Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
Объем государственных налоговых поступлений в некоторой степени изменяется автоматически, в направлении, прямо противоположном изменению делового цикла. Это автоматическое изменение, или встроенный стабилизатор> является частью большинства налоговых систем. Мы не учитывали этот встроенный стабилизатор при анализе фискальной политики, поскольку безоговорочно предполагали, что каждому уровню ВВП соответствует определенная сумма налоговых поступлений. В действительности это не так. В реальной жизни налоговая система такова, что чистые налоговые поступления изменяются прямо пропорционально величине ВВП. (Чистый налог равен общей величине налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей и субсидий.) Дапее мы будем использовать термин «налоги», подразумевая «чистые налоги».)
Практически все налоги приносят больше налоговых поступлений по мере роста ВВП. В частности, личный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ВВП обеспечивает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Кроме того? с ростом ВВП и увеличением объема закупок товаров и услуг возрастают поступления от налога на прибыль корпораций, налога с оборота и акцизов. И точно так же увеличивается сбор налога на заработную плату, когда экономический рост создает новые рабочие места. Напротив, в случае сокращения ВБП налоговые поступления из всех этих источников уменьшаются-
Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») ведут себя прямо противоположным образом. Выплаты пособий по безработице, социальному обеспечению, субсидий фермерам — все подобного рода платежи сокращаются в периоды экономического роста и возрастают в периоды спада производства.
Автоматические, или встроенные, стабилизаторы
Рисунок 12-3 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система США достигает автоматически «строенной стабильности. Государственные расходы (G) в этой схеме считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП; некоторый конкретный уровень этих расходов утверждается Конгрессом. Но Конгресс //е определяет уровень налоговых поступлений; он определяет лишь налоговые ставки. Величина налоговых поступлений измеряется в том же направлении, что и уровень ВВП, которого реально достигает экономика. Прямую зависимость налоговых поступлений от уровня ВВП отражает восходящая линия Т.
Экономический смысл. Экономический смысл этой
прямой взаимосвязи налоговых поступлений и величины ВВП становится очевидным в свете двух обстоятельств;
1. Налоги сокращают расходы и совокупный
спрос.
2. С точки зрения стабильности сокращение расходов желательно, когда экономика движется к инф-
ляции, и напротив, в периоды резкого падения деловой активности желательно увеличивать расходы.
Другими словами, налоговая система, изображенная на рис, 12-3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и спаду деловой активности, Встроенный стабилизатор — это любое воздействие, которое увел ичивает дефищ ит государственного бюджет а (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков. На рис 12-3 показан о> какими именно средствами достигается такой результат в американской налоговой системе.
С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и, поскольку они сокращают расходы, сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка.
Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведет к росту расходов и тем самым к смягчению экономического спада. То есть с понижением уровня ВВП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от излишка к дефициту Из рис. 12-3 видно, что при низком уровне дохода ВВП] автоматически создается благоприятный для экономического роста бюджетный дефицит; а на высоком и, возможно, инфляционном уровне дохода ВВП?1 автоматически формируется сдерживающий бюджетный излишек.
Рисунок 12-3.Встроенная
стабильность
О бьем налоговых поступлений (Т) изменяется прямо пропорционально величине ВВП, а государственные расходы [G] считаются независимыми от динамики ВВП. Когда производство входит в фазу спада, автоматически образуется дефицит, что помогает преодопеть спад. Напротив, бюджетный избыток, автоматически возникающий в периоды экономического роста, содействует преодолению возможной инфляции.
Валовой внутренний продукт,. ВВП
Прогрессивная налоговая система. Рисунок 12-3 отчетливо демонстрирует, что величина автоматически возникающих бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и достигнутая стабильность зависят от восприимчивости налогов к изменениям уровня ВВП. Если налоговые поступления стремительно меняются вслед за изменениями ВВП, то наклон линии Т на рисунке будет крутым и вертикальный отрезок между Г и G, то есть размер дефицитов или излишков, большим. Если же при изменении уровня ВВП налоговые поступления меняются очень мало, то наклон линии будет пологим, а достигнутая автоматически стабильность -незначительной.
Наклон линии Т на рис. 12-3 зависит от характера действующей налоговой системы. При прогрессивной налоговой системе средняя налоговая ставка (= налоговые поступления/ВВП) повышается одновременно с ВВП. При пропорциональной налоговой системе средняя налоговая ставка остается неизменной по мере возрастания ВВП; при регрессивной налоговой системе средняя налоговая ставка понижается с ростом ВВП. При прогрессивной налоговой системе кривая налогов Т будет самой круто восходящей вверх из всех трех. Однако налоги будут расти с ростом ВВП как при прогрессивной, так и при пропорциональной системе налогов, а при регрессивной системе они могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными по мере роста ВВП, Но вы должны понять следующее: чем прогрессивнее налоговая система, тем больше степень дост иг нут о и встр оец ной cm а был ьнос т и экон ом ык и.
Изменения в государственной политике или законодательстве^ которые определяют прогрессивность налоговой системы, оказывают влияние на степень достигнутой автоматически стабильности. Например, в 1993 г. администрация Клинтона повысила высшую предельную ставку личного подоходного налога с 31 до 39,6%, а ставку налога на прибыль корпораций на один процентный пункт — до 35%, Это повышение налоговых ставок в целом усилило прогрессивность налоговой системы, несколько укрепив достигнутую автоматически стабильность экономики.
Встроенная экономическая стабильность, обеспечиваемая налоговой системой, смягчает остроту
колебаний в рамках деловых циклов. Однако встроенные стабилизаторы способны лишь уменьшить, но не устранить крупные изменения равновесного ВВП. Поэтому для преодоления инфляции или экономических спадов, если эти явления приобретают сколько-нибудь существенные масштабы, от правительства могут потребоваться дискреционные фискальные меры, то есть изменение налоговых ставок или величины государственных расходов.
Реальный бюджет и бюджет при полной занятости
Предположим, нам удалось достигнуть автоматической встроенной стабильности экономики, поскольку изменение величины начоговых поступлений находится в прямой зависимости от ВВП. Однако этот автоматически достигнутый избыток или дефицит текущего, иди фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о характере самой фискальной политики правительства, и мы не можем судить о том, какая она - стимулирующая, нейтральная или сдерживающая. И вот почему Допустим, что экономика находится на уровне полной занятости при ВВПГ (рис. 12-4). Но отметим, что между кривой правительственных расходов б'и кривой налогов Т находится фактический бюджетный дефицит, который представлен вертикальным отрезком ah. Теперь представим себе, что инвестиционные расходы сократились, вызвав спад производства до уровня ВВП,. Предположим, что правительство н е п р и н им ае т н и ка ких д и с к ре и и о н н ы х ме р. П оэто -му линии G и достаются в том положении, которое показано на графике. По мере продвижения экономики к ВВПГ налоговые поступления сокращаются и, если государственные расходы остаются неизменными, дефицит возрастет от ab (— ed) до ее, то есть на величину dc. «Добавленный:» дефицит dc называется циклическим дефицитом, поскольку он связан с экономическим циклом и не является результатом определенных антициклических фискальных мер правительства, а скорее - побочным продуктом фискального бездействия в тот период, когда экономика скатывалась к спаду
Заметьте, чтобы на рис, 12-4 найти фактическое значение дефицита ее за год 2, мы должны знать, где располагаются кривые Си Ту а также конкретный уровень ВВП. Мы, однако, таким образом не сможем оценить правительственной фискальной политики — в какой мере ее можно считать стимулирующей, нейтральной или сдерживающей, — если у нас будут данные только о размерах текущего дефицита или профицита бюджета. Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные дискреционные фискальные решения о расходах и налогах (о чем свидетельствует положение линий G и Г на рис- 12-4), но также и на уровень ВВП (то есть фиксирует текущее положение экономики на горизонтальной оси рис. 12-4). На рис. 12-4 дефицит фактического бюджета в году 2 (ВВП,) отличается от дефицита в году 1 (ВВП/) только потому, что ВВП в году 2 ниже, чем в году 1,
Решение проблемы. Экономисты решают эту про-блему путем стандартизации бюджетных дефицитов и профицитов в разные годы делового цикла, вводя понятие «бюджет при полной занятости». Этот бюджет, который называют также стандартизованным
Рисунок 12-4,Дефицит при полной занятости (структурный]
и циклический дефицит
Фактический дефицит бюджета в любом конкретном году -это величина, на которую правительственные расходы превышают налоговые поступления. Дефицит состоит из дефицита при полной занятости (или структурного дефицита] и циклического дефицита. Объем производства при полной занятости равен ВВП,; реальный дефицит - ab, а циклический равен нулю, В условиях спада при ВВПГ реальный дефицит равен ecf структурный дефицит - ed [- ab), а циклический - dc.
(структурным) бюджетом, позволяет оценить, какой была бы структура дефицита или избытка федерального бюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости. Смысл такого действия состоит в том, чтобы получить возможность сравнить фактические государственные расходы за каждый год с государственными доходами, которые оно могло бы получить при условии, что экономика функционировала бы при полной занятости ресурсов.
Еще раз посмотрим на рис, 12-4. Дефицит при полной занятости в году 1 составит аЪу что состав-ляет реальный дефицит. В году 2 дефицит фактического бюджета в размере ее превысит дефицит при полной занятости. Эту величину циклического бюджетного дефицита dc следует вычесть из реального дефицита ее для получения величины дефицита при полной занятости ed. Мы замечаем, что дефицит при полной занятости в году 2 равен дефициту в год I {ed = ab). Сравнивая между собой дефициты при полной занятости, мы понимаем, что правительство за этот период не меняло фискальную политику*
Дефицит при полной занятости также называется структурным дефицитом, поскольку он отражает взаиморасположение линий G и Т вне зависимости от каких-либо изменений в размерах ВВП, Структурные дефициты за годы 1 и 2 на рис. 12-4 будут одинаковыми (ah = ed), Дискреционнпая фискальная политика отражается в продуманном изменении размера дефицита при полной занятости ресурсов (структурного дефицита). Фактический бюджетный дефицит в каждом конкретном году представляет собой сумму структурного и циклического дефицитов, Поэтому изменения фактического дефицита еще не позволяют нам выяснить, стала ли бюджетная политика при этом более или менее стимулирующей или, напротив, сдерживающей. Только изменения структурного дефицита (или структурного профицита) дают нам такую информацию.
Исторические сравнения. На рис. 12-5 сопоставляются бюджетный дефицит или профицит при полной занятости с фактическими колебаниями бюджета, выраженные как доля ВВП, за ряд лет начиная с 1960 г. (Дефицит и профицит показаны в процентах ВВП.) В течение многих лет фактические бюджетные дефициты или профициты отличались по величине от дефицитов или профицитов бюджета при полной занятости. Подчеркнем еще раз: для того чтобы оценить дискреционную фискальную по-литику правительства, нужно отвлечься от фактического бюджета и проследить за изменениями бюджета при полной занятости в конкретные годы или за определенный период, К примеру, в 1965-1968 и 1981-1986 гг. проводилась фискальная политика, направленная на экономический рост, что нашло отражение в быстром увеличении дефицита бюджета при полной занятости. В противоположность этому фискальная политика в 1969, 1974, 1987 и 1996 гг. была сдерживающей, о чем свидетельствует существенное снижение дефицита при полной занятости.
Обратите также внимание на рис. 12-5, что после 1981 г. структурный дефицит особенно возрос. Основная доля фактического дефицита в 80-е и в начале 90-х годов сложилась не за счет циклического дефицита (который возникает в результате автоматического сокращения налоговых поступлений при ВВП ниже уровня полной занятости). Основным источником этого фактического дефицита скорее стал структурный дисбаланс между государственными расходами и налоговыми поступлениями, вызванный значительным снижением в 80-е годы
налоговых ставок и одновременным увеличением государственных расходов. Типичным примером может служить 1989 г. Хотя экономика в этом году достигла уровня полной занятости^ структурный дефицит по-прежнему оставался весьма большим. Такая же ситуация возникла и в 1995 г.
Значительный дефицит бюджета при полной занятости сохранился и в 90-х годах. В этот
-6
Бюджет при полной занятости -I _i -I- j_ U| 4 -И- U -4 -L J- Ul 4 -I- J_ U 4
M I ! I I I I I I ! I ! I U i I I II I I
Дефицит
?......<.....T I I ■ I 1 t I t I П
s ■ ■ ■ у
■ «.
1960 1964 19GB 1972 1976 1980 1984 13B8 1992 1396
1962 1966 197D 1974 1S78 1982 1986 1390 1934 ::
Годы
Рисунок 1£~5. Дефицит и профицит бюджета при полной занятости в США
Дефициты и лрофицигы бюджета при полной занятости [или структурного] отличаются по своим размерам от дефицитов и излишков фактического бюджета. Изменение размера дефицита или профицита бюджета при полной занятости спужит более надежным показателем фискальной политики правительства, чем фактические профициты или дефициты, так как по ним нельзя определить, какая именно это политика - стимулирующая, нейтрапьная или сдерживающая.
американское правительство практически отказа» лось от дискреционной фискальной политики, пытаясь сократить крупный структурный дефицит. Размер этого дефицита был настолько велик, что его финансирование вызвало резкий рост реальных процентных ставок и угрожало масштабным вытеснением с рынка частных инвестиций. Ниже мы вкратце разберем ситуацию, сложившуюся в тот период. Функции по стабилизации экономики в 90-е годы практически полностью перешли к национальному центральному банку — Федеральной резервной системе. Этот институт и проводимая им политика станут предметом нашего обсуждения в главах 13—15. {Ключевой вопрос Z)
Как видно из раздела «Международный ракурс 12-1», проблема бюджетного дефицита присуща не только Соединенным Штатам.
Предлагаемые требования
к сбалансированному бюджету
За последние два десятка лет годовой бюджетный дефицит США составлял огромную сумму, что заставило некоторых лидеров Конгресса потребовать принятия конституционнной поправки, в которой было бы законодательно закреплено требование ежегодно балансировать бюджет. В наиболее край-
ней форме (без исключений) такая мера фактически ликвидировала бы дискреционную фискальную политику в качестве инструмента стабилизации экономики. В частности, это бы означало, что правительство уже не сможет формировать или увеличивать структурный дефицит бюджета и использовать его для выхода из спада или для его смягчения.
Не менее важно подчеркнуть, что строго сбалансированный бюджет требовал бы от правительства сокращения расходов или увеличения налогов именно в периоды спада. Чтобы понять, почему это так, рассмотрим кривые на рис, 12-6. Предположим, что в год 1 экономика функционирует при полной занятости на уровне ВВП^ Кривые Тх и Gv показывают, что федеральное правительство в данном случае балансирует бюджет: налоговые поступления равны правительственным расходам при ВВПу,
Теперь предположим, что в год 2 экономика начнет входить в период спада, а фактический объем ВВПГ будет сокращаться. Налоговые поступления начнут автоматически также сокращаться, как показывает кривая Tv. тогда же возникнет бюджетный дефицит в размере ад, В таком случае, чтобы удовлетворить требование сбалансировать бюджет, правительство должно будет ликвидировать циклический дефицит. Оно сможет достигнуть, этой цели с помощью одного из следующих методов:
SB Ь Настолько увеличить налоги, чтобы кривая налогов сместилась вверх до Т2 и пересекла Gt в точке а.
2» Настолько сократить государственные расходы, чтобы кривая государственных расходов сместилась в сторону G2 и пересекла Т{ в точке £.
3* Увеличить налоги и сократить расходы таким образом, чтобы комбинация этих направлений политики ликвидировала бы бюджетный дефицит в пространстве аЬ,
Дело в том, что все эти три пункта так или иначе составляют аспекты сдерживающей фискальной политики. Все они направлены на сокращение совокупного спроса, что в свою очередь сокращает реальный ВВП. А так как эти меры направлены на сокращение реального ВВП, то налоговые поступления снизятся дополнительно. Возникнет новый дефицит, что потребует новых налоговых поступлений или сокращения правительственных расходов, чтобы справиться с новыми требованиями о балансировании бюджета. Вместо того чтобы стабилизировать экономику, требование поддержания строго сбалансированного бюджета может заставить правительство предпринимать меры, направленные на углубление эконом ического сп ада.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 12-1
Бюджетные дефициты в некоторых странах как доля их ВВП
В 1996 г. все крупные прамыш.пенно развитые страны имели бюджетные дефициты, но в процентном отношении к ВВП Эти дефициты существенно отличались друг от друга. В одних случаях это были в основном циклические дефициты, а в других - главным образом дефициты при попной занятости [или структурные дефициты].
Бюджетный дефицит как доля ВВП 1996 г, [в %)
О 2 4 6 S
Греция Италия
Великобритания"
Япония Франция
Германия
Швеция
Канада *.пс>дагз$- , , (
США ■■■ I
Источник: Organization for Economic Cooperation and Development.
% x«*
Реальный ВВП (в млрд дал,]
Рисунок 12-6. Последствия требования поддержания
сбалансированного бюджете в период слада
Сокращение реального объема производства от ВВП, до ВВП„ будет автоматически создавать дефицит бюджета в объеме ah. Если будет законодательно введено требование поддержания сбалансированного бюджета, правительство будет вынуждено: 1) сместить кривую налогов вверх до Тг так, чтобы она пересекла 3Л в точке а; 2) сместить кривую правительственных расходов вниз до G2 так, чтобы она пересеклась с Т, в точке о; или 3] создать некоторую комбинацию политики роста налогов и сокращения правительственных расходов так, чтобы новые кривые налогов и государственных расходов пересеклись на уровне ВВП,. Любая мвра является атрибутом политики сдерживания и будвт направлена на дальнейшее сокращение реального ВВП.
КРА ТКОЁ ПО В ТбРВИИЕ 12-2 \
+ Налоговые поступления автоматически возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада; трансфертные платежи, напротив/ автоматически сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.
+ Автоматические изменения налагав и трансфертов укрепляют достигнутую стабильность экономики,
+ В бюджете при полной занятости сравниваются государственные расходы и налоговые поступления, достижимые в условиях полной занятости; изменения в таком бюджете представляют собой более полезный инструмент оценки фискальной политики, чем в фактическом бюджете, поскольку ани позволяют установить, какой на самом деле является фискальная политика - стимулирующей, нейтральной или сдерживающей.
+ Дефицит бюджета при полной занятости называется также структурным дефицитом в отличие от циклического дефицита,
+ Требование ежегодного балансирования бюджета будет способствовать спаду, поскольку в этом случае будет проводиться политика сдерживания: рост налогов и сокращение государственных расходов.
ПРОБЛЕМЫ, НЕДОСТАТКИ, СЛОЖНОСТИ
Экономисты признают, что правительство, может сталкиваться с рядом серьезных проблем при выборе и проведении фискальной политики на практике, ■)
Временные проблемы
С осуществлением фискальной политики связаны некоторые временные проблемы.
L Разрыв восприятия. Под разрывом восприятия подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда -происходит осознание данных явлений. Этот разрыв возникает из-за трудностей предсказания будущего характера экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как индекс опережающих индикаторов (см. «Последний штрих» к этой главе), дают представление о направлении развития экономики, порой проходит 4—в месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны. В это время экономика будет спадать или будут нарастать инфляционные процессы, причем их темп будет намного выше, чем предусматривалось ранее.
2 ♦ Адмюшстр атнвный разрыв. К олесаде мокр этического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются, У Конгресса США иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неподходящими.
3, Операционный разрыв. Кроме того, существует также разрыв между тем моментом, когда Конгресс принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы, такие, как сооружение плотин, автострад и т,д.} требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому подобные расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких, скажем, от 6 до 18 месяцев, спадов. Из-за проблем
подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов, а не расходов,
Политические проблемы 267
Фискальные меры формируются на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для ст а б и л изац и и эк о н о м и ки ♦
■
Прочие цели. Вспомните, что экономическая стабильность — это не единственная цель государственной политики в области расходов и налогообложения. Правительство занимается также обеспечением населения общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Приведем классический пример, Во время второй мировой войны государственные расходы на товары военного назначения резко возросли, что оказано сильное и устойчивое инфляционное давление на экономику в начате 40-х годов. Победа над нацистской Германией и Японией была более приоритетной целью по сравнению с поддержанием стабильности цен.
Финансы штатов и местных органов власти. Фискальная политика правительств штатов и местных органов власти часто носит проциклический характер: они не принимают мер против спада или инфляции. В отличие от федерального правительства большинство правительств штатов и местных органов власти обязано соблюдать требования конституции или других законодательных актов о сбаланси^ рованности их бюджетов. Так же как домохозяйства и частные предприятия, правительства штатов и местные органы власти увеличивают свои расходы в периоды экономического подъема и сокращают их в периоды спада. Во время Великой депрессии 30-х годов большая часть прироста федеральных рас-; ходов полностью перекрывалась сокращением расходов местных властей и правительств штатов. В период спада 1990-1991 гп многим правительствам штатов и местным властям пришлось повысить налоговые ставки, ввести новые налоги и сократить расходы, чтобы компенсировать уменьшение налоговых поступлений, которое было вызвано сокращением личных доходов и расходов граждан.
Пристрастие к стимулирующим мерам? В политических интересах бюджетный дефицит порой пре-. подносится как нечто весьма привлекательное^ а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. В фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим рост инфляционным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Обе меры могут с провоцировать инфляцию. В противоположность этому более высокие налоги вызывают недовольство избирателей, в то время как сокращение правительственных расходов — мера, довольно рискованная для политиков. Например, для сенатора из сельскохозяиственного штата голосование за повышение
налогов и против аграрных субсидий равносильно политическому самоубийству.
Политический деловой цикл? Некоторые экономисты утверждают, что цель, которую преследуют политики, - это вовсе не защита интересов национальной экономики; а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла. Они заявляют, что политические деятели могут манипулировать фискаль^ ной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. С этой точки зрения фискальная политика, как мы ее описали, может быть извращена ради политических интересов и потому стать причиной экономических колебаний.
Предполагается, что население при голосовании на выборах принимает во внимание экономические условия. Власть предержащие будут наказаны на избирательных участках, если экономика находится в депрессивном состоянии; если же экономика процветает, они будут вознаграждены. Следовательно, по мере приближений срока выборов правящая администрация (поддерживаемая Конгрессом, который тоже настроен на предстоящие выборы) прибегнет к снижению налогов и увеличению государственных расходов. Эти шаги не только будут весьма популярны сами по себе, но и высвободят такие силы в экономике, которые в конечном итоге подтолкнут все ключевые экономические показатели в нужном направлении. Увеличатся объем производства и реальный доход, снизится уровень безработицы, а уровень цен останется относительно стабильным. В результате находящиеся у власти политики смогут воспользоваться благоприятной экономической обстановкой для переизбрания.
Но после выборов продолжающийся экономический рост проявится в большей степени в повышении цен и в меньшей — в увеличении реальных доходов. Нарастающее общественное недовольство инфляцией подтолкнет политиков к проведению сдерживающей фискальной политики. Точнее говоря, в результате сокращения государственных расходов и повышения налогов, направленных на сдерживание инфляции, будет искусственно вызван экономический спад, который смело можно снабдить ярлыком «сделано в Вашингтоне», Причем этот спад отнюдь не повредит тем, кто находится у власти, поскольку следующие выборы предстоят еще через два или три года, а большинство избирателей формируют свое отношение к администрации по состоянию экономики примерно за год до выборов. Л спад фактически создает новую стартовую площадку, с которой опять может быть запущена фискальная политика, призванная дать импульс ново-
му экономическому подъему в период следующей избирательной кампании.
Это возможное извращение фискальной политики — явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку данной политической теории экономического цикла.
Эффект вытеснения
Теперь давайте переключим наше внимание с практических проблем применения фискальной политики на основные недостатки фискальной политики как таковой. Критика в основном строится на эффекте вытеснения. Сущность аффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект этой политики.
Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство прибегает к дискреционным фискальным мерам, увеличивая государственные расходы. Для этого правительство выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентную ставку, то есть цену заимствованных денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентной ставке, некоторые инвестиции будут отвергнуты, или вытеснены. (В числе вытесненных могут оказаться также некоторые чувствительные к уровню процента потребительские расходы, например^ кредиты на покупку автомобилей.)
Графическое изображение. Графически эффект вытеснения показан на рис. 12-7. Предположим, что безынфляционный реальный ВВП при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов составляет 515 млрд дол,, как показано на рис. 12-7а> Для упрощения из нашей кривой совокупного предложения исключен промежуточный отрезок, отражающий реальное состояние экономики. Уровень цен остается неизменным вплоть до точки полного использования производственных возможностей и ресурсов — 515 млрд дол. Когда экономика достигает этой точки, основное значение на кривой AS приобретает вертикальный отрезок, и потому дальнейшее повышение совокупного спроса будет чисто инфляционным.
Мы начнем (рис. 12-7а) с совокупного спроса на уровне ADU который дает нам равновесный реальный объем производства в 495 млрд дол. Теперь предположим, что правительство принимает фискальные меры, ориентированные на экономический рост, которые приводят к сдвигу кривой совокупного спроса вправо на 20 млрд дол. — к AD7. Таким
I
СП О
Реальный ВВП (в млрд догъ] а) Фискальная политика е чистом виде
О 495 505 515
Реальный ВВП (е мцтрд дол.)
б) Фискальная политика и эффект
вытеснения г) Фискальная политика и эффект
чистого экспорта
О
495 505 515 Реальный ВвЛ (в млрд доп.)
а] Фискальная политика и инфляция
Рисунок 12-7,Фискальная политика: эфа^екты вытеснения, чистого экспорта и инфляции
Используя упрощенную кривую совокупного предложения, мы видим на рис. а ничем не усложненное и полномасштабное действие фискальной политики е чистом виде для достижения полной занятости при ВВП в объеме 515 млрд дол. На рис, б пред полагается, что некоторая доля частных инвестиций вытесняется стимулирующей фискальной политикой, так что воздействие самой этой политики ослабляется, причем ВВП составит лишь 505 млрд доп. На рис, е более реалистичная кривая совокупного предложения напоминает нам о том. что. когда экономика находится на промежуточном отрезке криаой совокупного предложения, часть воздействия стимулирующей фискальной политики проявляется скорев в росте инфляции, чем в увеличении реального производства и занятости (уровень цен повышается доРа). Наконец, на рис. г, который аналогичвн рис, б, мы предполагаем, что фискальная политика вызывает рост процентной ставки, а это привлекает в США иностранный финансовый капитал, в результате доппар повышается в цене и американский чистый экспорт сокращается, оспабляя, таким образом, результативность фискальной политики; ВВП снова возрастает, но топько до 505 млрд дол.
образом, экономика достигает безынфляционного уровня ВВП, созданного при максимальном использовании производственных возможностей и ресурсов, который равен 515 млрд дол. Принимая ПСП равной 0,75, а простой мультипликатор — 4, мы знаем, что прирост государственных расходов 8 5 млрд дол., или сокращение налогов на 6,67 млрд дол., как раз и будут создавать этот эффект роста. Если нет никаких перевешивающих или осложняющих факторов, то благодаря такой «простой и ясной» стимулирующей фискальной политике экономика будет двигаться от спада к уровню производства при максимальном использовании ресурсов. На рис. 12-76 добавлен эффект вытеснения. В то время как фискальная политика направлена на экономический рост и сдвиг совокупного спроса от ADX до АОъ часть инвестиций, необходимая для финансирования дефицита, вероятнее всего, приведет к росту процентной ставки и вытеснению некоторой части иняестиционных расходов с рынка, так что совокупный спрос сместится и установится на уровне/Ш'2г а не на уровне АВ2. Равновесный ВВП возрастет только до 505 млрд дож, а не до искомых 515 млрд дол. Таким образом, эффект вытеснения может ослабить воздействие фискальной политики.
Критика эффекта вытеснения. Без сомнения, некоторые зададутся вопросом относительно логики эффекта вытеснения, однако существует несогласие относительно того, насколько вообще реален этот
эффект. Некоторые экономисты считают, что эффект вытеснения в незначительной мере проявля-ется в периоды спадов. Они отмечают, что рост правительственных расходов способствует улучшению ожиданий прибыли со стороны делового сектора, что также благоприятно скажется на перспективах частных инвестиций. Частные инвестиции не должны сокращаться, даже если начнет расти процентная ставка.
Критики эффекта вытеснения также отмечают, что политики могут препятствовать проявлению эффекта вытеснения. Так, в частности, руководители денежных институтов могут увеличить предложение денег настолько, чтобы полностью ликвидировать возникший в результате дефицита рост спроса на деньги. В таком случае равновесная процентная ставка не изменится, и эффект вытеснения окажется нулевым. Так, в 80-е годы руководители денежных институтов не наращивали предложения денег, чтобы «приспособить<