СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 «НАЧАЛА ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ» ( 2 ч.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Потребитель - главный субъект рынка. Суверенитет потребителя и свобода его выбора. Критерий рациональности потребительского поведения. Индивидуализация предпочтений и максимизация удовлетворения полезности при ограниченном доходе.
Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность. Ценность блага, полезность и спрос. Закон убывающей предельной полезности. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Система предпочтений потребителя. Бюджетная линия. Система допустимых возможностей потребителя.
Потребительское равновесие. Условие максимизации общей полезности при ограниченном доходе. Излишек потребителя.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Суверенитет потребителя. Критерий рациональности поведения потребителя.
2. Количественная теория полезности. Общая и предельная полезность.
3. Порядковая теория полезности. Кривые безразличия.
4. Потребительское равновесие. Излишек потребителя.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Потребитель. "Суверенитет потребителя". "Свобода потребительского выбора". Рациональность потребителя. Полезность. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Кардинализм. Ординализм. "Эффект замещения". "Эффект дохода". Нормальный товар. Товар "низкого качества". "Товар Гиффена". Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия. Излишек потребителя.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.
1. В чем проявляется "суверенитет потребителя "?
2. Каковы последствия ограничения свободы потребительского выбора?
3. Как Вы понимаете, рациональность в поведении потребителя?
4. Что такое "полезность"?
5. Как изменяется общая полезность с увеличением количества потребительских благ; предельная полезность?
6. Сформулируйте закон убывающей предельной полезности.
7. Каков смысл "потребительского равновесия" на рынке?
8. В чем отличие кардиналистского подхода от ординалистского в теории потребительского поведения?
9. В чем суть "эффекта замещения"? Приведите примеры.
10. Опишите" эффект дохода".
11. Приведите примеры "товаров низкого качества" и "товаров Гиффена".
12. Каков экономический смысл "карты кривых безразличия"?
13. Перечислите и докажите свойства кривых безразличия.
14. Что такое "излишек потребителя"?
15. Сформулируйте условие максимизации общей полезности.
П р о е к т н ы е з а д а н и я.
1. Предположим, в студенческой столовой на обед студент покупает три бутерброда. Максимальной ценностью для студента будет обладать первый, средний или последний съеденный бутерброд.
2. Нарисуйте карту безразличия и охарактеризуйте её содержание. Что она показывает?
3.Нарисуйте бюджетную линию и, покажите, как она изменится, если: А) увеличится доход потребителя; В) увеличится цена одного из двух товаров, входящих в данный набор благ.
4. Доход семьи Светловых равен 10000 руб. Каждый месяц они приобретают набор благ, состоящий из двух товаров «А» и «В». Цена товара А – 50 руб., цена товара В – 100 руб. Нарисуйте бюджетную линию семьи Светловых. Как изменится её положение, если цена товара В вырастет вдвое.
5. Постройте модель потребительского равновесия. Покажите набор благ: А) обладающий для потребителя максимальной полезностью; В) обладающий максимальной полезностью и соответствующий его бюджетному ограничению.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ.
1. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 2003.
2.Основы теории современной экономики. Двадцать пять лекций. – Ростов-на-Дону, 2000.
3. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям./ Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1999.
4. Основы рыночной экономики. / Под ред. Катаева В. – М., 1993.
5. Нуреев Р. Микроэкономика. – М.:ИНФРА-М, 2002.
6. Чеканский Н., Фролова Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур. – М.: ТЕИС, 1999.
7. Экономическая школа. Научно-популярный журнал. Выпуск 2. – М.: Экономическая школа, 1992.
8. Основы экономической теории./ Под ред. Камаева В. – М.:Изд-во МГТУ им Баумана Н., 1996.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 « ФИРМА – КАК АКТИВНЫЙ РЫНОЧНЫЙ СУБЪЕКТ» ( 2 ч.).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.
Предпринимательство - особый вид экономической активности. Фирма - основная хозяйствующая единица предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы хозяйствования.
Издержки и выручка как исходные категории в теории фирмы. Понятие издержек и их виды (постоянные и переменные). Внешние (явные) издержки и внутренние (неявные) издержки. Экономический и бухгалтерский подход к определению затрат. Понятие выручки. Динамика издержек и выручки в условиях изменения объема выпуска фирмы. Общие, средние и предельные издержки фирмы.
Постоянные и переменные факторы производства. Понятие краткосрочного и долгосрочного временных интервалов. Закон убывающей производительности.
Экономическое содержание дохода и прибыли фирмы. Виды прибыли.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1. Фирма – как активный хозяйствующий субъект.
2. Издержки и выручка в структуре фирмы.
3. Динамика производительности факторов производства.
4. Прибыль фирмы как показатель эффективности хозяйственной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Фирма. Производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое предпринимательство. Товарищества. Общества. Производственные издержки. Постоянные издержки. Переменные издержки. Вмененные издержки. Общие издержки. Средние издержки. Предельные издержки. Выручка. Общая выручка. Средняя выручка. Предельная выручка. Производительность. Закон убывающей производительности. Экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМООЦЕНКИ ЗНАНИЙ.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы.
1. Дайте определение фирмы.
2. Перечислите, какие виды издержек фирмы Вы знаете?
3. В чем различия бухгалтерского и экономического подходов к определению величины издержек?
4. Что относят к «явным» затратам фирмы, а что к «неявным»?
5. Что представляют собой вмененные издержки фирмы?
6. Чем отличаются таки показатели как выручка и прибыль фирмы?
7. Если производительность факторов производства растет, как ведут себя предельные издержки и предельная выручка?
8. В чем сущность закона убывающей производительности факторов производства?
9. Какой из видов издержек (выручки) является показателем конкурентоспособности фирмы?
10. Назовите условие максимизации прибыли фирмы.