Индивидуальная частная фирма

Индивидуальная частная фирма — это владение и ве­дение бизнеса одним человеком. Частный предпри­ниматель (собственник) лично контролирует дея­тельность предприятия.

Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип ор­ганизации бизнеса имеет определенные достоин­ства:

1. Индивидуальную частную фирму легко учре­дить, так как это не вызывает практически никаких юридических или бюрократических препон и свя­занных с ними расходов.

2. Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. По­лучаемый частным предпринимателем доход зави­сит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный и непосредственный стимул вести дела эффективно.

Корпорации 18%

Корпорации 89%

Индивидуальные

частные фирмы

75%

Индивидуальные частные фирмы

__6%__________

а) Доля фирм б) Доля продаж

Группировка фирм по организационно-правовым формам

Форма Число фирм

Индивидуальные частные фирмы* 16 154 000

Партнерства (товарищества] 1 493 000

Корпорации 3 965 000

Всего 21 612 000

* Исключая фермерские хозяйства.

Рисунок 5-4.Виды деловых предприятий и их доли

во внутреннем продукте

а] Хотя среди деловых предприятий количественно преоб­ладают индивидуальные частные фирмы, но б] 89% общего обьема продаж приходится на долю корпораций.

Недостатки. Однако недостатки этой организаци­онной формы бизнеса весьма значительны:

1. За редким исключением финансовые ресурсы частного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. Финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и тем, что он может занять. Поскольку среди индивидуальных частных фирм относительно высок процент банк­ротств, коммерческие банки не слишком охотно предоставляют им крупные кредиты.

2. Полностью и единолично отвечая за деятель­ность предприятия, частный предприниматель вы­нужден сам выполнять все основные управленчес­кие функции. Ему приходится принимать все решения по поводу закупок, продаж, привлечения и обучения персонала; он должен также держать под контролем технические аспекты, связанные с про­изводством, рекламой и распределением продукции. Короче говоря, потенциальные выгоды от специа­лизации в управлении бизнесом индивидуальному предпринимателю небольшого масштаба обычно недоступны.

3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что индивидуальный частный предприниматель несет неограниченную ответственность. Он рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного частного предприятия недостаточны для удовлетворения при­тязаний кредиторов, то последние могут предъявить требования к личной собственности владельца пред­приятия.

индивидуальная частная фирма - student2.ru

Партнерство (товарищество) как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Партнерства зародились в попыт­ке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства. Партнерст­во — это форма организации бизнеса, при которой два или более человека (партнера) договариваются о владении предприятием и его управлении. Обыч­но они объединяют свои финансовые ресурсы и де­ловые навыки. Подобным же образом они распре­деляют риски, а также прибыли или убытки.

Преимущества, Каковы преимущества партнер­ства?

1. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство легко организовать. Обычно заключа­ется письменное соглашение, и, как правило, это не связано с обременительными бюрократически­ми процедурами.

2. Благодаря участию в бизнесе нескольких парт­неров становится возможной более высокая степень специализации в управлении.

3. Объединение в партнерстве нескольких уча­стников позволяет расширить его финансовые ре­сурсы в сравнении с ресурсами индивидуальной частной фирмы. Партнеры могут слить воедино свои денежные капитаны, и обычно их предприятие пред­ставляется банкирам менее рискованным.

Партнерство может иметь некоторые недостатки в части собственности и владения ею. 1. Если в управлении участвует несколько чело­век, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, ког­да требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам.

2. Финансовые ресурсы партнеров остаются ог­раниченными, хотя обычно и превосходят возмож­ности индивидуальных частных фирм. Но и у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия.

3. Продолжительность деятельности партнерст­ва непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, полное прекращение ее деятельности.

4. Неограниченная ответственность досаждает партнерам точно так же, как и индивидуальным частным фирмам. Фактически каждый партнер не­сет ответственность за все неудачи предприятия — причем не только за результат собственных управ­ленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партне­ру приходится рисковать своими деньгами, полага­ясь на благоразумие своего менее предприимчиво­го коллеги.

индивидуальная частная фирма - student2.ru

Корпорация — это юридическое лицо, которое мо­жет приобретать ресурсы, владеть активами, произ­водить и продавать продукцию, брать в долг, предо­ставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функ­ции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Управляют большинством та­ких корпораций наемные менеджеры.

Преимущества. Преимущества корпорации опреде­лили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рис. 5-4, в общей численности деловых предприятий корпо­рации занимают лишь менее 20%, однако на их долю приходится примерно 90% общего объема продаж предпринимательского сектора.

1, Корпорация значительно более эффективно по сравнению со всеми другими формами организации бизнеса справляется с задачей привлечения финан­сового капитала (денег). Как показано в разделе «Последний штрих» этой главы, корпорациям при­сущ уникальный способ финансирования — посред­ством продажи акций и облигаций, — который по­зволяет объединять в общий фонд финансовые ре­сурсы огромного числа людей.

Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет определенные преимущества и с точки зре­ния их покупателей. Акции — это доли в собствен­ности корпораций. Облигации — обещания выпла­тить долг, обычное некоторым процентом. Финан­сируя корпорации путем приобретения акций и облигаций, домохозяйства могут участвовать в дело­вом предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение без активного участия в управлении. К тому же у человека появляется воз­можность распределять риски, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, держате­ли корпоративных ценных бумаг могут продавать их другим владельцам. Фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и про­давцами. Подобная простота процедуры продаж уси­ливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций.

Более того, корпорациям обычно легче, чем дру­гим формам бизнеса, получить доступ к банковско­му кредиту. Корпорации более надежны и могут скорее, чем все другие, стать выгодными клиента­ми банков.

2. Корпорации обладают также одним явным преимуществом — ограниченной ответственностью. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплати­ли за покупку акций. Их личные активы не ставят­ся под удар, даже если корпорации не могут пога­сить свои долги. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владель­цам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает для корпорации процесс продажи акций.

3. Благодаря своим преимуществам в привлече­нии денежного капитала преуспевающей корпора­ции легче увеличивать объем, расширять масшта­бы операций и реализовывать выгоды роста. В ча­стности, она способна извлекать преимущества из технологий массового производства, более глубо­кой специализации в использовании людских ре­сурсов. В то время как управляющий индивиду­альной частной фирмой вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом и маркетинговыми функциями, крупная корпора­ция в состоянии привлечь специалистов в каждую из этих сфер и тем самым достичь большей эф­фективности.

4. Будучи юридическим лицом, корпорация су­ществует независимо от своих владельцев и долж­ностных лиц. Индивидуальные фирмы и товари­щества могут внезапно и непредсказуемо погиб­нуть, а корпорации, по крайней мере юридически, вечны. Передача собственности корпорации по наследству или через продажу акций не подрывает ее целостность и непрерывность деятельности. Корпорации обладают известным постоянством, в отличие от других форм бизнеса, которое откры­вает возможности для перспективного планирова­ния и роста.

Hi: uwi"*nhn Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако та­кие недостатки все же существуют:

1. Регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

2. С общественной точки зрения в корпоратив­ной форме бизнеса заложены возможности для не­которых злоупотреблений. Так как корпорация яв­ляется юридическим лицом, некоторым недобросо­вестным владельцам компаний иногда удается из­бежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции благодаря возможностям, которые открывает перед ними корпоративная фор­ма организации бизнеса.

3. Еще один недостаток корпораций состоит в двойном налогообложении части корпоративной прибыли. Та часть дохода корпораций, которая вы­плачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть лично­го дохода владельца акции.

4. В индивидуальной частной фирме и партнер­стве владельцы реальных и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и контролируют их. Но в крупных корпорациях, собственность которых широко распылена среди десятков или даже сотен тысяч акционеров, про­исходит разделение функции собственности и управ­ления. Причины этого расхождения кроются в том, что акционеры не принимают участия в управле­нии корпорацией — этим занимается нанятый ими специалист.

Подобная ситуация называется проблемой прин­ципал — агент. При ни una л а ми в этом случае являют­ся акционеры — реальные владельцы корпорации. Эти владельцы нанимают менеджеров в качестве своих агентов для ведения бизнеса. Однако интере­сы менеджеров (агентов) и желания владельцев (принципалов) не всегда совпадают. Владельцы обычно стремятся к максимизации прибыли. Ме­неджеры, напротив, стремятся к власти и почету, сопутствующим контролю над крупной компанией, могут пойти на невыгодное расширение ее деятель­ности. Или же столкновение интересов может про­изойти по поводу политики выплаты дивидендов, того, какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какую корпорация сохранит за собой в виде нераспределенной прибыли. И при решении этого вопроса должностные липа корпорации мо­гут проголосовать за повышение своих окладов, пенсий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более

высоких дивидендов.

И последнее замечание. Ряд штатов приняли за­коны о «гибридных» компаниях — компаниях, ко­торые должны перенести преимущество ограничен­ной ответственности, присущее корпорациям, на партнерства (товарищества) с несколькими соб­ственниками. Две такие структуры представляют собой компании с ограниченной ответственностью (LLC) и так называемые S-корпорации.

Сточки зрения налогообложения LLC представ­ляет собой обычное партнерство, но в вопросах, свя­занных с ответственностью, она приобретает черты корпорации. Как и партнерство, LLC распределяет всю прибыль между собственниками и инвестора­ми. Но как и корпорация, LLC защищает индиви­дуальные активы собственников от обязательств компании. LLC имеет ограниченную продолжитель­ность жизнедеятельности; как правило, она колеб­лется в пределах 30—40 лет.

S-корпорация — это корпорация с численностью занятых, как правило, около 35 человек. Как и в лю­бой частной фирме или товариществе, в S-корпо­рации доход распределяется непосредственно сре­ди владельцев, поэтому он не подлежит двойному обложению налогом. Таким образом владельцы из­влекают выгоду из ограниченной ответственности. {Ключевой вопрос 4.)

Вспомним, еще раз взглянув на рис. 5-4, что, хотя корпорации относительно немногочисленны, они служат основным источником продукции в амери­канской экономике. Тот факт, что корпорации со­ставляют менее 20% предпринимательского секто­ра и при этом производят 90% всего выпуска, го­ворит о том, что многие корпорации очень вели­ки. В 1996 г. 45 корпораций США имели объем продаж более 20 млрд дол.; 143 компании реализо­вали товаров на сумму более 10 млрд дол. При этом объем продаж корпорации General Motors со-ставил около 168 млрд дол. Примечательно, что в мире существует всего 22 страны, чей внутрен­ний продукт превышает ежегодный объем продаж General Motors]

Но крупные корпорации оказывают разное по степени влияние на различные отрасли. Они пре­обладают в обрабатывающей промышленности и играют заметную роль в транспорте, связи, банков­ском деле и финансах. Другую крайность представ­ляют собой около 2 млн фермеров, чей совокупный объем продаж в 1996 г. был меньше аналогичного показателя двух крупнейших промышленных кор­пораций. В промежутке между этими крайностями

находится множество разнообразных фирм, действу­ющих в различных областях розничной торговли и сферы услуг, для которых характерны небольшие размеры. Так или иначе в США доминируют круп­ные корпорации, и есть все основания называть американскую экономику экономикой «большого бизнеса».

Ф Предприятие - это материальная структура/ которая производит и распределяет товары и услу­ги; компания - это предпринимательская структура, которая владеет такими предприятиями и управляет ими; компании могут быть организованы в виде вер­тикальных, горизонтальных или конгломератных объединений.

♦ Тремя организационно-правовыми формами деловых предприятий являются индивидуальная ча­стная фирма, партнерство и корпорация; хотя ин­дивидуальные частные фирмы состовляют почти три четверти всех компаний, корпорации обеспечива­ют около девяти десятых совокупного объема про­даж.

Ф Основными преимуществами корпораций, ко­торые и сделали эту форму организации бизнеса наи­более популярной, являются возможность мобилизо-вывать денежный капитал, ограниченная ответствен­ность собственников перед кредиторами, более дли­тельный срок деятельности таких корпораций по срав­нению с продолжительностью жизни их владельцев и управляющих.

4* Очень крупные корпорации доминируют в аме­риканской промышленности.

Все экономические системы, существующие в ре­альном мире, являются «смешанными»: государст­во и рыночная система делят между собой ответст­венность за выбор ответов на пять фундаменталь­ных вопросов. Американская экономика — это эко­номика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение.

В этом и последующих разделах мы будем об­суждать основные экономические функции прави­тельства — его деятельность в общественном секто­ре. Вот эти функции: 1) формирование правовой и социальной основы деятельности; 2) поддержание конкуренции на рынках; 3) перераспределение до­ходов согласно доле в собственности; 4) перерас­пределение ресурсов; 5) стабилизация экономики страны.

Две первые экономические функции правитель­ства заключаются в укреплении и упрощении рабо­ты рыночной системы; три последние способству­ют модификации чистого капитализма в направле­нии достижения экономических и социальных це­лей общества.

экономические стимулы и снижая эффективности производства.

Правительство обеспечивает правовую базу и спе­цифические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики. Правовая база пред­лагает такие меры, как предоставление законного статуса деловым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюде­ния договоров (контрактов). Правительство также устанавливает юридические «правила игры», регу­лирующие взаимоотношения фирм, поставщиков ресурсов и потребителей между собой. Институты правительства могут выступать в роли арбитра в эко­номических отношениях, выявлять случаи нечест­ной игры и проявлять власть для вынесения соот­ветствующих наказаний.

К услугам, предоставляемым правительством, от­носятся деятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системы стандар­тов для измерения веса и оценки качества продук­ции и обеспечение денежной системы, облегчаю­щей обмен товарами и услугами.

Принятый в 1906 г. Закон о контроле над произ­водством пищевых продуктов и медикаментов слу­жит примером того, как правительство подкрепляет действие рыночной системы. Этот закон уетаиав-ливает правила поведения, которым должны под­чиняться производители во взаимодействии с по­требителями. Он запрещает продажу фальсифици­рованных и не соответствующих сорту или марке пищевых продуктов и медикаментов, требует обя­зательного указания на упаковке чистого веса и ий-гредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должны присутствовать на этикетках упа­кованных продуктов, и запрещает помешать лож­ные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваны предотвратить возможное мо­шенничество со стороны производителей и укрепить уверенность общества в надежности рыночной си­стемы. Аналогичное законодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, а также отношения фирм между собой.

Подобные действия правительства улучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок сред­ством обращения, гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуя со­блюдению контрактов, правительство увеличивает объем и безопасность совершаемых торговых сде­лок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации в использовании матери­альных и людских ресурсов. Такая специализация означает более эффективное распределение ресур­сов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм. потребителей и работников, подавляя тем самым

Конкуренция служит основным регулирующим ме­ханизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и постав­щиков ресурсов диктату потребителей. При конку­ренции хозяевами являются покупатели, рынок -их агентом, а фирмы - их слугами.

Совсем иначе обстоят дела в условиях, когда на рынке есть только один продавец — монополия -или небольшая группа продавцов, обладающая мо­нополистической властью. Действия монополистов не регулируются конкуренцией. Когда число про­давцов сокращается настолько, что каждый из них получает возможность влиять пл совокупный объем предложения, продавец или продавцы получают воз­можное! ь влиять и на цену продаваемого товара. Ог­раничивая предложение, эти компании могут vera-павлпвать более высокие неконкурентные цены. Кроме того, поскольку выход па такой рынок зат­руднен, монопотисты мог\ г получать постоянную экономическую прибыль. Ограниченный выпуск, высокие цены и прибыли прямо противоречат ин­тересам потребителей. Фактически, суверенитет производителей подавляет суверенитет потребите­лей и монополия подавляет кон курен пню. В усло­виях монополии стремление следовать собственно­му интересу не ведет к удовлетворению интересов общества в целом. Скорее общественные экономи­ческие ресурсы используются для производства иро­ду кип и монополии.

В Соединенных Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами:

1, Регулирование и собственность. В ряде случа­ев отрасли являются естественными монополиями, то есть в них технология такова, что только один про­изводитель может достигнуть самых низких затрат. Правительство позволяет с\шествовать подобным монополиям, но одновременно создает обществен­ные комиссии для регулирования пси и стандартов качества их услуг. К естественным монополиям, ко-торые в той или иной степени подвергаются прави­тельственному регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприяшч ком­мунально-бытового обслуживания. На уровне мест­ных правительств распространена государственная собственность вместо регулирования.

2, Антимонопольные законы. Почти па всех рын­ках эффективность производства может быть до­стигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных под­держивать и укреплять конкуренцию.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Рыночная система безлична. Распределение дохо­дов в ней может оказаться значительно более не­равным, чем это желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследова­ния достался ценный капитал и земля, также полу­чает высокие доходы от своей собственности.

Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образо­вание, не накопили и не унаследовали никакой соб­ственности. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиноч­ки) получают очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении дохода, а следователь­но, и в распределении совокупного продукта между частными домохозяйствами. Бедность среди обще­го изобилия остается одной из основных проблем общества.

Роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных по­литических курсов и программ:

1. Трансферты. Трансфертные платежи, напри­мер в форме благотворительных чеков и продоволь­ственных талонов, обеспечивают поддержку нужда­ющимся, иждивенцам, инвалидам и пожилым лю­дям; пособие по безработице обеспечивает поддер­жку безработным.

2. Вмешательство в рынок. Правительство так­же изменяет распределение доходов путем вмеша­тельства в деятельность рынка, то есть посредством изменения цен, установленных или устанавливае­мых рыночными силами. Ценовая поддержка фер­меров и законодательство, определяющее мини­мальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, как правительство фиксирует цены с целью повышения доходов определенных групп населения.

3. Налогообложение. Индивидуальный подоход­ный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных, и таким образом сокращать разрыв между посленалоговым доходом у малоимущих и богатых слоев населения.

Масштабы вмешательства правительства в пе­рераспределение доходов являются предметом мно­гочисленных дискуссий. Такое перераспределение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной является боль­шая «справедливость», или «экономическая спра­ведливость», отрицательной стороной — снижение стимулов к труду, сбережениям, инвестированию и производству и, следовательно, сокращение выпус­ка и дохода.

УРСОВ

Несостоятельность рынка возникает, когда конку­рентная рыночная система: 1) производит «непра­вильные» количества определенных товаров или услуг; 2) вообще не способна выделить какие-либо ресурсы для создания определенных товаров или ус­луг, производство которых экономически оправдан­но. Первый тип несостоятельности рынка является результатом процесса, который экономисты назы­вают «переливом ресурсов», второй тип возникает при производстве общественных благ. Оба типа не­состоятельности рынка могут быть скорректирова­ны действиями правительства.

Переливы ресурсов

Когда мы говорим, что конкурентные рынки авто­матически обеспечивают эффективное использова­ние ресурсов, мы предполагаем, что все выгоды и издержки по каждому продукту полностью отража­ются кривыми рыночного спроса и предложения. Однако на реальных рынках подобные ситуации складываются далеко не всегда; отдельные выгоды и издержки могут не возникать у продавца или по­купателя.

Перелив происходит, когда некоторые выгоды или издержки перемещаются к «стороне», не являющей­ся непосредственно продавцом или покупателем. Переливы называют также побочными (внешними) эффектами, так как они представляют собой выгоды или издержки, выпадающие на долю «третьей сторо­ны», не участвующей в данной рыночной сделке.

Ииерж&и перелива. Некомпенсируемые производ­ственные издержки или издержки потребления для третьей стороны называются издержками перелива. Примером издержек перелива может служить заг­рязнение окружающей среды. Когда химическое предприятие или мясоперерабатывающий завод спускают свои промышленные отходы в озеро или реку, все те, кто в это время купается, ловит рыбу и катается на лодках, не говоря уже о предприятиях водоснабжения, несут издержки перелива. Когда нефтеперерабатывающий завод загрязняет воздух дымом или бумажная фабрика распространяет вок­руг себя удушливый запах, то население несет ни­чем не компенсируемые издержки перелива.

Каковы же экономические последствия перели­вов? Вспомним, что издержки определяют поло­жение кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду, переносит часть сво­их издержек на население, ее кривая предложения оказывается правее, чем когда она несет свои из­держки производства полностью. Это приводит к расширению производства выше необходимого для общества уровня и к избыточному выделению ресур­сов на производство данного товара.

Коррекция издержек перелива. Правительство спо­собно корректировать избыточное выделение ресур­сов двумя способами. Оба призваны перевести вне­шние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не пе­рекладывать их на общество.

1. Законодательство. В наших примерах загряз­нения воды и воздуха самым прямым воздействием обладает принятие законов, запрещающих или ог­раничивающих загрязнение. Подобное законода­тельство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы по уничтожению промыш­ленных отходов, которые должны приобретать и ус­танавливать дымоуловители и установки для очис­тки промышленных стоков. Идея состоит в том, что­бы вынудить потенциальных нарушителей под уг­розой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством.

2. Специальные налоги. Менее прямое воздей­ствие правительства основано на том факте, что на­логи представляют собой издержки и, следователь­но, определяют положение кривой предложения фирмы. Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перели­ва на единицу продукции. Размер налога должен быть в целом равен оценочной величине стоимости ущерба от перелива затрат, возникающего при про­изводстве каждой единицы продукции. С помощью этого налога правительство пытается вновь возло­жить на фирму-нарушителя издержки перелива, которых в противном случае фирма избежала бы. Такие действия заставят кривую предложения сме­ститься влево, приведут к перемещению точки рав­новесия вниз и позволят избежать таким образом избыточного выделения ресурсов.

Выгоды перелива. Но переливы могут проявляться и в форме выгод. Производство или потребление определенных товаров и услуг может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды перели­ва, или внешние выгоды, для третьих лиц или насе­ления в целом. Вакцинация против кори и полио­миелита приносит прямую выгоду непосредствен­ному потребителю. Но иммунизация против таких

инфекционных заболеваний приносит всеобъемлю­щие и значительные выгоды перелива и обществу в целом. Открытие вакцины против СПИДа было бы выгодно всему обществу, а не только сделавшим прививки. Люди, не прошедшие вакцинацию, так­же получают очевидные выгоды в связи с замедле­нием распространения заболевания.

Образование служит еще одним примером выгод перелива. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: «более образованные» люди, как пра­вило, получают более высокие доходы, чем «менее образованные». Вместе с тем образование прино­сит также выгоды всему обществу Экономика в целом выигрывает от наличия более гибкой и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и от меньших расходов на предотвращение преступ­лений, обеспечение законности и на благотвори­тельные программы — с другой. Существуют дока­зательства того, что производительность труда лю­бого работника с данным уровнем образования или квалификации окажется выше, если он работает с более образованными людьми. Другими словами, у работника Крума повысится производительность труда просто потому, что работающие вместе с ним Джонс и Грин лучше образованны.

Выгоды от перелива капитала могут быть хоро­шо видны на кривой спроса, на которой в большей степени отражаются частные преимущества, чем преимущества в целом. Кривая спроса на продукт смещается влево от ситуации, когда рынок учи­тывает все преимущества. Это означает, что произ­ведено меньше продукции, иными словами, наблю­дается нехватка ресурсов на данный продукт — в этом также проявляется несостоятельность рынка.

Коррекция выгод перелива. Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Ответ на этот вопрос состоит в том, что можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увели­чить предложение), либо, в крайнем случае, орга­низовать производство необходимого продукта в го­сударственном секторе экономики.

1. Увеличение спроса. Чтобы скорректировать недостаток ресурсов в сфере высшего образования, американское правительство выдает студентам кре­диты под низкие проценты, что позволяет им учить­ся. Эти кредиты способствуют росту спроса на выс­шее образование.

Более общим примером является программа обеспечения продовольственными талонами, пред­назначенная для улучшения питания семей с низ­кими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на продовольствие, получают от правительства денежную компенсацию. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы посредством улучшения пита­ния помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым лучше ра­ботать. Помогая своим членам стать более произво­дительными участниками экономического процес­са, общество в целом получает выгоды перелива в виде дополнительного продовольствия.

2. Увеличение предложения, В некоторых слу­чаях правительство может счесть, что удобнее и ор­ганизационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему обра­зованию, когда правительства штатов финансиру­ют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижа­ют затраты для студентов и увеличивают объем пред­ложения образования. Предоставление государст­венных субсидий программам вакцинации, госпи­талям и исследованиям в области медицины слу­жит дополнительными примерами.

3. Государственный сектор. Третий вариант по­литики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обсто­ятельствах правительство может взять на себя фи­нансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятель­но управлять ими.

Наши рекомендации