Глава 6. США в мировой эконмике

Путешественники, предпочитающие дикие уголки земли, любят считать, что они «ушли от мира», на самом деле они, подобно Атланту, несут мир на своих плечах. Большая часть их туристического снаряжения имеет импортное происхождение: ножи из Швейцарии, дождевики из Южной Кореи, видеокамеры из Японии, алюми­ниевые котелки сделаны в Англии, портативные горелки — в Швеции, спальные мешки — в Китае, а компасы — в Финляндии. Некоторые туристы носят походные ботинки, произведенные в Италии, солнцезащитные очки — из Франции, а часы — из Японии. Более того, к началу маршрута их зачастую доставляют японские «тойоты» или шведские «вольво», они пьют бразильский кофе или закусывают бананами, выращенными в Гондурасе.

Международная торговля и мировая экономика затрагивают нас ежедневно, путешествуем ли мы по диким местам, сидим за рулем автомобиля, слушаем музыку или работаем. Мы не можем «уйти от мира». Мы вместе с остальным миром сплетены в сложную паутину экономических взаимоотношений, элементы которой состав­ляют торговля товарами и услугами, многонациональные корпорации, совместные предприятия и связи между мировыми финансовыми рынками. Эта паутина настолько сложна, что даже трудно определить, какой товар является, а какой не является американским продуктом! Телевизоры RCA производит компания, базирующаяся во Франции; фирмой Tropicana Orange Juice владеет канадская компания, а детское питание Gerber производит дочернее предприятие швейцарской фирмы. «Шевроле люмина» производится в Канаде, компанией Burger King владеет британская корпорация. Многие «американские» товары производятся из иностранных компонентов. Например, международные фирмы поставляют основные компоненты для нового «американского» самолета «Боинг-777» (рис. 6-1).

В этой главе вводятся основные принципы, на которых зиждется мировая экономика. (Более подробно меж­дународные аспекты экономике мы разберем в заключительной части книги.) Сначала мы рассмотрим рост международной торговли, сегодняшняя роль в ней США и факторы, вызывающие ее рост. Затем мы несколько модифицируем схему кругооборота из главы 5 так, чтобы она отражала потоки, присущие международной тор­говле. Потом мы исследуем основы международной торговли, рассмотрим также систему обменных курсов. Кроме того, мы познакомимся с некоторыми торговыми барьерами, а также обсудим основные шаги, направленные на либерализацию торговли.

Компания Boeing

Американские поставщики

Отсек 48

] Международные -1 поставщики

Рисунок 6-1. сБоинг-777» - кто поставляет комплектующие детали?

Международные фирмы поставляют ббльшую часть компонентов для с американского» самолета ?Боинг-777* (Источник: Seattle Post Intelligencer. Печатается по специальному разрешению.)

1 - отсеки фюзеляжа с дверями; 2 - дверь большого грузового люка, 3 - панели задней кромки; 4 - обтекатель механизма выпуска закрылка; 5 - дверь грузового люка; 6 - форкиль; 7 - киль; 8 - руль направления; 9 - руль высоты; 10 - стабилизатор; 11- флоры; 12 - центроплан; 13 - носовая стойка шасси; 14 - обтекатель радиолокационной антенны; 15 - створки люков шасси; 16 - зализ стыка крыла с фюзеляжем; 17 - интерцегтторы; 18 - внутренние закрылки; 19 - флалерон; 20 - обтекатель узла навески закрылка; 21 - внешний закрылок; 22 - злерон; 23 - законцовка крыла; 24 - передняя секция крыла; 25 - кессон крыла; 26 - лредкрылки; 27 - нервюры; 28 - двигатель; 29 - гондолы двигателя; 30 - сопло; 31 - основная стойка шасси.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Объем международной торговли настолько велик и ее характеристики настолько уникальны и сложны, что здесь мы сможем рассмотреть только некото­рые общие проблемы.

Объем и структура

В табл. 6-1 показано значение международной тор­говли для нескольких представленных в ней стран. Многие страны с ограниченными ресурсной базой

и внутренними рынками не способны производить с разумной э4>фективностью разнообразные това­ры, которые они хотели бы потреблять. Для таких стран экспорт — продажа своих продуктов за гра­ницу — служит способом получения необходимых им импортных товаров. В этих странах экспорт может составлять от 25 до 35% их внутреннего про­изводства. Другие страны, например Соединенные Штаты, имеют богатую и разнообразную ресурс­ную базу и огромные внутренние рынки. Они в меньшей степени зависят от международной тор­говли.

Таблица6-1. Экспорт товаров и услуг как доля ВВП

(выборка стран}, 1996 г.

Страна Экспорт в процентах от ВВП
Нидерланды  
Канада  
Новая Зеландия  
Великобритания  
Франция  
Италия  
Германия  
США  
Япония  

Источник: IMF. International Financial Statistics, 1997.

Объем. В США и во всем мире объем междуна­родной торговли увеличился в абсолютном и в от­носительном выражении. Сравнение данных, поме­щенных в прямоугольниках на рис. 6-2, показывает существенный рост в абсолютном денежном выра­жении американского экспорта и импорта в тече­ние последних десятилетий. Линии на рисунке по­казывают рост экспорта и импорта товаров и услуг как доли ВВП — суммарной стоимости (в долларах) всех товаров и услуг, произведенных в пределах Со­единенных Штатов. Экспорт и импорт в настоящее время составляют от 12 до 14% ВВП, по сравнению с 1965 г. их относительная величина возросла более чем вдвое.

Однако доля США в международной торговле сокращается. В 1947 г. они обеспечивали примерно Уз суммарного мирового экспорта, а теперь только около 'Д. Объем международной торговли других стран возрастал более быстрыми темпами, чем в

США. Но по абсолютным показателям экспорта и импорта Соединенные Штаты остаются ведущей внешнеторговой страной.

Зависимость. Нечего даже и спрашивать о том, за­висят ли США от мировой экономики. США почти целиком зависят от других стран в потреблении ба­нанов, кофе, какао, специй, чая, натурального шел­ка, никеля, жести, каучука и алмазов. Даже беглый взгляд показывает, что импортные товары конкури­руют на многих внутренних рынках: японские ви­деокамеры и видеомагнитофоны, французские и итальянские вина, швейцарские и австрийские лыжи, японские мотоциклы и автомобили — это лишь отдельные примеры. Даже великое американ­ское времяпрепровождение — бейсбол — очень силь­но зависит от импорта перчаток и мячей.

Но международная торговля — это улица с дву­сторонним движением, и многие американские от­расли находятся в существенной зависимости от продаж на внешних рынках. Почти все виды сель­скохозяйственного производства зависят от иност­ранных рынков: экспорт риса, пшеницы, хлопка и табака составляет от '/4 до более !/2 их совокупного объема производства. Американские компьютеры, химическая и полупроводниковая промышленность, самолето-, автомобиле- и станкостроение, добыча угля — это лишь немногие американские отрасли, которые продают значительную часть своей продук­ции на международных рынках. В табл. 6-2 показа­ны основные виды товарного экспорта и импорта США.

Структура торговли. Следующие факты дают пред­ставление о структуре внешней торговли США:

1965 1968

1971 1974 19771980 1983 1986 1989 1992 1995 1998

Годы

Рисунок6-2. Объем внешней торговли США как доля ВВП

Американские импорт и зкепорт увеличивались в размерах, и с 1965 г. их доля в ВВП более чем удвоилась. {Источник: Economic Report of the President, 1997. Использованы данные национальных счетов, скорректированные с учетом инфляции (в ценах 1992 г,).)

*-*V .т?^;-1*ЛТЛ7^ИР1^-Л^М1'-ьг^Т'^"'т" " * ks ^'^ L.'tL\lJAil-iV-\*^[ 'А'Л'Л —"IMATil V* KS Ы7А*Т"* *-J ^ •-" 4' +» ' *»>4 t^.V»' \ \ ■ >Л t-ivil'V ¥4*^M14V-KnU "МИ -ц V(*#-b*

США в мировой экономике

Таблица 6-2.Основные статьи экспорта и импорта товаров США, 1996 г, (в млрд дол.)

Экспорт Объем Импорт Обьем
Компьютеры 43,7 Нефть 72,7
Химические продукты 42,5 Автомобили 65,9
Полупроводники 35,8 Компьютеры 61,5
Товары длительного пользования 33,2 Одежда 39,6
Самолеты 30,8 Полупроводники 36,7
Энергетическое оборудование 24,1 Бытовые приборы 31,1
Зерно 21,2 Химические продукты 26.9
Телекоммуникационное оборудование 20,3 Бытовая электронника 18,4
Автомобили 17,0 Железо и сталь 17,2
Металлы (кроме железа) 15,5 Игрушки и спортивные товары 15,4

Источник: По данным U.S. Department of Commerce.

1. В 1996 г. США испытывали дефицит в торгов­ле товарами. В это время импорт товаров превышал экспорт на 191 млрд дол.

2. США имели избыток по экспорту услуг В 1996 г. экспорт превосходил их импорт на 80 млрд дол.

3. США импортируют и одновременно экспор­тируют некоторые виды продукции, особенно авто­мобили, компьютеры, продукцию химической про­мышленности, полупроводники и телекоммуника­ционное оборудование (см. табл. 6-2).

4. Как показано в табл. 6-3, основная доля экс­портной и импортной торговли США приходится на другие промышленно развитые, а не на развива­ющиеся страны.

5. В количественном отношении наиболее важ­ным партнером США является Канада. В 1966 г. 22% экспортируемой продукции продается в Канаду, которая в свою очередь обеспечивает 20% амери­канского импорта (табл. 6-3).

6. Существует заметный дефицит в торговле США с Японией и Китаем. В 1996 г. импорт США из Японии превосходил экспорт США в эту страну на 49 млрд дол., импорт США из Китая превосхо­дил экспорт в Китай на 44 млрд дол. (см. табл. 6-3).

7. Зависимость США от иностранной нефти вы­ражается в преобладании импорта в торговле Соеди­ненных Штатов со странами, входящими в Органи­зацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК). В 1996 г. США импортировали продукции (в основном нефть) из стран — членов ОПЕК на сумму 44 млрд дол., в то же время США экпортировали туда продукции всего на 20 млрд дол. (см. табл. 6-3).

ш. Международная торговля требует также на­личия сложных финансовых отношений между стра­нами. Например, как финансируется внешнеторго­вый дефицит США в размере 111 млрд дол. в торгов­ле товарами и услугами? Каким образом страна или индивидуум может получать от других больше това-

Таблица 6-3.Товарный экспорт и импорт США по странам, 1996 г.

  Экспорт Стоимость Доля в : общей Импорт Стоимость Доля в общей
{ Промышленно развитые страны Канада Япония [в мпрд 354 дол,] 135 66 СТОИМОСТИ (в%) 22 11   (в млр, 443 Ц ДОЛ.) стоимости [Б%]
  Промышленно развитые страны Канада Япония 20 14
  Западная Европа Австралия Прочие Развивающиеся страны Мексика 12 3 22 2 1 Западная Европа Австралия Прочие Развивающиеся страны Мексика 162 4 3
  Китай     Китай    
  восточная Европа ОПЕК     1 3 Восточная Европа ОПЕК     1 5
  Прочие Итого     Прочие  
\ *№■■*■■ ■*!* U*** р»Ч- *и*Ч-nJ*W 4t#4'  

Примечание: Данные в таблице основаны на статистике международных сделок и включают военные поставки. Итоговые данные

могут не сходиться из-за округлений.

Источник: Survey of Current 8usiness. October, 1997.

ров, чем в состоянии предоставить взамен? Ответ: либо беря у них в долг, либо отказываясь от владе­ния частью своих активов. США финансируют свои торговый дефицит за счет займов у других стран. Со­единенные Штаты в настоящий момент самый круп­ный должник в мире. Более того, страны, в отноше­ниях с которыми у США наблюдается крупный тор­говый дефицит, например Япония, «рецикдируют» свои доллары, приобретая активы в Америке.

Наши рекомендации