РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ЭКОНОМИКА

 
 
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

г. Нижний Новгород

 
  РАЗДЕЛ 1. Введение в экономическую теорию - student2.ru

Учебно – методический комплекс по учебной дисциплине «Экономика» для специальности 030501.65 Юриспруденция высшего профессионального образования - Н. Новгород: Приволжский филиал Российской академии правосудия. – 50с.


Соответствует Государственным требованиям, минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501.65 Юриспруденция высшего профессионального образования  
  Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 5 от 15 декабря 2010г.).
Автор: Вакуленко Р.Я.   Щеглов А.Ф. Доктор экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин.
Рецензент: Карпычев В.Ю.     Доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Приволжского филиала Российской академии правосудия  

Учебно-методический комплекс утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО РАП протокол № 5 от 27 декабря 2010 года.

© Приволжский филиал ГОУ ВПО РАП, 2010

© Вакуленко Р.Я., Щеглов А.Ф. 2010

Содержание

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины................... 4

Введение................................................................................................................ 4

Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................... 6

Программа ……………………………………………………………………………. 9

Тематический план лекций и семинарских занятий..……………………………….16

Тематический план семинарских занятий............................................................ 17

План семинарских занятий................................................................................... 17

Методические рекомендации по изучению дисциплины..................................... 20

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов.................................................................................................. 21

Задания для выполнения контрольных работ..................................................... 21

Примеры тестовых заданий для самопроверки................................................... 24

Вопросы для подготовки к экзамену................................................................... 43

Литература............................................................................................................ 47

Требования к обязательному минимуму

содержания дисциплины

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

(см. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность -021100 - юриспруденция. Квалификация – юрист. Москва, 2000 т., -С.С. 7 - 8)

ВВЕДЕНИЕ

Экономика как учебная дисциплина федерального компонента блока общегуманитарных дисциплин входит в перечень теоретических курсов социально-экономического направления.

Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых как при изучении дисциплин гуманитарных («Отечественная история», «Философия», «Логика»), так и дисциплин естественно-научных («Математика», «Прикладная информатика»). В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого рода гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин юридического профиля.

Главной целью изучения дисциплины "Экономика" является формирование у студентов современного экономического мышления - необходимой предпосылки понимания ими сущности явлений и процессов социально-экономической сферы жизни общества, основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности;

- об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем;

- о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях;

знать:

- содержание основополагающих категорий экономики как науки, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро- и макроуровне;

- механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров;

- технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности;

- структуру, цели и результаты функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа;

- сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в переходный к рынку период;

владеть

- методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;

- лексикой экономического характера;

иметь опыт

- самостоятельного поиска необходимой и актуальной экономической информации;

- использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования;

- публичных выступлений, ведения дискуссий по социально-экономической тематике.

Главной особенностью реализации требований ГОС ВПО по дисциплине «Экономика» в ходе учебного процесса по заочной форме обучения заключается в том, что основной массив программного материала студентами осваивается в ходе самостоятельной работы, на которую отводится 85% всего объема часов, предоставляемых учебным планом на изучение дисциплины. Объем же аудиторных занятий составляет лишь 12% от общей трудоемкости дисциплины.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество часов по заочной форме обучения
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля - экзамен

Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам учебных занятий
лекций семинаров
Раздел I. Введение в экономическую теорию
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека.   -  
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. -   -  
Тема 3. Материальные потребности и экономические ресурсы общества -   -  
Тема 4. Экономическая система: структура и классификация
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе. - -
Тема 6. Рыночная система хозяйства. - -
Всего по I разделу
Раздел II. Микроэкономика
Тема 7. Рынок: функции и классификация.    
Тема 8. Теория спроса и предложения. - -
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. - -
Тема 10. Теория потребительского поведения   - -
Тема 11. Предприятие (фирма) как субъект микроэкономики и его организационно – правовые формы.    
Тема 12. Производство и производственная функция.   -   -
Тема 13. Затраты и результаты производственно – экономической деятельности предприятия   - -
Тема 14. Конкуренция и рыночные структуры. - -
Тема 15. Рынок труда и заработная плата -   -  
Тема 16. Рынок капитала. -   -  
Тема 17. Рынок природных ресурсов. - -
Всего по II разделу
Всего по I и II разделам
Раздел III. Макроэкономика
Тема 18. Национальная экономика: система целей и результатов функционирования    
Тема 19. Основные макроэкономические показатели. -   -  
Тема 20. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие. -   -  
Тема 21 Экономическое развитие и экономический рост. -   -  
Тема 22. Деньги и их функции. Инфляция. -   -  
Тема 23. Предложение денег и банковская система. - -
Тема 24. Финансы. Финансовая система страны. - -  
Тема 25. Налоги и налоговая система страны. -   -  
Тема 26. Доходы населения и социально – экономическая политика. - -
Тема 27. Государственное регулирование экономики. -
Тема 28. Мировое хозяйство и тенденции его развития. -   -  
Тема 29. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства. -   -  
Тема 30. Международные валютные отношения и формы их реализации. -   -  
Всего по III разделу
Раздел IV . Переходная экономика и её особенности в России
Тема 31. Основы теории переходной экономики. -   -  
Тема 32. Экономическая политика реформ в России. - -
Всего по разделу IV - -
Всего по разделам III и IV
Всего по курсу

ПРОГРАММА

Раздел II. Микроэкономика

Раздел Ш. Макроэкономика

СЕМИНАР №1

Литература

Основная:

Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.

Щеглов А.Ф. Экономика: основные категории и понятия теоретического курса-Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002

Дополнительная:

История экономических учений (современный этап): Учебник / ред. Худокормов А.Г. – М.: Инфра-М, 2002.

Янова В.В. Экономика: курс лекций – М.: Экзамен, 2006.

Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: курс лекций: Учеб. Пособие – М.: Юрайт, 2000.

Экономика: Альбом схем: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Щеглов А.Ф. и др. – М.: ВВИА им. проф. Н.Е.Жуковского, 2003.

Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки – М.: Наука, 2004.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юткевич М. Как наука о рынках становится наукой об обществе // «ВЭ», 2005, №12

СЕМИНАР №2

Тема: «Предприятие (фирма) в рыночной экономике: единство организационно-правовой формы и производственно-технологического процесса»

(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Организационно-правовая форма предприятия: понятия и структура.

2. Сравнительный анализ основных организационно-правовых форм предприятий в рыночной экономике Российской Федерации

3. Издержки прозводственно-экономической деятельности предприятия.

4. Контрольное тестирование.

Литература:

Основная:

Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное пособие / Ред. Мамедов О.Ю.– 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Курс экономической теории: Учебн. / Ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – 4е изд., доп. и перераб. – Киров, АСА, 2002.

Щеглов А.Ф. Экономика: схемы, комментарии, тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006

Щеглов А.Ф. Экономика: основные категории и понятия теоретического курса – Самара, СЮИ МЮ РФ, 2002.

Дополнительная:

Янова В.В. экономика: курс лекций – М.: экзамен, 2006

Борисов Е.Ф. экономическая теория: курс лекций: Учеб. пособие – М.: Юрайт, 2000:

Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 гг. / отв. ред. Степашин С.В. – М.: Олита, 2005.

Летенко А.В. Российские хозяйственные реформы: история и уроки - М.: Наука, 2004.

Балдин С.В. Информационные системы в экономике: Учеб. – М.: Дашков и Ко, 2005.

Фатхудинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса – М.: Маркетинг, 2002.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов – М.: Норма, 2002.

Чуев И.Н. Экономика предприятия: Учебник – М.: Дашков и Ко, 2007.

Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие – М.: Инфра-М, 2001.

Статьи в журнале «Вопросы экономики»:

Демидова Е. Врждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // «ВЭ», 2007, №4.

Долгопятова Т. Концентрация акционерной собственности и развитие российских компаний // «ВЭ», 2007, №1

Ивасаки И. Правовая форма акционерных обществ и корпоративное поведение в России // «ВЭ», 2007, №1

Юданов А. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики // «ВЭ», 2007, №2

Попадюк Н. Частная ли частная собственность в России? // «ВЭ», 2006, №1

Тамбовцев В. Улучшение защиты прав собственности – неиспользуемый резерв экономического роста России // «ВЭ», 2006, №1

Капелюшников Р., Делина Н. Влияние характеристики собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий // «ВЭ», 2005, №2.

Российская промышленность на распутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (доклад ГУ ВШЭ) // «ВЭ», 2007, №3.

Миронов В. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности // «ВЭ», 2006, №3.

Мацнев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика // «ВЭ», 2006, №5.

Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // «ВЭ», 2006, №1.

Клейпир Г., Качалов Р., Сумпо Е. Экономические состояния и институциональное ощущение российских промышленных предприятий // «ВЭ», 2005, №9.

СЕМИНАР №3

Задания для выполнения контрольных работ

Письменная контрольная работа – одна из форм проверки эффективности процесса освоения студентами заочной формы обучения объёма знаний, который определён для дисциплины государственным стандартом и программой курса. Её выполнение стимулирует самостоятельную работу студента, обогащает интеллектуальную сферу новыми знаниями по дисциплине. Кроме того, своевременное представление работы при положительной оценке преподавателям является обязательным условием допуска к сдаче итоговой отчётности по курсу в ходе зачётной сессии.

Текст контрольной работы – итог творческой деятельности студента по изучению основной и дополнительной литературы по курсу в целом и по теме, в частности. Главной целью работы определяется раскрытие избранной темы в пределах установленного объёма (10-12 страниц текста шрифтом №14 и полуторным интервалом).

Обязательным компонентом работы должен быть: четкий план (введение, 2-3 основных вопроса, заключение, список литературы, а при необходимости и приложения). Во введении даётся оценка актуальности избранной темы, уточняется её место в системе знаний по дисциплине, формулируются цели работы. В основной части приводятся положения, раскрывающие тему. В заключении содержатся выводы по работе. Приводимые в тексте цитаты, фактический материал, статистические данные должны ссылаться на источники, с указанием наименования источника, её автора, места и года издания, страниц. Ссылки на источники, равно как и составление списка литературы, оформляются в строгом соответствии с требованием библиографического стандарта.

Оценка работы осуществляется по системе «зачтено/не зачтено». В первую очередь, оценивается степень раскрытия темы автором, его умение использовать соответствующие источники творчески, без механического переписывания. Учитывается также и стиль изложения. Текст пишется от третьего лица, без излишнего многословия, повторов и привлечения материалов, не относящихся к теме.

Выполненная контрольная работа направляется на проверку в академию в сроки, установленные деканатом юридического факультета. Контрольная работа, не получившая положительной оценки, возвращается для переработки студенту. При повторном их представлении необходимо предъявлять и первоначальный текст с замечаниями преподавателя.

Более подробно методические рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы содержатся в методическом пособии: Гаврикова Т.С., Шарандина Н.Л. Контрольные работы студента: структура и оформление: методические рекомендации для студентов заочной формы обучения. – М.: РАП, 2004.

Для выполнения контрольных работ предлагается следующая тематика:

1.Экономическая теория и её роль в развитии общества.

2.Общие основы экономического устройства общества.

3.Общественное разделение труда: сущность, формы и современные тенденции развития.

4.Факторы производства и их характеристика.

5. Сравнительный анализ основных типов экономических систем.

6. Рыночная система хозяйства: сущность и основные черты.

7. Рынок или система товарно-денежных отношений.

8. Сущность и функции денег.

9. Спрос как экономическая категория.

10. Предложение как экономическая категория.

11. Микроэкономический анализ как составная часть экономической теории и его особенности.

12. Полезность и стоимость в микроэкономическом анализе.

13. Теория поведения потребителя как основа теории спроса.

14. Теория частичного рыночного равновесия Маршалла и её значение.

15. Количественная и порядковая концепция полезности.

16. Явление эластичности и его значение для формирования ценовой политики фирмы.

17. Общественные и частные блага в микроэкономическом анализе.

18. Конкуренция: сущность и формы.

19. Рынок несовершенной конкуренции: общий признак и особенности.

20. Монопольный рынок: основные черты и пути преодоления монополизма в экономике.

21. Естественные монополии и регулирование их деятельности государством.

22. Организация, виды и цели предпринимательской фирмы.

23. Экономическая теория прав собственности Коуза, её содержание и значение.

24.Производство благ как процесс потребления ресурсов.

25. Издержки предприятия (фирмы) в краткосрочном периоде.

26. Спрос на ресурсы и его факторы.

27.Рынок труда: сущность, структура и механизм функционирования.

28. Рынок капитала и его равновесие.

29. Предприятие (фирма) в условиях олигополии.

30.Рынок факторов производства в России: состояние и перспективы развития.

31.Проблемы оптимального соотношения и использования ресурсов в производстве.

32. Прибыль как экономическая категория и способы её максимизации предприятием.

33. Хозяйственный механизм и его специфика в различных экономических системах.

34. Экономические интересы и их влияние на хозяйственную деятельность.

35. Теория отрицательных экстерналий: выводы для России.

36. Провалы рынка и государство.

37.Общественное воспроизводство на национальном уровне.

38. Общее экономическое равновесие.

39. Типы общественного воспроизводства и экономический рост.

40. Инвестиции и их роль в развитии экономики.

41. Экономический цикл: содержание и фазы.

42. Безработица: причины, сущность и формы.

43. Инфляция и её социально-экономические последствия.

44. Регулирование совокупного спроса и совокупного предложения в условиях перехода к рынку.

45. Финансово-бюджетный механизм государственного регулирования экономики.

46. Денежно-кредитный механизм государственного экономики.

47. Антиинфляционная политика государства.

48. Социальная политика государства и её роль в развитии экономики.

49. Мировое хозяйство и её роль в развитии экономики.

50. Особенности перехода России к системе рыночных отношений: проблемы и противоречия.

Контрольные и тестовые задания

Для самопроверки

К семинару №1

Тест №1: Экономика как наука и сфера деятельности человека

1. Экономика, в которой основным способом получения благ является их поиск в природе, называется:

□ а) добывающей;

□ б) перерабатывающей;

□ в) производящей.

2.Экономическая теория изучает:

□а) систему хозяйственного учета на предприятиях;

□б) причины нарушений графиков движения поездов на железнодорожном транспорте;

□ в) поведение потребителя.

3. Предмет экономики как науки в максимальной степени отражает определение:

□а) экономика — наука о национальном богатстве;

□б) экономика — пособие о том, как «делать деньги»;

□в) экономика — наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.

4.Точную количественную оценку можно дать:

□а) свободе предпринимательства;

□б) глубине экономического мышления;

□в) объему созданной на предприятиях страны продукции.

5. Микроэкономика изучает:

□а) рост цен на потребительские товары в минувшем году;

□б) государственный бюджет;

□в) деятельность предприятия по модернизации своего производства.

6. Микроэкономика изучает:

□а) экономику как целостную систему;

□б) формирование издержек на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;

□в) проблемы обеспечения полной занятости в стране.

7. Макроэкономика изучает:

□а) спрос и предложение на рынке сельскохозяйственной продукции;

□б) рост заработной платы в нефтеперерабатывающей отрасли;

□в) экономический рост в стране.

8. Макроэкономика изучает:

□а) уровень цен в экономике;

□б) ситуацию, связанную с банкротством крупного предприятия;

□в) цены на мясо в Подмосковье.

9. «Для преодоления экономического отставания страны надо срочно провести радикальные изменения в структуре производства». Вид экономической науки, который может сформулировать эту рекомендацию; называют:

□а) позитивным;

□б) нормативным;

□в) перспективным.

10. К способности человека мыслить экономически можно отнести:

□а) умение давать количественную оценку всем этапам своей деятельности;

□б) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;

□в) способность не менять без очевидной необходимости принятые решения.

11. К признакам экономического закона не относится:

□а) независимость закона от воли людей;

□б)ограниченное время существования закона;

□в) значительная продолжительность существования закона.

12.К общенаучным методам, которые использует экономическая теория, не относится:

□а) метод дедукции;

□б) экономико-математическое моделирование;

□в) формальная логика.

13. Процесс формирования внимания только на наиболее важных факторах для объяснения сущности экономического явления называется:

□а) рациональный выбор;

□б)эксперимент;

□в) абстракция.

14. Экономическая модель — это:

□а) комплекс экономических принципов;

□б) установление целей экономического развития;

□в) формализованное описание экономического процесса или явления.

15. Какое из нижеперечисленных положений отражает использование аналитического метода в экономической науке:

□а) расчленение исследуемого явления на составные части;

□б) соединение родственных между собой элементов, воссоздание целого из частей;

□в) переход от абстрактного к конкретному.

Тест№2:Материальные потребности и экономические ресурсы общества

1.К материальным потребностям относится:

□а) необходимость отремонтировать автомобиль;

□б) желание принять участие в праздничной вечеринке;

□в) желание посетить лекцию по архитектуре города.

2.Ресурсами не являются:

□а) полезные ископаемые;

□6) продукты питания;

□в) квалифицированная рабочая сила.

3. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой, — это:

□а) проблема справедливого распределения благ между индивидами;

□б) проблема выживания человека;

□в) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

4.Когда экономисты говорят о необходимости экономить, то они имеют в виду:

□а) извлечение максимальной пользы из имеющихся в наличии ресурсов;

□б) необходимость тратить как можно меньше денег;

□в) создание сбережения.

5. Экономические ресурсы — это ресурсы, которые:

□а) неисчерпаемы;

□б) возобновляемы;

□в) ограничены относительно потребности в них производства.

6. Ограниченность ресурсов — проблема, которая существует:

□а) только в бедных странах;

□б) есть у всех людей и обществ;

□в) никогда не возникает у богатых людей.

7. В стране производят только удочки и леску. Все трудоспособное население имеет работу, фабрики работают на полную мощность. Правительство намерено производить больше удочек. Вы ему посоветуете:

□а) отказаться от своего намерения;

□б) увеличить производство лески;

□в) уменьшить производство удочек.

8.Альтернативная стоимость — это стоимость товара или услуги, измеряемая:

□а) государственным комитетом по статистике;

□б) индексом потребительских цен;

□в) тем, чем надо пожертвовать для приобретения данного товара или услуги.

9.Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

□а) заработную плату, которую можно было бы получить, работая вместо

учебы;

□б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;

□в) расходы на питание.

10. Студент учится в университете и получает стипендию 500 руб. Если бы не учеба, он мог бы работать курьером с зарплатой 1500 руб. Альтернативные затраты на его обучение равны:

□а) 500 руб.;

□б) 1500руб.;

□в) 2000руб..

11. Если государство обяжет всех продавать товары по низким ценам, то оно может свести альтернативные издержки к небольшим величинам:

□а) всегда;

□б) никогда;

□в) в ряде случаев.

12. Кривая производственных возможностей не иллюстрирует:

□а) сущность категории «альтернативная стоимость»;

□б) изменение в цене различных продуктов в зависимости от времени;

□в) наиболее оптимальные варианты одновременного производства благ в условиях ограниченности ресурсов.

13. При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться:

□а) трудовые ресурсы и капитал;

□б) капитал и природные ресурсы;

□в) трудовые ресурсы. Природные ресурсы и капитал.

14. Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:

□а) растет количество используемого капитала;

□б) сокращается заработная плата;

□в) уменьшается количество работников.

15. При производстве одного килограмма алюминия было недополучено 10 керамических ваз, Какому варианту производственных возможностей это соответствует:

  а) б) в)
Алюминий
Керамические вазы

□а)

□б)

□в)

Тест№3: Экономическая система: структура и виды

1. К делению экономических систем по формационному подходу относится:

□а) общество доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное;

□б) общество первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

□в) традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная экономика.

2. Три типа экономических систем — это:

□a) развивающаяся, развитая и загнивающая;

□б) демократическая, анархическая и тоталитарная;

□в) традиционная, плановая и рыночная.

3. Проблемы: что, как и для кого производить — имеют отношение:

□а)только к командно-административной системе;

□б) только к рыночной экономике;

□в) к любой экономической системе.

4. Ни с одним из главных вопросов экономики прямо не связана формулировка:

□а) какие товары и услуги должны быть произведены;

□б) какие ресурсы использовать при производстве;

□в) когда потреблять.

5. Для характеристики типов экономических систем не используется определение:

□а) капиталистические;

□б) традиционные;

□в) централизованные.

6. Деление хозяйственных систем на традиционную, командно-административную и рыночную происходит по критерию;

□а) эффективности экономики;

□б) социально-экономических отношений;

□в) способу координации деятельности субъектов экономики.

7. К традиционной системе не относится характеристика:

□а) централизованное планирование;

□б) мелкая частная собственность;

□в) патриархальность.

8. Как для традиционной, так и для командно-административной системы характерной чертой является:

□а) планирование национальной экономики;

□б) свобода частного предпринимательства;

□в) отсутствиечастной собственности на землю.

9. В условиях командной системы сигнал о росте дефицита — это:

□а) цены «черного рынка» увеличиваются;

□б) правительство объявляет о повышении цен;

□в) цены на продукты начинают снижаться,

10. Для командно-административной системы характернойчертой является:

□а) конкуренция производителей;

□б) дефицит потребительских товаров;

□в) свобода ценообразования.

11. В командно-административной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

□а) зарубежные инвесторы;

□б) потребители;

□в) государство.

12. Неизбежность дефицита ресурсов в командно-административной экономике обусловлена:

□а) отсутствием безработицы;

□б) конкуренцией товаропроизводителей;

□в) ценами, не учитывающими соотношение спроса и предложения.

13. Натуральное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:

□а) для обмена путем купли-продажи;

□б) для удовлетворения общественных потребностей;

□в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства.

14. Всеобщие производительные силы играют основную роль в экономике:

□а) первобытных обществ;

□б) индустриальных обществ;

□в) постиндустриальных обществ.

15. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе:

□а) промышленной революции;

□б) неолитической революции;

□в) «революции менеджеров».

Тест№4: Рыночная система хозяйства

1. Схема кругооборота ресурсов и денежных платежей иллюстрирует:

□а) процесс формирования рыночных цен;

□б) взаимосвязи основных экономических субъектов;

□в) взаимодействие факторов экономического роста.

2. В модели кругооборота рассматривается движение:

□а) ресурсов;

□б) денег;

□в) и того, и другого.

3. Рыночной организацией экономики управляют:

□а) потребители и их спрос на продукцию;

□б) отдельные, наиболее удачливые бизнесмены;

□в) стихийные импульсы экономических процессов.

4. Товарное хозяйство- форма хозяйства, где продукты производятся:

□а) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства;

□б) для удовлетворения общественных потребностей;

□в) для обмена путем купли-продажи.

5. В товарном хозяйстве определяющим мотивом поведения производителей является:

□а) прибыль;

□б) спрос покупателя;

□в) общественное благо.

6. По мнению

Наши рекомендации