Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, чтообеспечение территориального развития требует активного государственного регулирования. Причем, чем больше масштабы государства, тем более разнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным, политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальный прогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличии глубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих и безнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства - это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций, приводящих к территориальной дезинтеграции страны.
Территориальные различия естественны, более того, они являются необходимым условием экономического и социального развития. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.
Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальным различиям, которые приходится признавать аномальными, нежелательными. Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождают сепаратистские устремления.
Аномально высокая территориальная дифференциация- характернаячерта современнойроссийской действительности. Так, в 1995-1996 годах существовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:
· продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у женщин;
· доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,
· среднемесячные доходы населения различались в 14,
· средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,
· стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,
· отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,
· разница между покупательной способностью населения (отношения среднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году была шестикратной и продолжает расти,
· более чем в 10 раз различаются показатели официально зарегистрированной безработицы;
· в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами, развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,
· то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблению населением социальных услуг.
В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всех государственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарные образования, нередко с антагонистическими интересами. По большинству параметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальный финансовый и социальный центр.
Традиционно главной движущейсилой «самовыравнивания»территориального развития быласоциальная мобильность населения. Люди сами снижали социальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятные места. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопреки расхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бы самостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время «голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор «саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеет финансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из 3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат. Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочую силу.
Столь же маловероятно и направление частных инвестиций в депрессивные регионы: спад экономики в них формирует плохие ожидания прибылей. Отсюда яснанеобходимость государственного регулирования регионального развития. Более типично сейчас обозначение государственного регулирования территориального развития как проведениерегиональной политики государства.
Региональная политика государства в широком смысле слова - это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных властей по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для обеспечения устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития регионов.
С учетом того, что наше государство многоуровневое, регулирующие воздействия могут быть также многоуровневыми и осуществляться:
· федеральным центром;
· органами субъектов Федерации;
· местными органами.
В силу того что Конституция РФ закрепила самостоятельность местного самоуправления, государственное регулирование и государственную региональную политику следует рассматривать в федеральном и субфедеральном уровнях. Остановимся первоначально на федеральном уровне региональной политики, или, иначе говоря региональной политике Центра.
Федеральная региональная политика представляет собой систему намерений и действий, позволяющих реализовать общенациональные интересы в отношении регионов.
Проведение федеральной региональной политики необходимо осуществлять с учетом того, чторегионы - не только объекты, но и реальные субъекты реформ, имеющие специфическиерегиональные интересы, далеко не всегда тождественные общегосударственным. В отличие от последних, региональные интересы, которые в нормальных условиях, прежде всего, ориентированы на стабильноевоспроизводство и приумножение социального (в том числе национально-этнического), природноресурсного и экологического, демографического, хозяйственногопотенциала региона.
Поскольку поддержка конкретного субъекта Федерации, с одной стороны, полезна для всей Федерации, а, с другой, она идет, по крайней мере частично, за счет прочих субъектов Федерации,федеральная региональная политика должна быть результатом решений всей Федерации, всех ее субъектов, а не одного лишь Центра.
В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимает довольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта.
Раздел «Региональный аспект реформы» содержался уже в «Программе углубления экономических реформ» (1992-1995 гг.). В ней указывалось, что региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. В экономической сфере ставилась цель рационального использования многообразия экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
Крометрадиционных стратегических задач, таких как:
· реконструкция экономики старопромышленных районов,
· преодоление депрессивного характера АПК Нечерноземья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока;
· создание условий для возрождения малочисленных народов;
· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем и т.п. были сформулированыновые задачи региональной политики:
· переспециализация новых приграничных районов, создание здесь новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры;
· стимулирование развития экспортных зон, формирование свободных экономических зон, технополисов и региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки;
· осуществление региональных программ создания новых экономических форм, адаптированных к местным условиям (приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура и т.д.).
В Программе предусматривалсяперенос центра тяжести с административных регуляторов на экономические. В качестве форм прямого участия предусматривались:
1) региональные программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств;
2) осуществление особо важных структурообразующих инвестиционных проектов;
3) размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.
Однако преобладающей формой государственного экономического регулирования территориального развития должно было стать финансовое, денежно-кредитное, налоговое регулирование. В примерныйперечень экономических регуляторов были включены:
· создание специальногофонда регионального развития (его источником предполагалась дифференциальная рента, частично изымаемая у предприятий и регионов, использующих благоприятные природные и географические факторы, эффект прежних государственных инвестиций);
· стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов и т.п.;
· введение ускоренной амортизации для предприятий, расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.
Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях, Программа предусматривала разработкуКомплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года.
Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьма реальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтомузадачей-минимумом ставились:
· сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы, единства ключевых инфраструктурных сетей.
· недопущение введения регионами явочным порядком одноканальной системы налогообложения,
· недопущение полной децентрализации экономического механизма природопользования,
· содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров и услуг, капиталов и труда,
· недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иных подобных шагов.
Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке и осуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедных зон и т.п.