Фрс продает облигации населению

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ

Продажа федеральными резервными банками облигаций на 1000 дол. системе коммерческих бан­ков сокращает ее фактические и избыточные резер­вы на 1000 дол. Но продажа 1000-долларовой обли­гации населению сокращает избыточные резервы банков на 800 дол., так как в результате продажи количество депозитных денег также уменьшилось на 1000 дол. Поскольку бессрочные депозиты, разме­щенные в системе коммерческих банков, сократи­лись на 1000 дол., банкам теперь и резервы нужны на 200 дол. меньше.

Продает ли ФРС облигации населению или ком­мерческим банкам., результат и в том и в другом слу­чае одинаков: когда федеральные, резервные банки продают ценные булшги на открытом рынке, резервы коммерческих банков сокращаются. Если все избы­точные резервы банковской системы уже израсхо­дованы на ссуды, это уменьшение резервов коммер­ческих банков обернется сокращением денежного предложения в стране. В нашем примере продажа государственных ценных бумаг на 1000 дол. приве­дет к уменьшению денежного предложения на 5 тыс. дол. независимо от того, кому они проданы — ком­мерческим банкам или населению. Вы можете удо­стовериться в этом, вновь обратившись к рис, 15-1 и проследив влияние продажи федеральными ре­зервными банками 1000-долларовой облигации либо коммерческим банкам, либо населению.

Что побуждает коммерческие банки и население продавать государственные ценные бумаги феде­ральным резервным банкам или покупать у них? Из главы 13 мы знаемj что цены облигаций и их про­центные ставки находятся в обратной зависимости друг от друга. Когда ФРС покупает государствен­ные облигации, спрос на них возрастает. Следова­тельно, цены на государственные облигации под­нимаются, а процентные ставки падают. Возросшие цены и понизившиеся процентные ставки облига­ций побуждают банки и индивидуальных держате­лей государственных облигаций продавать их феде­рал ьным резервным банкам.

Когда ФРС продает государственные облигации, дополнительное их предложение на рынке понижа­ет цены на облигации и поднимает их процентные ставки, делая тем самым государственные облига­ции привлекательным объектом покупки для бан­ков и населения,

Резервная норма

Каким образом Совет управляющих ФРС, манипу­лируя установленной законом резервной нормой, влияет на способность коммерческих банков к кре­дитованию? Простой пример демонстрирует, как это происходит. Рассмотрим строку (2) табл. 15-2 и предположим, что согласно балансовому отчету ре­зервы равны 5 тыс. дол., а бессрочные вклады —



Таблица 15-2, Воздействие изменений резервной нормы на кредитоспособность коммерческих банков
IV W S3) m (5) (S) (?)
Резервная Бессрочные Фактические Обязательные Избыточные Способность Способность
норма (б %] вкпады [в дол.) резервы (в доп.) резервы [в дол.) резервы (в дол.) (3) - (4) к созданию денег отдельного банка к созданию денег банковской
          (в дол.] -15} системы (в доп.)
(1)10 £0 000 30 000
[2)2.0 20 000
{3)25 20 000
(4) 30 20 000 5СЮ0 -1000 -1000 -зззз

20 тыс, дол. Если законом установлена резервная норма 20%, значит, обязательные резервы банка со­ставляют 4 тыс. дол+ Поскольку фактические резер­вы — 5 тыс. дол., ясно, что на избыточные резервы банка приходится 1000 дол. Мы видели, что на ос­нове этих 1000 дол. избыточных резервов отдель­ный банк может ссудить 1000 дол.,но банковская система в целом способна создать путем кредитова­ния до 5 тыс. дол. денег на текущих счетах (стол­бец 7),

Повышение резервной нормы.Что произойдет, если Совет управляющих поднимет юридически установ­ленную резервную норму с 20 до 25% {см. стро­ку 3)? Обязательные резервы возрастут с 4 тыс, до 5 тыс, дол,, сводя избыточные резервы с 1000 дол. до нуля. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов, которые должны дер­жать банки. В подобной ситуации либо банки теря­ют избыточные резервы, что снижает их способность создать деньги путем кредитования, либо же резервы кажутся недостаточными, что вынуждает умень­шать чековые депозиты и тем самым денежное пред­ложение. В только что приведенном примере из­быточные резервы превращаются в обязательные резервы и способность нашего отдельного банка к созданию денег снижается с 1000 дол. до нуля (стол­бец 6). Способность же к созданию денег банков­ской системы падает с 5 тыс. дол. до нуля (стол­бец 7),

Что произойдет, если Совет управляющих объя­вит о предстоящем увеличении установленного за­коном резервного требования до 30% (см. стро­ку 4)? Коммерческий банк окажется перед перспек­тивой невозможности выполнения этого требова­ния. Чтобы защититься от подобной угрозы, банк будет вынужден сократить открытые текущие счета и одновременно увеличить резервы. Для сокраще­ния текущих счетов банк может начать собирать вы­данные ссуды, не предоставляя при этом новых кре­дитов. А для увеличения резервов банк может про­дать часть своего портфеля ценных бумаг, добавляя полученную выручку к своим резервам. В результа­те обеих этих мер предложение Денег сократится (см. главу 14, сделки 6 и 8).

Снижение резервной нормы.Каков будет эффект

понижения Советом управляющих резервной нор­мы с исходных 20 до 10% (см. строку 1)? В этом случае обязательные резервы сократятся с 4 тыс, до 2 тыс. дол., а избыточные резервы увеличатся с 1000 дол. до 3 тыс. дол, В результате способность отдельного банка к кредитованию, а значит, к со­зданию денег также возрастет с 1000 дол, до 3 тыс, дол. (столбец 6) и способность банковской системы к созданию денег увеличится с 5 тыс. до 30 тыс. дол. (столбец 7). Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кре­дитования.

Как показывает табл. 15-2, изменение резервной нормы воздействует на способность банковской си­стемы к созданию денег двумя путями:

1) влияет на размер избыточных резервов;

2) меняет величину денежного мультипликатора.

Такт в случае повышения установленной зако­ном резервной нормы с 10 до 20% избыточные ре­зервы сокращаются с 3 тыс, дол. до 1000 дод>, и в то же время мультипликатор бессрочных вкладов по­нижается с 10 до 5. Способность банковской систе­мы к созданию денег падает с 30 тыс. дол, (3 тыс, дол. х 10) до 5 тыс. дол. (1000 х 5).

Изменение резервной нормы — мощный инст­румент денежного контроля, но применяется он нечасто. И все же в 1992 п ФРС снизила резервную норму с 12 до 10%.

Учетная ставка

Одной из традиционных функций центрального банка является роль «заимодателя в крайнем слу­чае». Он предоставляет ссуды коммерческим бан­кам, занимающим твердое финансовое положение} но которым неожиданно и безотлагательно потре­бовались дополнительные средства. В этих случаях каждый федеральный резервный банк предоставля­ет краткосрочные ссуды коммерческим банкам сво­его округа.

Когда коммерческий банк берет ссуду, он выпи­сывает федеральному резервному банку вексель (или долговую расписку), обеспеченный приемлемым залогом - обычно государственными ценными бу­магами. Подобно тому как коммерческие банки назначают процент по своим ссудам, федеральные резервные банки назначают процент по ссудам, пре­доставляемым коммерческим банкам. Такая процент­ная ставка называется учетной ставкой.

Будучи требованием к коммерческому банку, вексель (расписка) банка-заемщика является акти­вом для предоставившего ссуду федерального ре­зервного банка и отмечается в его балансовом от­чете в статье «Ссуды коммерческим банкам». Для коммерческого банка расписка является обязатель­ством и отражается в его балансовом отчете в ста­тье «Займы у федеральных резервных банков» (см. запись (а) в правой стороне баланса).

Давая ссуду, федеральный резервный банк у&е-л и чива ет резервы ко м м ер ческого банка-заемщика. Поскольку для поддержания ссуд, полученных у фе­деральных резервных банков» не требуется держать обязательные резервы, все новые резервы, приоб­ретенные в результате займа у федеральных резерв­ных банков, представляют собой избыточные резер­вы. (Эти изменения отражены в балансовой записи (б) отчета банка.)

Здесь важно, что получение коммерческим бан­ком ссуд в федеральных резервных банках увеличива­ет резервы коммерческих банков, усиливая тем са­мым их способность расширять кредит.

Наши рекомендации