Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
Наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля.
Международная торговля - система товарообменных сделок, совершаемых в мировом хозяйстве.
Понятие мировой торговли используется и в болееузком значении, трактуется как внешняя торговля отдельно взятой страны,то есть перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.
Ввозимые товары (импорт) и вывозимые товары (экспорт) составляют внешнеторговый оборот.
Разница между стоимостью национального экспорта и импорта образует торговый баланс. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен, говорят, что страна имеет дефицит торгового баланса. Если страна вывозит больше товаров и услуг, говорят о положительном или активном торговом балансе.
Внешнеторговая политика является одним из важных направлений государственного экономического регулирования. Существуют два диаметрально противоположных принципа внешнеторговой политики: свобода торговли (фритредерство) и ограничение внешней торговли (протекционизм). Во внешнеторговой политике современных стран эти принципы используются в противоречивом единстве. Вместе с тем ведущую роль играет принцип свободной торговли.
Впервые в истории экономической мысли принцип свободной торговли был обоснован А. Смитом в его “Богатстве народов”. Он доказывал необходимость и выгоду свободной торговли в случае, если страна имеет абсолютные преимущества. Смит отмечал, что следует экспортировать из страны те товары, издержки на производство которых в ней меньше, чем в других странах, и ввозить те товары, издержки на производство которых выше.
Взгляды Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо и имеют значение для обоснования выгоды международной торговли в современных условиях. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек (сравнительных преимуществ).
Выгода международной торговли имеет место и в том случае, если национальное производство одного товара требует больших затрат труда, нежели его импорт, а национальное производство другого товара требует меньших затрат, чем его приобретение на мировом рынке. В этом случае выигрывают обе стороны: и данная страна, и остальной мир[50].
Рассмотрим принцип сравнительных издержек на условном численном примере. Предположим, страны Х и Y могут производить товары двух видов: А и Вв количествах, представленных графиками производственных возможностей, обозначенных жирными линиями на рисунках 1 и 2.
Рисунок 77. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Х
Рисунок 78. Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Y
Страна Х может произвести максимально 50 единиц товара А или 25 единиц товара В. Страна Y максимально может произвести 40 единиц товара А или 100 единиц товара В.
Если внешняя торговля запрещена, то страна Х, нуждаясь в том и другом товаре, будет производить 20 единиц товара А и 15 единиц товара В, а страна Y - 12 единиц А и 70 единиц В.
Альтернативная стоимость производства товаров в стране Х определяется равенством 1А=0,5В, а для страны Y соотношение альтернативной стоимости: 1А=2,5В. Эти соотношения оказывают определяющее воздействие на внутренние цены.
Если появится возможность торговать, то кто-нибудь в стране Х сможет за 0,5 единицы товара В купить единицу товара А и отправить его за границу, а там продать его за 2,5 единицы товара В. Начнется отток товара А из страны Х в страну Y. Развитие торговли приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах.
Условиями получения выгоды от внешней торговли для стран будут следующие ценовые соотношения:
для страны Х: 1А > 0,5 В;
для страны Y: 1А < 2,5 В.
Отсюда следует, что торговля будет взаимовыгодной, если станет осуществляться по ценам, определяемым диапазоном: 0,5 В< 1А < 2,5 В.
Предположим, что мировые цены сложатся на уровне: 1А = 1В. Для обеих сторон будет выгодно с тем чтобы обеспечить максимум предложения на внутреннем рынке специализироваться полностью на производстве одного товара: стране Х - на товаре А, а стране Y - на товаре В.
В результате специализации и осуществления внешней торговли будет обеспечен выигрыш для обеих сторон. Предложение обоих товаров на внутреннем рынке каждой из стран возрастет, что видно из расчетов, сведенных в следующую таблицу.
Страны | Пр-во до специал. | Пр-во при специал. | Экспорт (-) Импорт(+) | Предложение после торговли | Выигрыш от спец-и и торговли |
А | 20 А 15 В | 50 А 0 В | - 20 А +20 В | 30 А 20 В | +10 А + 5 В |
В | 12 А 70 В | 0 А 100 В | +20 А - 20 В | 20 А 80 В | +8 А +10 В |
Осуществление специализации и международной торговли позволяет странам выйти за границу производственных возможностей, что невозможно обеспечить при отсутствии внешней торговли.
Таким образом, необходимым условием существования международной торговли является различие в соотношении издержек (в сравнительных издержках) на товары, производимые в разных странах.
Современные представления о направлениях и структуре международных торговых потоках основываются на теории шведских экономистов Эли Хекшера и Бертиля Олина (теория Х-О)[51]. Они выдвинули теорему “выравнивания цен на факторы производства”. Суть ее в том, что национальные различия в производстве определяются не только различиями в относительной производительности, но и различиями в наделенности экономическими ресурсами: трудом, капиталом и естественными ресурсами, которые преодолеваются за счет международной торговли в условиях полной свободы торговли. Главный вывод теории Х-О: страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы.
Большинство экономистов-теоретиков выступают за свободу торговли (фритредерство), считают, что она выгодна для каждой из сторон, включенных в мировую торговлю. Вместе с тем в практике мировой торговли применяется большое количество ограничений (торговых барьеров), то есть используются элементы протекционизма. Рассмотрим основные протекционистские меры.
1. Тарифы(пошлины). Пошлина - это разновидность акцизного налога, устанавливаемого на импортные товары. До 1996 года в России использовались экспортные и импортные пошлины. Сейчас, также как и в других странах, применяются только импортные тарифы. Применение тарифов осуществляется в целях получения дополнительных доходов в бюджет страны. В этих случаях говорят о фискальных тарифах. Если тарифы используются для защиты местных товаропроизводителей, то их рассматривают как протекционистские.
2. Квоты -это максимальные объемы экспорта (импорта) товаров. Они могут выражаться в долях по отношению к масштабам национального производства или в абсолютных размерах. Квоты рассматривают как более эффективное средство сдерживания международной торговли, по сравнению с тарифами.
3. Нетарифные барьеры- это лицензирование импорта, введение запретов на ввоз определенных видов товаров.
Имеются существенные доводы в защиту политики протекционизма.
1. Существует мнение, что в условиях политической нестабильности нельзя полагаться на абсолютную свободу торговли. Необходимо защищать стратегические отрасли, то есть отрасли, производящие товары для национальной обороны. Полагаться на закупку военной техники и вооружений на мировом рынке недальновидно.
2. Нестабильность мировой торговли. Считается, что если страна может производить достаточно широкий спектр товаров и услуг, ей следует ориентироваться на самообеспечение. Здесь нет однозначного ответа. Однако, при ориентации на самообеспечение безусловно снижается эффективность национальной экономики.
3. Считается, что импорт снижаетуровень занятости, но это - близорукий подход. Импорт позволяет основывать и экспортные производства, специализироваться и создавать при этом дополнительные рабочие места в национальной экономике.
4. Часто протекционистские барьеры рассматривают как меру по защите молодых, неконкурентоспособных отраслей. Если для развитых стран это - слабый аргумент, то для России он имеет важное значение, в силу почти абсолютной замкнутости советской экономики, ее низкой конкурентоспособности.
Против мер протекционизма выдвигается еще один аргумент: население страны платит сравнительно большую цену при введении тарифов, квот и других ограничений торговли, поскольку снижается уровень предложения товаров на внутреннем рынке страны. Следовательно, благосостояние потребителей и уровень жизни снижается.
В 90-х годах объем международной торговли растет возрастающими темпами и составил за 1996 г. 5020 млрд. долл. Самым крупным экспортером и импортером являются США, внешнеторговый оборот которых составил 28 % общего объема мировой торговли. Вслед за ними идут Германия (18,8 %) и Япония (15,8 %). Россия, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), занимает 20-е место по экспорту и 25-е по импорту.
В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла менее 1 % (в середине 80-х - около 4 %). Резкое снижение объемов внешней торговли России прекратилось. Последние 4 года объемы внешнеторгового оборота растут. В 1995 году он составил (без учета неорганизованной торговли) 123,7 млрд. долл. (экспорт - 77,3 млрд. долл., в дальнее зарубежье - 64,3 млрд. долл.). Имеет место положительное сальдо торгового баланса (почти 31 млрд. долл.).
В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая направленность (около 90 %), причем преобладают энергоносители. Доля машин и оборудования в российском экспорте сокращается.
Расширение свободы торговли - заметная тенденция ХХ века. Она реализуется различными путями.
Одной из форм либерализации торговли является заключение двусторонних торговых соглашений между странами, предполагающих более благоприятные режимы их взаимного торгового партнерства.
В целях развития и регулирования международной торговли в 1947 году 23 страны мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ).
ГАТТ предусмотрены следующие принципы торговли:
1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц;
2) снижение пошлин;
3) устранение импортных квот.
Создавая режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле странам-участницам, по отношению к третьим странам ГАТТ предусматривала значительные ограничения.
К началу 1996 года в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 года ГАТТ заменила ВТО (Всемирная торговая организация). ВТО, помимо ГАТТ, включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Таким образом, новая организация регулирует также обмен услугами и интеллектуальной собственностью.
К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов должна снизиться примерно до 3 %. У России в середине 90-х годов она составляла около 15 %.
Россия имеет статус наблюдателя ГАТТ/ВТО. Не являясь членом ВТО, ежегодно из-за ограничений по допуску товаров на мировые рынки, страна теряет 1,5 млрд. долл.
Более сложной и развитой формой либерализации торговли является
Экономическая интеграция - объединение рынков двух и более стран в единое экономическое пространство, предполагающее отсутствие таможенных барьеров, применение единых норм и стандартов торговли.
Примером интеграционного союза является Европейский Союз (ЕС), история которого начинается с 1957 года, когда было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В соответствии с Маастрихтским договором, заключенным в 1992 году, 15 стран, входящие в ЕС, нацелены на создание полностью единого внутреннего рынка. Это предполагает свободное перемещение факторов производства и товаров, создание единого Европейского банка с правом эмиссии единой европейской валюты ЕВРО. Но на пути формирования Общего рынка стоит много противоречий и трудностей.
В 1994 году между Россией и ЕС подписан договор о партнерстве и сотрудничестве. С 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС. Важнейшим положением документа является запрещение ЕС применять по отношению к импорту товаров из России количественные ограничения.
В других регионах мира также существуют интеграционные группировки: АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис), НАФТА (США, Канада, Мексика) и другие.