Детерминанты совокупного спроса

Мы уже знаем, что изменения уровня цен приводят к сдвигам уровня расходов (рис. 11 -2а), что, в свою очередь, изменяет объем реального ВВП, востребо­ванного в экономике. Повышение уровня пей при прочих равных условиях приведет к уменьшению спроса на реальный ВВП, а снижение этого уров­ня—к увеличению спроса на реальный ВВП. Эти изменения представлены на графике движением от

Рисунок 11

2. Построение кривой совокупного спроса на основе модели затраты - выпуск

Благодаря эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок графики потреб­ления, инвестиций и чистого экспорта, а следо­вательно, и совокупных расходов повышаются при снижении уровня цен и падают при его подъеме. Если совокупные расходы принимают значение [Са+ 1д+ Хп+ 6)2 при уровне цен Р2, то можно объединить этот уровень цен и равно­весный объем производства ВВП2, чтобы оп­ределить одну точку (2') на кривой совокупного спроса, Более низкий уровень цен - Р< при­водит к увеличению совокупных расходов до (Са4 /д+ Хп + 6)1 и дает нам точку V на кривой совокупного спроса. Подобным же образом бо­лее высокий уровень цен Р3 смещает кривую совокупных расходов вниз до [Са+ lg+ Xn+ G]3, так что пересечение Р3 и ВВП3 образует точ­ку 3' на кривой совокупного спроса.

одной точки к другой по стабильной кривой сово­купного спроса. Однако если одно или несколько из «прочих условий» меняется, то смешается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» мы называем детерминантами совокупного спроса; именно они определяют положение кривой совокуп­ного спроса.

Мы должны понимать различия между измене­ниями величины спроса на реальный внутренний про­дукт (вызванными изменениями уровня цен) и изменениями совокупного спроса (вызванными изме­нениями одной пли нескольких детерминант со­вокупного спроса). Такое различие мы провели в главе 3, когда рассматривали кривые спроса на от­дельные товары.

Как показано на рис. 11-3, увеличение совокуп­ного спроса представлено смещением кривой впра­во — от AD{ к AD2. Этот сдвиг показывает, что при любом уровне цен реальный объем товаров и услуг,

на который предъявляется спрос, возрастет по срав­нению с прежним уровнем.

Уменьшение совокупного спроса представлено смешением кривой влево — от ADx к AD3. Этот сдвиг указывает на то, что люди желают покупать меньше реального продукта, чем прежде, при каждом уров­не цен.

Подчеркнем еще раз: показанные на рис. 11 — 3 изменения совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько фак­торов, которые, как мы приняли ранее, считались постоянными «при прочих равных условиях». Эти детерминанты совокупного спроса, или факторы изменения совокупного спроса, показаны на рис. 11-3. Давайте рассмотрим каждый параметр детально и самостоятельно.

Потребительские расходы. Даже если уровень цен постоянен, американские потребители могут изме-

Увеличение совокупного

спроса

Уменьшение

совокупного

спроса

Детерминанты совокупного спроса, факторы, смещающие кривую совокупного спроса

1. Изменения потребительских расходов

а. Благосостояние потребителей

б. Ожидания потребителей

в. Задолженность потребителей

г. Налоги

2. Изменения инвестиционных расходов

а. Процентные ставки

б. Ожидаемые прибыли от инвестиций

в. Налоги на бизнес

г. Технология

д. Избыточные мощности

3. Изменения государственных расходов

4. Изменения расходов на чистый экспорт

а. Национальный доход в зарубежных странах

б. Валютные курсы

Реальный внутренний продукт, ВВП

Рисунок 11-3.Изменения совокупного спроса

Изменение одной или нескольких детерминант совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано смещением кривой AD вправо - из положения АС, к AD2, а уменьшение совокупного спроса смещением влево - от АС, к А03.

нить объем купленного реального продукта отече­ственного производства. В таком случае смещается вся кривая совокупного спроса. Она сдвигается вле­во от ADX к /4Д, как показано на рис. II-3, когда потребители покупают меньше товаров, чем рань­ше, при каждом возможном уровне цен. И наобо­рот, кривая смещается вправо от AD] к AD2, когда потребители приобретают больше товаров при каж­дом возможном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут повлиять на объем потребительских расходов и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как показано на рис. I U3, к таким факто­рам относятся: благосостояние потребителей, их ожидания, задолженность домохозяйств и налоги.

Благосостояние потребителей. Богатство по­требителей образуют все виды активов, которыми они владеют: финансовые активы, такие, как ак­ции и облигации, и материальные активы, напри­мер дома, земля. Резкое уменьшение реальной сто­имости активов, имеющихся в распоряжении по­требителей, побуждает их наращивать сбережения (покупать меньше товаров), с тем чтобы восстано­вить свое благосостояние на прежнем уровне. В ре­зультате сокращается объем потребительских рас­ходов, что в свою очередь приводит к снижению совокупного спроса, то есть к смещению кривой совокупного спроса влево. В противоположность

этому увеличение реальной стоимости богатства потребителей вызывает рост потребительских рас­ходов при любом уровне цен. Таким образом, кри­вая совокупного спроса смещается вправо.

Важное замечание: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных наличных средств, который пред­полагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений уровня цен. Напро­тив, изменения реальной стоимости богатства, о которых здесь идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смеща­ет всю кривую совокупного спроса. Примером мо­жет служить резкое повышение курса акций, кото­рое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое падение реальной стоимости домов и земли уменьшает бла­госостояние потребителей независимо от того, ме­няется ли общий уровень цен.

Ожидания потребителей. Изменения потреби­тельских расходов могут быть вызваны ожидания­ми потребителей относительно перспектив. Когда люди ожидают увеличения в будущем своего реаль­ного дохода, они готовы тратить значительную часть своего нынешнего дохода. Текущие потребительские расходы в подобном случае возрастают (текущие сбережения сокращаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. Вместе с тем ожидание уменьшения в будущем реальных доходов ведет к сокращению текущих потребительских расходов, а следовательно, и к смещению кривой совокупного спроса влево.

Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, поскольку потребители предпочитают делать покупки, не дожидаясь повышения цен. И наобо­рот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшних потребитель­ских расходов. Люди, вероятно, с готовностью по­жертвуют частью текущего потребления ради выгод, которые им может принести будущее снижение цен.

Задолженность домашних хозяйств. Высокий уровень задолженности, образовавшейся у потреби­телей в результате прежних займов и покупок в кре­дит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вслед­ствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И на­оборот, когда потребительская задолженность от­носительно невелика, текущие потребительские расходы растут, что приводит к увеличению сово­купного спроса. Кривая совокупного спроса сме­щается вправо.

Налоги. Снижение ставок индивидуального по­доходного налога влечет за собой увеличение дохо­да, поступающего в распоряжение потребителей, и объема покупок, которые они делают при любом возможном уровне цен. Снижение налогов приво­дит к смещению кривой совокупного спроса вправо; увеличение налогов вызывает сокращение потреби­тельских расходов и смешение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные расходы. Инвестиционные расхо­ды, то есть закупки инвестиционных товаров, — это вторая детерминанта совокупного спроса. Уменьше­ние объемов новых средств производства, которые фирмы готовы приобрести при любом возможном уровне цен, приведет к смещению кривой совокуп­ного с и роса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые фирмы готовы купить, приведет к увеличению совокупного спро­са. Давайте рассмотрим факторы, способные выз­вать изменение инвестиционных расходов, которые перечислены на рис. 11-3.

Процентные ставки. При прочих равных усло­виях увеличение процентной ставки, вызванное лю­бым фактором, кроме изменения уровня цен, при­ведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект про­центной ставки, который возникает в результате из­менения уровня пен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, измене­ний объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует снижению процент­ной ставки и тем самым увеличению объема капи­таловложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к повышению процентной ставки и со­кращению инвестиций и совокупного спроса.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптими­стичные прогнозы ожидаемых прибылей на вложен­ный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может породить благо­приятные ожидания прибылей от возможных инве­стиционных проектов. Если же перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных проектов довольно туманны из-за ожидаемого сни­жения потребительских расходов, то затраты на инвестиции сократятся. Следовательно, уменьшит­ся и совокупный спрос.

Налоги на бизнес. Увеличение налогов на биз­нес приведет к сокращению посленалоговых при­былей корпораций от капиталовложений, а следова­тельно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение на­логов увеличит посленалоговые прибыли от капи­таловложений, подстегнет инвестиционные расхо­ды, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Технологии. Новые и усовершенствованные тех­нологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым способствуют повышению совокупного спроса. Например, последние достижения в микро­биологии и электронике привели к созданию но­вых лабораторий и производственных мощностей, пригодных для применения новых технологий.

Избыточные мощности. Увеличение избыточ­ных мощностей, то есть неиспользуемого налично­го капитала, сдерживает спрос на новые инвести­ционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. При прочих равных условиях у фирм, пред­приятия которых работают не на полную мощность, нет достаточных стимулов для строительства новых производственных единиц. Если же фирмы обнару­живают, что их избыточные мощности исчерпаны, они строят новые заводы и покупают больше обо­рудования. Следовательно, инвестиционные расхо­ды увеличиваются и кривая совокупного спроса сме­щается вправо.

Государственные расходы. Стремление правитель­ства покупать товары и услуги — это еще одна, тре­тья, детерминанта совокупного спроса. Увеличение государственных закупок реального продукта при любом возможном уровне цен влечет за собой воз­растание совокупного спроса до тех пор, пока на­логовые сборы и процентные ставки остаются не­изменными. Примером может служить решение правительства о расширении сети шоссейных дорог между штатами. И наоборот, уменьшение правитель­ственных расходов, например сокращение государ­ственного заказа на производство вооружений, ве­дет к уменьшению совокупного спроса.

Расходы на чистый экспорт. Последняя детерми­нанта совокупного спроса — расходы на чистый экс­порт. Когда закупки американских товаров зарубеж­ными потребителями изменяются независимо от изменений уровня цен в США, кривая американс­кого совокупного спроса смешается. Мы снова под­черкиваем — «независимо от изменений уровня цен внутри страны». Это позволяет провести четкую грань между такими изменениями и теми, что по­рождены эффектом импортных закупок. Последний объясняет, почему в результате изменения уровня цен в США экономика перемещается вдоль неиз­менной кривой совокупного спроса.

Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения чистого экспор­та, вызванные не изменениями уровня иен, а дру­гими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которому привели эти «другие» факторы, смешает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уро­вень американского экспорта создает более высо­кий зарубежный спрос на американские товары. Во-вторых, сокращение американского импорта пред­полагает увеличение внутреннего спроса на товары американского производства.

Среди неиеновых факторов, изменяющих объем чистого экспорта, в первую очередь надо назвать на­циональный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Национальный доход зарубежных стран. Возрас­тание национального дохода иностранного государ­ства увеличивает внешний спрос на американские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в США. Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечест­венного, так и американского производства. Следо­вательно, американский экспорт растет вместе с повышением уровня национального дохода у торго­вых партнеров США. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный резуль­тат: чистый объем американского экспорта сокраща­ется, смещая кривую совокупного спроса влево.

Валютные курсы. Изменения курса доллара по отношению к другим валютам (см. главу 6) также оказывают влияние на чистый экспорт, а следова­тельно, и на совокупный спрос. Предположим, что иена иены, выраженная в долларах, возрастает. Это означает, что доллар обесценивается по отношению к иене. То же самое можно выразить иначе: цена доллара, выраженная в иенах, падает, то есть иена дорожает (курс иены повышается). В результате

нового соотношения доллара и иены японские по­требители смогут получить больше долларов за оп­ределенную сумму иен, а потребители в Соединен­ных Штатах получат меньше иен за каждый доллар. Следовательно, для японских потребителей амери­канские товары, оцененные в иенах, подешевеют. В то же время потребители в США смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму долларов, и они начинают покупать меньше япон­ских товаров.

С точки зрения американского экспорта, напри­мер, джинсы производства США стоимостью 30 дол. теперь могут быть проданы за 2880 иен, а не за 3600 иен. А с точки зрения американского им­порта японские часы могут стоить теперь 225 дол., а не 180 дол. В таких обстоятельствах американс­кий экспорт возрастет, а импорт сократится. Это увеличение чистого экспорта, в свою очередь, ведет к смешению кривой американского совокупного спроса вправо.

Вам следует рассмотреть противоположный сце­нарий, когда доллар дорожает (а иена обесценива­ется).

♦ Совокупный спрос отражает обратную зависи­мость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт.

♦ Изменения уровня цен порождают эффекты бо­гатства, процентной ставки и импортных закупок. Эти эффекты объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса.

♦ Изменения одной или нескольких детерминант совокупного спроса (рис. 11-3) изменяют спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они смещают кривую совокупного спроса.

♦ Увеличение совокупного спроса проявляется в смещении его кривой вправо, а сокращение -влево.

Сдвиги кривой совокупного спроса и модель совокупных расходов2

Детерминанты совокупного спроса, перечисленные на рис. 11-3, являются компонентами модели сово­купных расходов, которая рассматривалась в гла­ве 10. Когда один из этих компонентов изменяется, смещается и график совокупных расходов. Очень легко установить связь между смешением графика

? Этот раздел предполагает знакомстве с моделью совокупных расходов (главы 9 и 10) Преподаватель может его опустить, еспи считает нужным опираться исключительно на модель совокупного спроса и совокупного предложения.

совокупных расходов и смещением кривой совокуп ного спроса.

Предположим, что уровень цен — величина по стояниая. Обратимся к рис. 11-4, начиная с верхне го графика, и рассмотрим в первую очередь уро вень совокупных расходов (Са+ fg + Хп + G)u coot ветствующий реальному объему производства BBIlj

Увеличение совокупных расходов

О

ВВП

ВВП

1 ""' '2Реапьный внутренний продукт, ВВП [в млрд дол.)

а] Модель совокупных расходов

Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрддол.]

б] Модель совокупного спроса - совокупного предложения

Рисунок 11-4. Сдвиги графика совокупных расходов

и кривой совокупного спроса

а) Изменение какой-либо из детерминант потребления, ин­вестиций ипи чистого экспорта [кроме изменения уровня цен] смещает график совокупных расходов от [Са+ !д+ Хп+ G)-, до [Ca- /a4 X,,+ G]2. Мультипликатор увеличивает реальный ВВП с ВВП1 до ВВП2. На рис. б мы видим, что изменение совокупного спроса представлено сдвигом кривой вправо от AD^ до AD2 и соответствует увеличению реального объема производства в мо­дели совокупных расходов, Факторы изменения совокупного спроса перечиспены в табп. 11-1.

б] В противопопожность этим изменениям первоначапьно кривая совокупного предложения сдвигается вправо на вепи-чину первоначальных новых расходов (от AD^ до пунктирной кривой]. Однако под действием мупьтипликатора кривая сдви­гается вправо до ADS, что отражает такой же рост ВВП, как и в модели совокупных расходов.

Допустим, что, руководствуясь оптимистичными ожиданиями относительно перспектив, фирмы увеличили объемы своих инвестиций, что привело к смещению графика совокупных расходов вверх от (Са+/$я+ G){ до (Са + 1ЛХп+ G)2. (Обозначения «при Pi» в обоих случаях напоминают нам о том, что уровень цен считается неизменным.) В резуль­тате реальный объем производства под воздействи­ем эффекта мультипликатора увеличивается от ВВП! до ВВП2.

На нижнем графике первоначальное увеличение инвестиционных расходов показано горизонталь­ным отрезком между кривой ADX и пунктирной ли­нией справа от нее. Непосредственный эффект от увеличения инвестиций — это возрастание совокуп­ного спроса на величину новых затрат. Но затем дей­ствие мультипликатора увеличивает первоначальное изменение инвестиций в последующих циклах по­требительских расходов и в конечном счете приво­дит к повышению совокупного спроса от AD} до AD2, Равновесный реальный объем производства возра­стает от ВВП, до ВВП2, то есть происходит такое же многократное увеличение ВВП, как и на верхнем графике. Первоначальное изменение объема инвести­ций на верхнем графике привело к сдвигу кривой AD на нижнем графике. Она сместилась на длину гори­зонтального отрезка, равную величине изменения инвестиций, умноженной на мультипликатор. В дан­ном случае изменение реального ВВП происходит на постоянном уровне иен Р,. В общем виде это можно выразить так:

Смещение кривой AD

Первоначальное

изменение х Мультипликатор.

расходов

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Совокупное предложение — это шкала или кривая, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при каждом возможном уровне цен. Повышение уровня цен создает для предпри­нимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня иен приводит к сокра­щению объема производства. Следовательно, уро­вень иен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой, или положительной, зависимости друг от друга.

Наши рекомендации