Низшие пределы цен и товарные излишки

Низший предел цены — это минимальная цена, уста-новленная правительством. Любая цена выше этого предела или равная ему законна, цена ниже этого предела незаконна. Низший предел цены, превы­шающий равновесную цену, обычно вводится тог­да, когда в обществе складывается представление, что свободная работа рыночной системы не обес­печивает достаточный уровень дохода некоторым категориям поставщиков ресурсов или производи­телей.

Законодательство о минимальном уровне зара­ботной платы и поддержание цен на сельскохозяй­ственную продукцию - вот два примера установле­ния правительством низшего предела цен. Давайте рассмотрим эту меру применительно к конкретно­му продукту

Предположим, текущая рыночная цена кукуру­зы составляет 2 дол. за бушель, и в результате дохо­ды многих фермеров чрезвычайно низки. Прави­тельство принимает решение помочь им, официаль­но установив низкий предел цены (или «поддержав» цену на уровне) 3 дол- за бушель.

Каковы будут последствия? При любой цене выше равновесной величина предложения превы­сит величину спроса, то есть возникнет устойчи­вый избыток предложения, или излишек продук­та. Фермеры будут стремиться производить и пред­лагать па рынке больше продукта, чем захотят при­обрести частные покупатели по минимальной цене. Размеры этого излишка пропорциональны эластич­ности спроса и предложения. Чем больше эластич­ность, тем больше возникающий о результате из­лишек. Так же как и в случае с потолком цен, официальное регулирование низшего предела цены парализует способность свободного рынка к нор­мированию.

Рисунок 20-5 наглядно иллюстрирует эффект введения низшего предела цены. Допустим, Sa D — это кривые предложения кукурузы и спроса на нее. Очевидно, равновесная цена равна Р0, а равновес­ное количество продукта — Q0. Если правительство установит низший предел цены Р/} фермеры будут

производить Qs продукта, однако частные покупа­тели по такой цене приобретут лишь количество Q^ Возникающий в результате излишек продукта ра­вен разности между Q, и Qd.

Справиться с излишком, порождаемым установ­лением низшего предела цен, правительство может двумя путями»

1. Ограничить предложение (например, догово­риться с фермерами о предельных посевных пло­щадях под данную культуру) или увеличить спрос (например, разработать новые возможности исполь­зования сельскохозяйственных продуктов). Это поз­волит сократить разрыв между равновесной ценой

-,•*■-

Рисунок 20-5.Установление низшего предела цены приводит

к устойчивому избытку продукта

Установление низшего предела цены [официальной мини­мальной цены), например Р(, ведет к образованию устойчивого излишка продукции, величина которого определяется отрез­ком QJ&S.

и низшим пределом цены, а следовательно, и вели­чину возникающего в результате излишка.

2. Если эти усилия окажутся не вполне успеш­ными, то правительство должно закупить излиш­нюю продукцию (тем самым субсидируя фермеров) и заложить на хранение либо как-то иначе распо­рядиться ею. .. , .

Сомнительные компромиссы

В рыночной экономике силы спроса и предложе­ния способны гармонично согласовывать решения производителей о выпуске товаров и решения по­купателей об их приобретении. Но установление потолка или нижнего порога цен вносит в этот меха­низм диссонанс. Правительство вынуждено либо вво­дить систему нормирования потребления, чтобы справиться с дефицитом, возникающим вследствие установленного потолка цен, либо разрабатывать методы рассасывания избытка товаров, возникаю­щего в результате установления низшего предела цены. Таким образом, законодательно установлен­ный потолок или порог цен представляет собой противоречивый компромисс. Необходимо тщатель­но взвешивать все выгоды, которые получают по­требители или производители в результате установ­ления контроля над ценами, и затраты общества по борьбе с дефицитом или излишками продукции.

Более того, наш анализ контроля за ценами в период второй мировой войны, контроля за у ров-

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

РЫНОЧНЫЕ СИЛЫ И ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Происходивший в последние годы рост доходов работ­ников с высшим образованием по сравнению с доходами менее образованных работников отражает тот факт, что предложение высококвалифицированных кадров на рынке труда не поспевает за стремительно растущим спросом на их квалификацию,

Сравнение реальных средних доходов выпускников кол­леджей и средних школ показывает, что начиная с 1980 г. разрыв мажду ними - именуамый «надбавкой за высшее образование)) - резко увеличился, Другими словами, цен­ность образования продолжает расти. Эту вса увеличиваю­щуюся разницу в доходах можно такжа объяснить измене­ниями спроса и предложения, затрагивающими успуги ра­ботников со средним и высшим образованием.

Эту ситуацию иллюстрирует график, на вертикальной оси которого отложвно соотношение медианного дохода вылус^ кников колладжей и медианного дохода выпускников сред­них школ [показатель «надбавки}} за высшее образование колледжа]. Такое соотношение, равноа 1н5, указывает на то, что выпускники колледжей зарабатывают на 50% больше, чем выпускники средних школ. Горизонтальная ось показы­вает процент молодых людай (в возрасте от 25 до 34 лет), не манаа четырех лет отучившихся в колледже. Вертикаль­ные (то есть совершенно неэластичные] кривые предложе-

ния отражают тот факт, что численность выпускников кол­леджей очень медленно реагирует на изменение в соотно­шении доходов. Например, при росте этого соотношения по­надобится 4-5 лет, пока новый набор студентов получит свои дипломы и попадет на рынок труда. Убывающий характер кривых спроса D показывает, что, чем меньше надбавка за высшее образование, большее количество выпускников кол­леджей захотят нанять работодатели,

В 1 967 г. отмачалось соотношение доходов, близкое к 1,5, а это говорит о том, что в то время выпускники коллед­жей зарабатывали на 50% больше, чем выпускники средних школ. Но уже к 1995 г, этот разрыв увеличился до 30%, Объясняется это тем, что, несмотря на увеличение предло­жения выпускников колледжей [с 16,5% до более 2Ъ% мо­лодых людей в возрасте от 25 до 34 лет), спрос возрос нв относитепьно большую величину.

Почему? Что касается спроса, то начиная примерно с 1980 г. технический програсс все больше и большв опирает­ся на квалификацию. Нововведения способствуют росл; про­изводительности труда и, следовательно, увеличению спроса на более образованных работников в большей мара, чем росту производительности менвв квалифицированных работников. Одной пишь компьютеризацией рабочих мест можно объяс^ нить от Уз До 2/з увеличения отдачи от образования. Это так­же объясняется болае интенсивным использованием в произ^ водстве высокотехнологичных средств производства,

Снижение мировых торговых барьеров также повлияло на спрос на рынка труда. Более низкие барьеры привели к уваличению внешнего спроса на экспортируемые высоко-

нем арендной платы и последствий установления потолка процентной ставки по кредитным карточ­кам показывает, что государственное вмешатель­ство в деятельность рынка порой влечет за собой непредсказуемые и нежелательные побочные эф­фекты. Контроль за уровнем арендной платы мо­жет послужить тормозом для жилищного строи­тельства и обновления наличного жилищного фон­да. А введение потолка процентной ставки по кре­дитным карточкам, вместо того чтобы защитить семьи с низкими доходами от необходимости пла­тить высокие проценты, просто лишает их доступа к кредиту.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 20-3

+Ценовая эластичность предложения показыва­ет восприимчивость поставщиков продукта к измене­нию цены. Коэффициент ценовой эластичности пред­ложения Es представляет собой отношение процент­ного изменения объема предложения к процентному изменению цены. Эластичность предложения прямо

пропорциональна количеству времени, которым рас­полагают производители, для того чтобы ответить на изменение цены,

+ Коэффициент перекрестной эластичности спро­са £ представляет собой отношение процентного из­менения величины спроса на один продукт X к про­центному изменению цены другого продукта V, Если коэффициент перекрестной эластичности - величина положительная, значит, два продукта - взаимозаме­няемые товары; если же коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то эти два продукта - сопутствующие товары.

♦ Коэффициент эластичности по доходу пред­ставляет собой отношение процентного изменения ве­личины спроса к процентному изменению дохода, По­ложительный коэффициент эластичности по доходу свидетельствует о нормальном товаре, или товоре высшей категории. Отрицательный коэффициент ука­зывает на товор низшей категории.

+ Государственное регулирование цен - установ­ление потолков и низших пределов цен - лишает цены их нормативной (распределительной) функции и вле­чет за собой непредвиденные побочные эффекты.

технологичные виды продукции и более квалифицированную рабочую силу, производящую их. И наоборот, более свобод­ная торговпя расширила внутренний спрос на недорогие им­портные товары, изготовленные менее квалифицированной иностранной рабочей силой. Такой импорт привел к усиле­нию конкуренции, с которой сталкиваются менее квалифи­цированные рабочиа в Соединенных Штатах и которая сдер­живает рост их доходов. Приток малоквалифицированной рабочей силы из числа иммигрантов в 80-х и 90-х годах токе замедлил рост доходов мвнае образованной части тру­довых ресурсов в США.

Почему же предложение выпускников колпеджей на рын­ке труда не увеличилось больше, чем показано на графике, сдерживая таким образом рост надбавки за высшее обра­зование? Б конце концов, поскольку разрыв в доходах стал увеличиваться вще в начале 80-х годов, не способствовало ли это тому, что больше молодежи стало поступать и со временем заканчиввть колледжи? Но другие факторы -в частности, повышение реальной стоимости образования в колледж.е ^ ограничили рост предложения выпускников колледжей на рынкв труда. В 80-х годах стоимость высшего образования в государственных колледжах в два раза опе­режала темпы инфляции; а в частных школах - в три раза. В тоже время государственные лособия и кредиты студен­там отставали от темпов инфляции.

Некоторые последствия, Во-пераых, в настоящее время ин­дивидуальное экономическое благосостояние более тесно, чем Прежде, связано с уровнем образования человека, Во-вторых, разрыв е заработной плате более и менее образованных работников все время растет и способствует установлению боль­шего неравенства доходов б экономике е целом, В-третьих, процветание любого города, штата или рагиона все в большей мера зависит от его заботы об образовании.

Источник: На основе данных: Groshen E. L and Drozdowski С.

The Recent Rise in the Value of Education: Market Forces at Work// Economic Commentary, Federal Reserve Bank of Cleveland, 15 August, 1992 [уточненные двнные),

РЕЗЮМЕ

h Ценовая эластичность спроса измеряет чувст­вительность потребителей к изменению цены. Если потребители относительно чувствительны к изме­нению цен; спрос является эластичным. Если по­требители относительно нечувствительны к изме­нению цен, спрос неэластичен.

2. Формула ценовой эластичности позволяет измерить степень эластичности или неэластичнос­ти спроса. Она имеет следующий вид:

Процентное изменение величины спроса на продукт X

Процентное изменение цены продукта Y

При определении процентных изменений цены и величины спроса в качестве отправной точки исполь­зуются средние значения всех рассматриваемых цен и величин спроса. Если Ed больше единицы, спрос считается эластичным. Если Ed меньше единицы, спрос неэластичен. Единичная эластичность встре­чается в особом случае, когда £d равняется единице.

3. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается прямой линией, параллельной верти­кальной оси; кривая совершенно эластичного спро­са — прямой линией, расположенной выше и па­раллельно горизонтальной оси.

4. В разных ценовых интервалах на кривой спро­са эластичность различна; кривая, как правило, эла­стична в левой верхней части графика и неэластич­на в его правой нижней части. Об эластичности нельзя судить по степени крутизны или пологости кривой спроса на графике.

5* Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяют­ся в одном и том же направлении, спрос неэласти­чен. В случае единичной эластичности спроса из­менение цены оставляет общую выручку неизмен­ной.

6. Количество доступных товаров-заменителей, удельный вес продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам пер ной необходимос­ти или к предметам роскоши, а также продолжи­тельность анализируемого периода времени - нее это факторы, определяющие эластичность спроса, :

7. Концепция эластичности применима и к пред-ложению. Коэффициент ценовой эластичности предложения можно рассчитать по формуле

=

Процентное изменение величины предложения

товара X

Процентное изменение цены товара У

Эластичность предложения зависит от того, на­сколько легко перераспределяются ресурсы между альтернативными сферами их использования. В свою очередь^ эта мобильность ресурсов прямо пропорциональна количеству времени, которым располагают производители, для того чтобы приспо­собиться к данному изменению цен+

8. Перекрестная эластичность указывает, на­сколько чувствителен объем покупок одного про­дукта к изменению цены другого. Коэффициент перекрестной эластичности можно рассчитать по формуле:

Процентное изменение величины спроса

на товарX

Процентное изменение цены товара У

Положительный коэффициент перекрестной элас­тичности свидетельствует о взаимозаменяемых то­варах, отрицательный — о сопутствующих товарах. 9, Эластичность спроса по доходу показывает, как реагирует объем покупок потребителя на изме­нение его дохода. Коэффициент эластичности спро­са по доходу находится по формуле

Процентное изменение величины спроса

на товаре

Процентное изменение дохода

Для нормальных товаров данный коэффициент по-ложителен, а для товаров низшей категории - от­рицателен.

10. Государственное регулирование цен лишает равновесные иены способности выполнять норма­тивную функцию. Установление эффективных по­толков цен приводит к возникновению устойчи­вых товарных дефицитов, и если правительство стремится к справедливому распределению продук­та, ему приходится брать на себя функцию норми­рования потребления. Установление низшего пре­дела цен способствует производству излишков про­дукта; правительство вынуждено закупать эти из­лишки или устранять их, вводя ограничения на производство или стимулируя потребительский спрос.

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Ценовая эластичность спроса

(price elasticity of demand) Эластичный спрос (elastic demand) Неэластичный спрос (inelastic demand)

Единичная эластичность

(unit elasticity) Совершенно неэластичный спрос

(perfectly inelastic demand) Совершенно эластичный спрос

(perfectly elastic demand) Общая выручка (total revenue) Оценка do показателю общей выручки

{total-revenue test)

Ценовая эластичность предложения

(price elasticity of supply) Рыночный период (market period) Краткосрочный период

(short run) Долгосрочный период

(long run) Перекрестная эластичность спроса

(cross elasticity of demand) Эластичность спроса по доходу

(incom e e lasiicity of dem and) Потолок цены (price ceiling) Низший предел цены (price floor)

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

L Повторите вопросы 1, 4 и 8 в конце главы 3.

2, Ключевой вопрос. На основе приведенных ниже данных о спросе постройте график, а затем восполь­зуйтесь формулой центральной точки Ed, чтобы оп­ределить ценовую эластичность спроса для каждого

из четырех изменений цены на 1 дол. Что вы можете сказать о соотношении наклона кривой и эластично­сти? Не вдаваясь в технические детали, объясните, почему спрос эластичен в левой верхней части кри­вой спроса и неэластичен в правой нижней части.

Спрос и предложение:

Цена продукта (в дол.] Bvnmma спроса

5 1

4 2

3 3

г 4

1 5

3, Нарисуйте дне линейные кривые спроса па­раллельно друг другу. Покажите, что для любого за­данного изменения цены спрос более эластичен на кривой^ расположенной ближе к началу координат.

4, Ключевой вопрос. Вычислите значение показа­теля обшей выручки на основе данных о спросе из вопроса 2. Постройте график общей выручки по вашей кривой спроса. В общем виде сформулируй­те, каково соотношение ценовой эластичности и

общей выручки.

5* Кгючевой вопрос. Каким образом следующие изменения цены повлияют на общую выручку (со­вокупные расходы) - увеличится ли общая выруч­ка, сократится ли она или останется неизменной?

а) цена налает, спрос неэластичен; ■-■: ------

6} цена растет, спрос эластичен;

в) цена растет, предложение эластично;

г) цена растет, предложение неэластично;

д) цена растет, спрос неэластичен;

е) цена падает, спрос эластичен;

ж) цена падает, спросу свойственна единичная

эластичность,

6. Ключевой вопрос. Каковы основные факторы,

определяющие эластичность спроса? Опираясь на эти факторы, оцените эластичность или неэластич­ность спроса на следующие продукты: а) апельси­ны; б) сигареты; в) сигареты «винстон»; г) бензин; л) сливочное масло; е) соль; ж) автомобили; з) би­леты на футбольные матчи; и) браслеты с брилли­антами; к) этот учебник,

1. Каким образом повлияет введение правила о проживании студентов исключительно в универси­тетских общежитиях на ценовую эластичность спро­са на жилую площадь в общежитиях? Какое воздей­ствие это в свою очередь окажет на арендную плату за комнату?

8, «Если спрос на сельскохозяйственную продук­цию обладает низкой ценовой эластичностью, то богатый урожай может отрицательно отразиться на дохода х фе р м е ро в». Оцени те да н н о е с ужде н и е и да й -те его графическую иллюстрацию.

9, Вы назначены на должность председателя на­логовой комиссии штата. Ваша обязанность — раз­работать программу пополнения казны штата за счет акцизных налогов. Принимая решение о том, какие тонары обложить таким налогом, будете ли вы пользоваться информацией об эластичности спроса на эти товары? Поясните ответ,

10, Ключевой вопрос. В мае 1990 г, картина Ван Го га «Портрет доктора Гаше» была продана с аукци-

_______________________ГЛАВА 20 453

астичность и реальные проявления

она за 82,5 млн дол. Дайте графическую иллюстра­цию данной ситуации, используя кривые спроса и предложения. Прокомментируйте ее, обращая осо*=-бое внимание на эластичность предложения.

11, В 50-е годы местный отряд бойскаутов в Джексоне (штат Вайоминг) решил собирать и про­давать на аукционе лосиные рога, сбрасываемые тысячами лосей, зимующих в этом районе. Поку­пателями выступали в основном местные ремес­ленники, использовавшие рога для изготовления п ряже к дл я ре м ней, пуговиц и закол о к дл я гал сту-ков. Цена составляла 6 центов за фунт, и отряд выручал по 500 дол. ежегодно. Но в 70-е годы в Азии получило распространение поверье, соглас­но которому смолотый в муку и добавленный в пищу лосиный рог якобы способствует повышению половой потенции. В 1979 г. цена лосиного рога на аукционе в Джексоне составила 6 дол. за фунт, и бойскауты заработали 51 тыс. дол.! Покажите гра­фически и объясните на словах эти значительные изменения цены и общей выручки. Предположив, что кривая предложения лосиных рогов осталась неизменной, вычислите коэффициент эластично­сти предложения с помощью формулы централь­ной точки.

12. Ключевой вопрос. Предположим, что перекре­стная эластичность спроса на продукты Л и В со­ставляет +3,6, а на продукты Си D равна -5,4. Ка­кие выводы о взаимосвязи продуктов А и В, С и D вы можете сделать?

13. Ключевой вопрос. Эластичность по доходу спроса на кинофильмы, услуги зубных врачей и одежду оценивается величинами +3,4, +1,0 и +0,5

соответственно. Объясните смысл этих коэффици­ентов. Что означает отрицательный коэффициент эластичности спроса по доходу?

14, Почему желательно, чтобы установление по­толка цен сопровождалось государственным норми­рованием потребления? А установлению низшего предела цен сопутствовали программы закупок из­лишков продукта, ограничения производства или расширения спроса? Покажите графически, что введение потолка цен вызывает дефицит товаров, а низшего предела цен — их излишек. Каким обра­зом эластичность спроса и предложения влияет на величину этого дефицита или излишка (и влияет ли вообще)? Объясните ваш ответ,

15- («Последний штрих».) Как за последние годы изменился разрыв в доходах между выпускниками высших учебных заведений и работниками, закон­чившими лишь среднюю школу? Поясните эти из­менения с помощью факторов спроса и предложе­ния.

16. Интернет-вопрос. Детерлшнанты ценовой эла­стичности спроса и выборка товаров под названием «Голубые огни» в супермаркетах системы К-mart. В целом эластичность спроса на товар тем выше.

454 ЧАСТЬ ПЯТАЯ____________________

Микроэкономике товарных рынков

чем; а) больше у него заменителей; б) больше его

удельный вес в доходах потребителя; в) с меньшей вероятностью он может быть отнесен к товарам первой необходимости. Супермаркеты K-mart (http:// www,kmart.coiri/) еженедельно публикуют данные по продажам выборочных товаров. Если сокращение цены приводит к росту общего дохода, то K-mart относит товар из этой выборки в рубрику под ус­ловным названием «Голубые огни», то есть к това­рам, пользующимся эластичным спросом. Просмот­рите выборку за эту неделю и для каждого товара начислите по 1 баллу за соответствие одному из вышеперечисленных критериев эластичного спро- ■ с а. Сколько товаров из выборки набрало 3 балла? А есть ли такие, что не набрали ни одного? Зачем, интересно, K-mart включает в выборку товары, на­бирающие менее 3 баллов?

17, Интернет-вопрос. Квартиры в Нью-Йорке-последствия введения потолка цен,В Нью-Йорке контроль за арендной платой за жилье был введен во время второй мировой войны и сохранен муни­ципалитетом Нью-Йорка после ее окончания. В 1997 г. контроль за арендной платой охватывал примерно 71 тыс. городских квартир. Определите разницу между понятиями «контроль за арендной платой» и «политика стабилизации арендной пла-ты>, посетив сайт сети квартиросъемщиков (http:// www.tenant.net/) и сайт «Рекомендации по аренде

квартир Нью-Йорке» (http://www.nycrgb.coTn/). Не являются ли оба эти понятия завуалированным способом контроля цен? Какие могут быть послед­ствия такого контроля? Сокращаются или, наобо­рот, расширяются масштабы контроля за арендной платой?

Низшие пределы цен и товарные излишки - student2.ru

в

ам, возможно, попадались футболки с надписью «Пройдусь-ка я по магазинам* или «Ходи по магазинам до упаду». Американцы, действительно, — нация покупателей, В 199? г. они истратили на товары и услуги около 5.2 трлн дол. Эти расходы составили примерно 93% общего п о ел ен ал о го во го дохода США. В этом же году уро­вень потребления на душу населения достиг 19 410 дол.

Одна из задач макроэкономике — изучение структуры потребительских расходов. Если бы вам довелось срав­нить содержимое тележек двух покупателей, вы бы обнаружили колоссальную разницу. Почему Паула погрузила б свою тележку картофель, пастернак, гранаты и «пепси-колу», а Сэм — сахар, соленья, мыло, колбасный фарш и «севен-ап»? Почему Паула не купила также свинину и душистый перец, а Сэм, зайдя в бакалейный отдел, не остановил свой выбор на супе и спагетти? Из этой главы мы узнаем, как покупатели распределяют свои денеж­ные доходы на различные доступные им товары и услуги. Почему потребитель покупает именно этот, а не какой-то другой набор товаров? Разбирая и анализируя эти вопросы, мы расширим наше понимание закона спроса.

Л" !f

а ■'\'I' \

- v "•

*.■ J

J,-

J * С

п:

->

ДВА ОБЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНА СПРОСА

Закон спроса опирается просто на здравый смысл. Высокая цена подавляет желание потребителя со­вершить покупку, низкая же цена поощряет его при­обрести товар. Давайте теперь рассмотрим еще два объяснения нисходящего характера кривой спроса, которые лишь подтверждают правильность наших повседневных наблюдений. (Третье объяснение, ос­нованное на кривых безразличия, в определенном с м ы:с л еполнееи гл убже расе м атр и а а е м ы х з д е с ь; о н о разбирается в приложении к этой главе.)

Эффекты дохода и замещения

В главе 3 нисходящий характер кривой спроса впер­вые объяснялся эффектами дохода и замещения,

1, Эффект дохода. Эффект дохода - это то воздей­ствие, какое изменение иены продукта оказывает на реальный доход потребителей и, следовательно} на величину спроса на продукт. Если цена продук­та, например говядины, падает; то реальный доход, иди покупательная способность, того, кто покупает этот продукт, возрастает. Это увеличение реального дохода проявится н росте объема покупок разнооб­разных товаров, включая и говядину. Так, при постоянном денежном доходе 20 дол. и неделю вы в состоянии приобрести 10 фунтов говядины по 2 дол. за фунт. Но если цена говядины упадет до 1 дол. за фунт и вы купите те же 10 фунтов, то у вас высво­бодится еще 10 дол. в неделю, которыми вы сможе­те воспользоваться для приобретения дополнитель­ного количества говядины или любых других това­ров. Снижение цены говядины увеличивает реаль­ный доход потребителя, тем самым позволяя ему покупать большее количество говядины. Это и на­зывается эффектом дохода.

2. Эффект замещения. Эффект замещения — это то

воздействие, какое изменение цены продукта ока­зывает на его относительную стоимость и, следова­тельно, на величину спроса на него. Когда цена продукта падает, он становится дешевле по отно­шению ко всем другим продуктам. И потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие продукты, которые стали теперь относитель­но дороже. В нашем примере снижение цены на говядину — при неизменных ценах на все другие продукты — делает ее все более привлекательной для покупателей. При цене 1 дол. за фунт она представ­ляет собой более «удачное приобретение», чем при

цене 2 дол. Более низкая цена побуждает потреби­теля замещать говядиной некоторые другие продук­ты} ставшие относительно менее привлекательны­ми. Говядина вполне может заменить свинину, те­лятину, птицу, рыбу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относитель­ную привлекательность продукта, и потребители приобретают его в большем количестве. Это и на­зывается эффектом замещения.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потре­бителя покупать большее количество определенно­го товара, по низкой цене, чем по высокой,

Наши рекомендации