Тема 13. Постиндустриальная цивилизация (2 ч.)
1. Формирование постиндустриального технологического способа производства.
2. Особенности экономического развития.
3. Изменения в социально-политической сфере.
4. Изменения в духовной сфере постиндустриального общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М., 1994.
2. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭМО. 1997. № 9,10.
3. Ковалев В. Интеграция - перспектива экономики // Экономист.
1997. № 10.
4. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. № 1.
5. НТР в рыночной экономике 90-х годов. М., 1992.
6. Попов А.А. Государство “всеобщего благоденствия”. Мифы и реальность современной Америки. М., 1985.
7. Хорос В. Постиндустриальный мир - надежды и опасения. МЭМО.
1998. № 12.
8. Яковец Ю. Становление постиндустриальной цивилизации // Вопросы экономики. 1992. № 10.
Тема 14. Место России в мировом историческом процессе (2 ч.)
1. Особенности русской истории.
2. Зарождение цивилизации и создание государства у восточных славян.
3. Особенности становления и развития русского централизованного государства в XIV – XVII вв.
4. Особенности развития и роль Российской империи в мировом историческом процессе.
5. Россия в ХХ веке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2006.
2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. М., 1986.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х ч. М., 1991.
4. История России: Учебник / А.С.Орлов, В.А Георгиев. М., 2004.
5. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4-5.
6. Новейшая история Отечества ХХ век. В 2-х т. М., 1998.
7. Политическая история. Россия-СССР-Российская Федерация. В 2-х т. М., 1996.
8. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.
9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.
10. Хуторской В.Я. История России. Советская эпоха (1917-1993). М., 1995.
11. Эйдельман Н.Я. Революция “сверху” в России. М., 1989.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«История мировых цивилизаций»
1. Цивилизация как категория исторической науки.
2. Развитие теории локальных цивилизаций в работах Я.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера.
3. Варианты периодизации всемирной истории.
4. Первобытная эпоха человечества.
5. Особенности формирования классовых обществ и первых государств на Востоке.
6. Социально-экономические отношения в древних государствах Востока.
7. Политический строй древних государств Востока.
8. Особенности античной цивилизации.
9. Крито-микенский период.
10.Зарождение и развитие античной древнегреческой цивилизации.
11.Возвышение Македонии и эпоха эллинизма.
12.Возникновение Рима. Царский период римской истории.
13.Социально-экономическое и политическое развитие Рима в республиканский период.
14.Особенности развития Римской империи.
15.Общая характеристика западноевропейской средневековой цивилизации (V-XVII вв.).
16.Пути становления феодализма и образование варварских королевств. Королевство франков.
17.Великие географические открытия и их влияние на экономическую и политическую жизнь европейских стран.
18.Разрушение средневековой системы ценностей. Возрождение.
19.Реформация: основные направления, итоги.
20.Рождение Византийской империи и особенности ее развития.
21.Индия в средние века.
22.Китай в средние века.
23.Япония в средние века.
24.Арабский халифат в средние века.
25.Зарождение капиталистических отношений в Европе. Первая буржуазная революция.
26.Английская буржуазная революция.
27.XVIII в. в мировой истории.
28.Великая Французская революция.
29.Формирование индустриальной цивилизации в Европе. Основные черты индустриальной цивилизации.
30.Особенности промышленного переворота в различных странах Европы, его технические, экономические и социальные последствия.
31.Либерализм – самая влиятельная система идей первой половины Х1Х века.
32.Социализм и его эволюция от утопических идей до марксизма.
33.Государственно-правовая система капиталистических стран: конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика.
34.Борьба за независимость английских колоний в Америке. Образование США.
35.Борьба Севера и Юга. Отмена рабства.
36.Особенности развития капитализма в США в Х1Х начале ХХ века.
37.Мировые войны: их причины и последствия.
38.Тоталитаризм как феномен ХХ века.
39.Зарождение фашизма в Европе. Особенности итальянского и германского фашизма.
40.«Новый курс» Ф.Рузвельта и его последствия.
41.Формирование постиндустриального технологического способа производства.
42.Изменения в социальной и духовной сфере постиндустриального общества.
43.Предотвращение мировой термоядерной войны – глобальная проблема современности.
44.Современное состояние экологии и прогнозы на грядущий век.
45.Демографическое состояние планеты и прогнозы на будущее.
46.Состояние ресурсного обеспечения жителей земли.
47.Самобытность и особенность русской истории.
48. Особенности становления древнерусского государства.
49.Особенности становления и развития русского централизованного государства (Х1У-ХУП вв.)
50.Особенности развития и роль Российской империи в мировом историческом процессе.
51.Место и роль России в ХХ веке.
52.Будущее нашей цивилизации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:
- лекции;
- практические занятия, семинары
самостоятельная работа студентов.
В зависимости от форм строятся и рекомендации лекции.
В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам к предмету и задачам дисциплины.
В дальнейшем – последовательная, систематическая подача теоретического материала. Акцент – на важнейшие категории, они особо выделяются в виде определений.
Практическая направленность теории – будущие практики.
Практические занятия.
1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных вопросов.
2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Аудиторные и самостоятельные формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение системы знаний. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям. Студент понимать, что самостоятельное владение знаниями является главным определяющим.
Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно. По завершению работы над учебником, должна быть ясность в том, какие темы, вопросы учебного курса изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ