Тема «Общие проблемы экономического развития»
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема «Общие проблемы экономического развития»
Основные вопросы:
1. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического развития? Что такое потребности? Почему потребности безграничны?
2. Экономические ресурсы их ограниченность.
3. Каковы последствия ограниченности ресурсов? Каково влияние ограниченности ресурсов на домохозяйства? Государство? Фирмы?
4. В чем сущность кривой производственных возможностей.
5. Что такое экономический рост?
6. Проблемы экономического развития общества. Характеристика стадий экономического роста У. Ростоу.
7. Проведите сравнительный анализ экономических систем.
8. Отличия экономических систем и экономических моделей.
9. Назовите экономистов, чьи идеи способствовали переходу к рынку Польши, Венгрии, России. Каковы основные проблемы перехода данных государств к рынку? В какой из них роль государства была наибольшей?
Вопросы для обсуждения:
1. Что является критериями оценки общественного прогресса? Кризис – это необходимая стадия развития или вариант развития, который можно было избежать?
2. Все признают роль экономической теории во время реформ в России. Почему экономическая сфера излишне политизирована? В чем суть взаимосвязи?
3. Как понимать неопределенность, вероятность экономического развития?
4. Человек в мире экономического развития. Какова роль человека как агента?
5. Как разные экономические системы решают основные проблемы экономки?
6. Нобелевские премии по экономике. Можно ли считать, что они вручаются за сугубо теоретические вопросы?
7. Что относится к микроэкономике, а что к макроэкономике: скрытая безработица на предприятиях в России? Цена на масло в текущий день? Индекс цен в текущем квартале? Прожиточный минимум в стране? В Новосибирской области? Объем ВВп? Цена на металл на пункте приема лома? Инновационная деятельность на фирме?
8. Можно ли отождествить максимимализацию прибыли индивидуального предпринимателя (идивидуума вообще) с эгоистическими интересами?
Практические задания.(взяты изЭкономическая теория/ под ред. В.Д. Камаева. С.39,40)
1. Альтернативные издержки турпохода включают:
А) удовольствие в выходной день посидеть перед телевизором;
Б) доход, который можно получить за это время;
В) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;
Г) верно А, Б и В.
2. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
А) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;
Б) Расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
В) расходы на питание;
Г) плату за обучение.
3. Какое из следующих выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:
А) экономист – это человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть;
Б) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания;
В) семеро одного не ждут;
Г) чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Курс экономической теории: под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
Дополнительная литература:
2. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
4. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник для вузов. – М.: «Юристъ», 2009. – 736 с.
6. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. М.: «КноРус», 2008. – 384 с.
7. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.
11. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. М.:
БИНОМ, 1997. – 800 с.
12.Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс М.: ИНФРА-М,1997(и другие издания)
13. Экономическая теория/ под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос,2006. – 639с.
Дополнительная литература:
1.Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и сервис,2000.
2.Гайдар Е. Гибель империи: Уроки для современной России. М.: Росслэн,2006.
3.Гайдар Е. Долгое время: Россия в мире. Очерки экономической истории. М.: Дело,2005.
4.Грегори П. Экономический рост Российской империи (Конец Х1Х-начало ХХ в) Новые подсчеты и оценки. М.: Росспэн,2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Тема: «Рынок труда»
Основные вопросы:
1. В чем состоит механизм функционирования рынка труда? Каковы особенности спроса и предложения на труд?
2. Закон взаимозамещения и особенности его проявления на рынке труда.
3. Что понимается под безработицей и какие ее формы существуют?
4. Экономическая сущность заработной платы, формы оплаты труда и стимулирования труда.
5. Системы оплаты труда.
6. «Потогонные системы». Система Форда. Система Тэйлора.
7. Основные направления государственного регулирования рынка труда.
8. Рынок знаний.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое «экономическая демократия»?
2. Тенденции современной безработицы и специфика российской динамики безработицы
Практическое задание:
1. Рассчитать норму безработицы, если численность рабочей силы 80 миллионов человек, а численность безработных 4 миллиона человек.
2. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени, составьте бюджет вашей семьи с учетом вашего садово-огородного и подсобного хозяйства.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Курс экономической теории: учебник – издание 6-е, дополненное и переработанное / под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
Дополнительная литература:
2. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Учебник. 2007.
3. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
5. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник для вузов. – М.: «Юристъ», 2005. – 736 с.
6. Демографический ежегодник РФ. М.: Госкомстат РФ,2000-2009.
7. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. М.: «КноРус», 2008.– 384 с.
8. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.
11. Проничев И.К. Мировая экономика: Учеб. пособие / И.К. Проничев; МО РФ; СыктГУ. – Сыктывкар, Изд-во СыктГУ, 2006.
12. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 1997. – 800 с.
13. Семенов А.К. Международные экономические отношения. М.: Учебник. 2005.
14. Экономика для неэкономических специальностей: Учебное пособие / Под общ. ред. А.П. Шихвердиева. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2006. 197 с. (электронный адрес http://www.koet.syktsu.ru/).
Журналы:
1. Российский экономический журнал
2. Экономист
3. Вопросы экономики.
Сайт госкомитета по статистике http://www.gks.ru/
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
В рыночной экономике»
Основные вопросы:
1. Основные причины экономических кризисов. Экстернальные и интернальные подходы.
2. Экономический цикл и его основные фазы.
3. Виды экономических кризисов, их характеристика и причины возникновения.
4. Государственное антициклическое регулирование.
5. Социальные последствия экономических кризисов. Государственная политика по проблемам бедности и неравенства распределения доходов граждан.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем содержание антициклической политики государства в России, ее недостатки и преимущества?
2. Проанализировать возможности социального регулирования в России.
3. Динамика доходов населения России.
Темы для докладов:
1. Социальное положение населения России: региональный и отраслевой разрез.
2. Социальная политика в европейских государствах: основные направления и источники финансирования. Особенности шведской, германской и французской социальной политики.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Курс экономической теории: учебник – издание 6-е, дополненное и переработанное /
под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
Дополнительная литература:
2. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Учебник. 2007.
3. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
5. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник для вузов. – М.: «Юристъ», 2005. – 736 с.
6. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень. – М.:«КноРус», 2007. – 440 с.
7. Киселева Е.А. Макроэкономкиа. Экспресс-курс: учебное пособие. М.: «КноРус», 2008. – 384 с.
8. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х тт. М.: ИНФРА-М, 2001.
11. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М.:
БИНОМ, 1997. – 800 с.
12. Семенов А.К. Международные экономические отношения. М.: Учебник. 2005.
13. Госкомстат РФ. Статистический ежегодник России. Официальное издание. 2000-2009гг.
Журналы:
1. Российский экономический журнал
2. Экономист
3. Проблемы прогнозирования
4. Вопросы экономики
5. Международная экономика
6. Экономический вестник
Интернетресурсы.
http://www.gks.ru/
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и метод экономической теории.
2. Основные этапы развития экономической теории.
3. Блага, потребности, ресурсы.
4. Основные проблемы экономического выбора. Кривая производственных возможностей.
5. Собственность в системе экономических отношений.
6. Основные модели экономических систем.
7. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Индивидуальный и рыночный спрос.
8. Рынок. Факторы и эластичность спроса и предложения.
9. Эффект дохода и эффект замещения.
10. Фирма. Принцип максимизации прибыли.
11. Виды издержек. Выручка и прибыль.
12. Закон убывающей предельной производительности.
13. Эффект масштаба производства.
14. Предложение совершенной конкурентной фирмы и отрасли.
15. Эффективность конкурентных рынков.
16. Монополия, монополистическая конкуренция. Олигополия.
17. Рынок труда. Спрос и предложение труда.
18. Заработная плата и занятость.
19. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.
20. Рынок земли. Рента.
21. Общее равновесие и благосостояние.
22. Распределение доходов. Неравенство.
23. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
24. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов.
25. ВВП и способы его измерения. Национальный доход, располагаемый личный доход. Индексы цен.
26. Безработица и ее формы.
27. Инфляция и ее виды.
28. Экономические циклы.
29. Макроэкономическое равновесие.
30. Совокупный спрос и совокупное предложение.
31. Равновесие на товарном рынке.
32. Стабилизационная политика.
33. Потребление и сбережения. Инвестиции.
34. Государственные расходы и налоги.
35. Эффект мультипликатора.
36. Бюджетно-налоговая система.
37. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор.
38. Банковская система. Денежно-кредитная политика.
39. Экономический рост и развитие.
40. Международные экономические отношения.
41. Внешняя торговля и торговая политика.
42. Платежный баланс. Валютный курс.
43. Приватизация и формы собственности в переходной экономике России.
44. Виды предпринимательства и теневой экономики в РФ.
45. Особенности рынка труда в российской экономике.
46. Распределение и доходы в российской экономике.
47. Преобразования в социальной сфере в РФ.
48. Структурные сдвиги в экономике России.
49. Формирование открытой экономики в РФ.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
Тема «Общие проблемы экономического развития»
Основные вопросы:
1. Чем обусловлено наличие общих проблем экономического развития? Что такое потребности? Почему потребности безграничны?
2. Экономические ресурсы их ограниченность.
3. Каковы последствия ограниченности ресурсов? Каково влияние ограниченности ресурсов на домохозяйства? Государство? Фирмы?
4. В чем сущность кривой производственных возможностей.
5. Что такое экономический рост?
6. Проблемы экономического развития общества. Характеристика стадий экономического роста У. Ростоу.
7. Проведите сравнительный анализ экономических систем.
8. Отличия экономических систем и экономических моделей.
9. Назовите экономистов, чьи идеи способствовали переходу к рынку Польши, Венгрии, России. Каковы основные проблемы перехода данных государств к рынку? В какой из них роль государства была наибольшей?
Вопросы для обсуждения:
1. Что является критериями оценки общественного прогресса? Кризис – это необходимая стадия развития или вариант развития, который можно было избежать?
2. Все признают роль экономической теории во время реформ в России. Почему экономическая сфера излишне политизирована? В чем суть взаимосвязи?
3. Как понимать неопределенность, вероятность экономического развития?
4. Человек в мире экономического развития. Какова роль человека как агента?
5. Как разные экономические системы решают основные проблемы экономки?
6. Нобелевские премии по экономике. Можно ли считать, что они вручаются за сугубо теоретические вопросы?
7. Что относится к микроэкономике, а что к макроэкономике: скрытая безработица на предприятиях в России? Цена на масло в текущий день? Индекс цен в текущем квартале? Прожиточный минимум в стране? В Новосибирской области? Объем ВВп? Цена на металл на пункте приема лома? Инновационная деятельность на фирме?
8. Можно ли отождествить максимимализацию прибыли индивидуального предпринимателя (идивидуума вообще) с эгоистическими интересами?
Практические задания.(взяты изЭкономическая теория/ под ред. В.Д. Камаева. С.39,40)
1. Альтернативные издержки турпохода включают:
А) удовольствие в выходной день посидеть перед телевизором;
Б) доход, который можно получить за это время;
В) расходы на проезд до пункта сбора и обратно;
Г) верно А, Б и В.
2. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
А) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;
Б) Расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
В) расходы на питание;
Г) плату за обучение.
3. Какое из следующих выражений характеризует проблему определения ценности экономических благ:
А) экономист – это человек, у которого ничего нет, но который может дать совет, как потерять то, что у вас есть;
Б) если хочешь сделать человека счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания;
В) семеро одного не ждут;
Г) чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Курс экономической теории: под общей ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.
Дополнительная литература:
2. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: практикум. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. – 320 с.
4. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник для вузов. – М.: «Юристъ», 2009. – 736 с.
6. Киселева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. М.: «КноРус», 2008. – 384 с.
7. Куликов Л.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.
11. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика / Пер. с англ. М.:
БИНОМ, 1997. – 800 с.
12.Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс М.: ИНФРА-М,1997(и другие издания)
13. Экономическая теория/ под ред. В.Д. Камаева. М.: Владос,2006. – 639с.
Дополнительная литература:
1.Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и сервис,2000.
2.Гайдар Е. Гибель империи: Уроки для современной России. М.: Росслэн,2006.
3.Гайдар Е. Долгое время: Россия в мире. Очерки экономической истории. М.: Дело,2005.
4.Грегори П. Экономический рост Российской империи (Конец Х1Х-начало ХХ в) Новые подсчеты и оценки. М.: Росспэн,2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2