизма ценой экономического кризиса и роста безработицы.

Теория экономики предложения, с одной стороны, близка к кейнсианской теории, так как занимается вопросами фискальной политики. С другой – она противопоставляет себя кейнсианству, доказывая необходимость ограничения государственного вмешательства в экономику. Поскольку основной акцент сторонниками экономики предложения делается на рыночной механизм, она своими корнями уходит в классическую школу и вместе с монетаризмом, теорией рациональных ожиданий образует неоконсервативное направление экономической мысли.

В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. На практике же используется взаимодействие основных концепций: кейнсианской, теории экономики предложения и монетаризма. И хотя неоклассические течения чаще служат теоретической основой для государственного регулирования, ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение. П.Самуэльсон в своей работе «Экономика» отмечает определенную расточительность государства, предлагая конкретные пути повышения эффективности его деятельности, среди которых не последнее место занимают налоги. В то же время, являясь приверженцем прогрессивности в налогообложении, он говорит о принципах «выгоды и пожертвования» в налогообложении и считает, что структура налогов должна быть такой, чтобы с ее помощью доходы, определяемые механизмом рынка, соответствующим образом перераспределялись в интересах общества.

Антиинфляционная политика

Современной рыночной экономике свойственна инфляция. В связи с тем, что главная причина инфляции кроется в увеличении денежной массы, то борьба с ней подразумевает сокращение темпа роста денежной массы, что вызывает сокращение объема производства и падение занятости. Правительства ищут пути сокращения темпов инфляции с наименьшими издержками.

Поэтому антиинфляционная политика практически ставит две цели: умеренность уровня инфляции и ее управляемость. Подавление инфляции необходимо при угрозе гиперинфляции.

Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционнойостроты.

Антиинфляционная политикаправительства, согласно кривой Филлипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается вдоль кривой Филлипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают, и они сокращают объем своего выпуска, а значит, и занятость.

Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь.Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт.

Антиинфляционная политика включает в себя 2 блока мероприятий:

1) регулирование совокупного спроса;

2) регулирование совокупного предложения.

Первое направление отстаивают кейнсианцы, второе – монетаристы.

Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно посредством создания эффективного спроса, который, в свою очередь, формируется государственными заказами и дешевым кредитом. Эти меры правительства приводят к сокращению спада, уменьшению безработицы. Таким образом, усиление совокупного предложения, инициированное государственными заказами и дешевым кредитом, вызывает понижение цен и сокращение инфляции.

Кейнсианская антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагает покрыть его посредством государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект по истечении продолжительного времени.

Монетаризм же исходит из ограничения совокупного спроса, поскольку, согласно его утверждению, усиление совокупного предложения может обеспечить успех лишь по истечении продолжительного времени.

Можно выделить следующие виды современной антиинфляционной политики:

· шоковая терапия – резкое сокращение темпов роста денежной массы. При проведении политики шоковой терапии инфляционные ожидания снижаются. Снижение инфляционных ожиданий снижает темпы инфляции. Шоковая терапия оказывает сильное влияние на занятость и объем производства. При проведении политики шоковой терапии для стабилизации и упорядочения денежного обращения проводят денежные реформы (деноминацию, девальвации и т.д.);

· градуирование – постепенное сокращение темпа роста денежной массы. Инфляционные ожидания при градуировании не снижаются из-за неуверенности правительства в проводимой политике. Появляется инфляционная инерция, чему способствует индексация доходов. Градуирование не вызывает глубокого спада, как шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно.

Конкретная реализация долговременных антиинфляционных программ выходит за рамки рекомендаций по сокращению государственных расходов и денежной массы, соответствующих краткосрочной модели кривой Филлипса и основанных на кейнсианских идеях регулирования совокупного спроса.

В более широком плане «шоковая терапия» предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию хозяйственной жизни; освобождение цен; свертывание хозяйственной активности государства; жесткое ограничение роста денежной массы; балансирование бюджета главным образом за счет сокращения расходов и т.д.

Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших отраслей производства; налоговое стимулирование предпринимательства; частичное регулирование процесса ценообразования; создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов(контроль над заработной платой и ценами). Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

Большинство стран – как развитых, так и с переходной экономикой – в практике борьбы с инфляцией не следуют жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводит к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения, социальным противоречиям.

Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, выделяют:

1) меры по стимулированию текущего объема производства;

2) меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими сферами их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению «налогового клина» через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции.

Ко второй группе относят: стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если меры проведения такой антиинфляционной политики будут объявлены заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана, т.е. политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада.

Ожидания должны быть встроены в соглашения о ставках заработной платы и другие долгосрочные контракты. Пересмотр контрактов требует времени, какой-то период будут действовать старые контракты, включающие прежние ожидания. Поэтому из-за инфляционной инерции быстрое возвращение к умеренной инфляции маловероятно. Легче всего изменить темп инфляции, когда в экономике отсутствуют долгосрочные контракты, например, в период гиперинфляции, а политика правительства пользуется доверием. Тем не менее, остается верным положение, что независимо от структуры контрактов, чем большим доверием пользуется антиинфляционная политика, тем больший успех она будет иметь.

Инфляционные процессы в Беларуси. Национальная экономика пережила сложные потрясения в результате глубокого трансформационного кризиса. Экономисты выделяют четыре периода динамики инфляционных процессов.

Первый период (1991–1994гг.) – связан с углублением экономического кризиса, вызванного разрывом хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. В 1993–1994 годах цены возрастали в год более чем в 20 раз, среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 долл. США.

Второй период (ноябрь 1994–1996гг.). В результате проведения жесткой кредитно-денежной политики, связанной с ограничением темпов роста денежной массы, сокращением объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличением доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, достигнута определенная финансовая стабилизация. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 году до 44%, в 1996 – до 39,3% (в 1994 году – 59%). Но в конце периода произошло ухудшение ситуации, вызванное усилением элементов административного регулирования хозяйственной деятельности и использованием денежной экспансии для поддержки реального сектора экономики.

Третий период (1997–1999гг.) Высокая инфляция в республике имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена экспансионистской кредитно-денежной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 году выросла в данном периоде до 350% в год.

Четвертый период (2000–2003 гг.). Произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике. По итогам 2001 года, рост ИПЦ[62] составил 146,0%, в 2002 году – 134,8%, в 2003 году – 125,4%. Впервые с 1996 года было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 года был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. Среднемесячная заработная плата (в долларовом эквиваленте) в декабре 2000 года составила 76 долл. США. В 2002 году реальная заработная плата повысилась на 7,7%. К концу периода в 2003 году среднемесячная заработная плата выросла до 140 долл. США.

Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам соответствует признакам финансовой стабилизации, в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40%. Тем не менее, медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий создают предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы:

1. комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;

2. комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции;

3. комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы предусмотрено обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6–7% и энергоемкости ВВП – на 20–25%. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001–2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Кроме того, в республике ежегодно утверждаются основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

Контрольные вопросы к теме №7

1. К каким основным моментам может быть сведена количественная теория денег?

2. В чем состоит принципиальное отличие кейнсианской и классической трактовки совокупного предложения?

3. Каковы последствия длительной экспансионистской политики?

4. Объясните, почему разовые мероприятия в рамках стимулирующей политики, по мнению монетаристов, могут привести к росту занятости и национального дохода.

5. Покажите негативное воздействие шоков на экономику.

6. Каково влияние изменения денежного предложения на рост ВВП, совокупный спрос и цены?

7. В чем состоит главная идея теории экономики предложения?

8. Покажите различия между статическими, адаптивными и рациональными ожиданиями. Можно ли утверждать, что в настоящее время рациональный тип ожиданий стал преобладающим?

9. Найдите аргументы «за» и «против» утверждения сторонников концепции «экономики предложения» о том, что снижение налоговых ставок ведет к росту экономической активности и увеличению объема производства.

10. Представители каких экономических школ рассматривают мероприятия по регулированию совокупного спроса и регулированию совокупного предложения как составляющие антиинфляционной политики?

11. Назовите основные виды современной антиинфляционной политики.

ТЕМА 8. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Наши рекомендации