Тема 13. Постиндустриальная цивилизация (2 ч.)

1. Формирование постиндустриального технологического способа производства.

2. Особенности экономического развития.

3. Изменения в социально-политической сфере.

4. Изменения в духовной сфере постиндустриального общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М., 1994.

2. Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МЭМО. 1997. № 9,10.

3. Ковалев В. Интеграция - перспектива экономики // Экономист.

1997. № 10.

4. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. № 1.

5. НТР в рыночной экономике 90-х годов. М., 1992.

6. Попов А.А. Государство “всеобщего благоденствия”. Мифы и реальность современной Америки. М., 1985.

7. Хорос В. Постиндустриальный мир - надежды и опасения. МЭМО.

1998. № 12.

8. Яковец Ю. Становление постиндустриальной цивилизации // Вопросы экономики. 1992. № 10.

Тема 14. Место России в мировом историческом процессе (2 ч.)

1. Особенности русской истории.

2. Зарождение цивилизации и создание государства у восточных славян.

3. Особенности становления и развития русского централизованного государства в XIV – XVII вв.

4. Особенности развития и роль Российской империи в мировом историческом процессе.

5. Россия в ХХ веке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2006.

2. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. М., 1986.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. В 2-х ч. М., 1991.

4. История России: Учебник / А.С.Орлов, В.А Георгиев. М., 2004.

5. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4-5.

6. Новейшая история Отечества ХХ век. В 2-х т. М., 1998.

7. Политическая история. Россия-СССР-Российская Федерация. В 2-х т. М., 1996.

8. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. 2-е изд. М., 1987.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

10. Хуторской В.Я. История России. Советская эпоха (1917-1993). М., 1995.

11. Эйдельман Н.Я. Революция “сверху” в России. М., 1989.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«История мировых цивилизаций»

1. Цивилизация как категория исторической науки.

2. Развитие теории локальных цивилизаций в работах Я.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера.

3. Варианты периодизации всемирной истории.

4. Первобытная эпоха человечества.

5. Особенности формирования классовых обществ и первых государств на Востоке.

6. Социально-экономические отношения в древних государствах Востока.

7. Политический строй древних государств Востока.

8. Особенности античной цивилизации.

9. Крито-микенский период.

10.Зарождение и развитие античной древнегреческой цивилизации.

11.Возвышение Македонии и эпоха эллинизма.

12.Возникновение Рима. Царский период римской истории.

13.Социально-экономическое и политическое развитие Рима в республиканский период.

14.Особенности развития Римской империи.

15.Общая характеристика западноевропейской средневековой цивилизации (V-XVII вв.).

16.Пути становления феодализма и образование варварских королевств. Королевство франков.

17.Великие географические открытия и их влияние на экономическую и политическую жизнь европейских стран.

18.Разрушение средневековой системы ценностей. Возрождение.

19.Реформация: основные направления, итоги.

20.Рождение Византийской империи и особенности ее развития.

21.Индия в средние века.

22.Китай в средние века.

23.Япония в средние века.

24.Арабский халифат в средние века.

25.Зарождение капиталистических отношений в Европе. Первая буржуазная революция.

26.Английская буржуазная революция.

27.XVIII в. в мировой истории.

28.Великая Французская революция.

29.Формирование индустриальной цивилизации в Европе. Основные черты индустриальной цивилизации.

30.Особенности промышленного переворота в различных странах Европы, его технические, экономические и социальные последствия.

31.Либерализм – самая влиятельная система идей первой половины Х1Х века.

32.Социализм и его эволюция от утопических идей до марксизма.

33.Государственно-правовая система капиталистических стран: конституционная монархия, президентская республика, парламентская республика.

34.Борьба за независимость английских колоний в Америке. Образование США.

35.Борьба Севера и Юга. Отмена рабства.

36.Особенности развития капитализма в США в Х1Х начале ХХ века.

37.Мировые войны: их причины и последствия.

38.Тоталитаризм как феномен ХХ века.

39.Зарождение фашизма в Европе. Особенности итальянского и германского фашизма.

40.«Новый курс» Ф.Рузвельта и его последствия.

41.Формирование постиндустриального технологического способа производства.

42.Изменения в социальной и духовной сфере постиндустриального общества.

43.Предотвращение мировой термоядерной войны – глобальная проблема современности.

44.Современное состояние экологии и прогнозы на грядущий век.

45.Демографическое состояние планеты и прогнозы на будущее.

46.Состояние ресурсного обеспечения жителей земли.

47.Самобытность и особенность русской истории.

48. Особенности становления древнерусского государства.

49.Особенности становления и развития русского централизованного государства (Х1У-ХУП вв.)

50.Особенности развития и роль Российской империи в мировом историческом процессе.

51.Место и роль России в ХХ веке.

52.Будущее нашей цивилизации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Формами организации учебного процесса по данной дисциплине являются:

- лекции;

- практические занятия, семинары

самостоятельная работа студентов.

В зависимости от форм строятся и рекомендации лекции.

В начале курса внимание уделяется методологическим вопросам к предмету и задачам дисциплины.

В дальнейшем – последовательная, систематическая подача теоретического материала. Акцент – на важнейшие категории, они особо выделяются в виде определений.

Практическая направленность теории – будущие практики.

Практические занятия.

1. Закрепление теоретического материала через проведение устного опроса и выполнение контрольных вопросов.

2. Связь теории с актуальными проблемами изучаемой дисциплины.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Аудиторные и самостоятельные формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение системы знаний. Используя лекционный материал, доступный учебник или учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям. Студент понимать, что самостоятельное владение знаниями является главным определяющим.

Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно. По завершению работы над учебником, должна быть ясность в том, какие темы, вопросы учебного курса изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации