Фрс продает облигации населению
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ
Продажа федеральными резервными банками облигаций на 1000 дол. системе коммерческих банков сокращает ее фактические и избыточные резервы на 1000 дол. Но продажа 1000-долларовой облигации населению сокращает избыточные резервы банков на 800 дол., так как в результате продажи количество депозитных денег также уменьшилось на 1000 дол. Поскольку бессрочные депозиты, размещенные в системе коммерческих банков, сократились на 1000 дол., банкам теперь и резервы нужны на 200 дол. меньше.
Продает ли ФРС облигации населению или коммерческим банкам., результат и в том и в другом случае одинаков: когда федеральные, резервные банки продают ценные булшги на открытом рынке, резервы коммерческих банков сокращаются. Если все избыточные резервы банковской системы уже израсходованы на ссуды, это уменьшение резервов коммерческих банков обернется сокращением денежного предложения в стране. В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 дол. приведет к уменьшению денежного предложения на 5 тыс. дол. независимо от того, кому они проданы — коммерческим банкам или населению. Вы можете удостовериться в этом, вновь обратившись к рис, 15-1 и проследив влияние продажи федеральными резервными банками 1000-долларовой облигации либо коммерческим банкам, либо населению.
Что побуждает коммерческие банки и население продавать государственные ценные бумаги федеральным резервным банкам или покупать у них? Из главы 13 мы знаемj что цены облигаций и их процентные ставки находятся в обратной зависимости друг от друга. Когда ФРС покупает государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены на государственные облигации поднимаются, а процентные ставки падают. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки облигаций побуждают банки и индивидуальных держателей государственных облигаций продавать их федерал ьным резервным банкам.
Когда ФРС продает государственные облигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены на облигации и поднимает их процентные ставки, делая тем самым государственные облигации привлекательным объектом покупки для банков и населения,
Резервная норма
Каким образом Совет управляющих ФРС, манипулируя установленной законом резервной нормой, влияет на способность коммерческих банков к кредитованию? Простой пример демонстрирует, как это происходит. Рассмотрим строку (2) табл. 15-2 и предположим, что согласно балансовому отчету резервы равны 5 тыс. дол., а бессрочные вклады —
Таблица 15-2, | Воздействие изменений резервной нормы на кредитоспособность коммерческих банков | |||||
IV | W | S3) | m | (5) | (S) | (?) |
Резервная | Бессрочные | Фактические | Обязательные | Избыточные | Способность | Способность |
норма (б %] | вкпады [в дол.) | резервы (в доп.) | резервы [в дол.) | резервы (в дол.) (3) - (4) | к созданию денег отдельного банка | к созданию денег банковской |
(в дол.] -15} | системы (в доп.) | |||||
(1)10 | £0 000 | 30 000 | ||||
[2)2.0 | 20 000 | |||||
{3)25 | 20 000 | |||||
(4) 30 | 20 000 | 5СЮ0 | -1000 | -1000 | -зззз |
20 тыс, дол. Если законом установлена резервная норма 20%, значит, обязательные резервы банка составляют 4 тыс. дол+ Поскольку фактические резервы — 5 тыс. дол., ясно, что на избыточные резервы банка приходится 1000 дол. Мы видели, что на основе этих 1000 дол. избыточных резервов отдельный банк может ссудить 1000 дол.,но банковская система в целом способна создать путем кредитования до 5 тыс. дол. денег на текущих счетах (столбец 7),
Повышение резервной нормы.Что произойдет, если Совет управляющих поднимет юридически установленную резервную норму с 20 до 25% {см. строку 3)? Обязательные резервы возрастут с 4 тыс, до 5 тыс, дол,, сводя избыточные резервы с 1000 дол. до нуля. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создать деньги путем кредитования, либо же резервы кажутся недостаточными, что вынуждает уменьшать чековые депозиты и тем самым денежное предложение. В только что приведенном примере избыточные резервы превращаются в обязательные резервы и способность нашего отдельного банка к созданию денег снижается с 1000 дол. до нуля (столбец 6). Способность же к созданию денег банковской системы падает с 5 тыс. дол. до нуля (столбец 7),
Что произойдет, если Совет управляющих объявит о предстоящем увеличении установленного законом резервного требования до 30% (см. строку 4)? Коммерческий банк окажется перед перспективой невозможности выполнения этого требования. Чтобы защититься от подобной угрозы, банк будет вынужден сократить открытые текущие счета и одновременно увеличить резервы. Для сокращения текущих счетов банк может начать собирать выданные ссуды, не предоставляя при этом новых кредитов. А для увеличения резервов банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг, добавляя полученную выручку к своим резервам. В результате обеих этих мер предложение Денег сократится (см. главу 14, сделки 6 и 8).
Снижение резервной нормы.Каков будет эффект
понижения Советом управляющих резервной нормы с исходных 20 до 10% (см. строку 1)? В этом случае обязательные резервы сократятся с 4 тыс, до 2 тыс. дол., а избыточные резервы увеличатся с 1000 дол. до 3 тыс. дол, В результате способность отдельного банка к кредитованию, а значит, к созданию денег также возрастет с 1000 дол, до 3 тыс, дол. (столбец 6) и способность банковской системы к созданию денег увеличится с 5 тыс. до 30 тыс. дол. (столбец 7). Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования.
Как показывает табл. 15-2, изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:
1) влияет на размер избыточных резервов;
2) меняет величину денежного мультипликатора.
Такт в случае повышения установленной законом резервной нормы с 10 до 20% избыточные резервы сокращаются с 3 тыс, дол. до 1000 дод>, и в то же время мультипликатор бессрочных вкладов понижается с 10 до 5. Способность банковской системы к созданию денег падает с 30 тыс. дол, (3 тыс, дол. х 10) до 5 тыс. дол. (1000 х 5).
Изменение резервной нормы — мощный инструмент денежного контроля, но применяется он нечасто. И все же в 1992 п ФРС снизила резервную норму с 12 до 10%.
Учетная ставка
Одной из традиционных функций центрального банка является роль «заимодателя в крайнем случае». Он предоставляет ссуды коммерческим банкам, занимающим твердое финансовое положение} но которым неожиданно и безотлагательно потребовались дополнительные средства. В этих случаях каждый федеральный резервный банк предоставляет краткосрочные ссуды коммерческим банкам своего округа.
Когда коммерческий банк берет ссуду, он выписывает федеральному резервному банку вексель (или долговую расписку), обеспеченный приемлемым залогом - обычно государственными ценными бумагами. Подобно тому как коммерческие банки назначают процент по своим ссудам, федеральные резервные банки назначают процент по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам. Такая процентная ставка называется учетной ставкой.
Будучи требованием к коммерческому банку, вексель (расписка) банка-заемщика является активом для предоставившего ссуду федерального резервного банка и отмечается в его балансовом отчете в статье «Ссуды коммерческим банкам». Для коммерческого банка расписка является обязательством и отражается в его балансовом отчете в статье «Займы у федеральных резервных банков» (см. запись (а) в правой стороне баланса).
Давая ссуду, федеральный резервный банк у&е-л и чива ет резервы ко м м ер ческого банка-заемщика. Поскольку для поддержания ссуд, полученных у федеральных резервных банков» не требуется держать обязательные резервы, все новые резервы, приобретенные в результате займа у федеральных резервных банков, представляют собой избыточные резервы. (Эти изменения отражены в балансовой записи (б) отчета банка.)
Здесь важно, что получение коммерческим банком ссуд в федеральных резервных банках увеличивает резервы коммерческих банков, усиливая тем самым их способность расширять кредит.