Теории распределения ресурсов
Теории распределения ресурсов и формирования доходов в учебникахмикроэкономического анализа излагаются в рамках раздела «Рынки факторов производства». Общий план рассмотрения проблем в данном разделе остался неизменным со времени выхода в свет книги А. Маршалла «Принципы экономической теории»: рынок труда, рынок капитала и рынок земли. Спрос на факторы со стороны фирм традиционно связывается с предельным продуктом этих факторов, а предложение — с ожидаемым предельным доходом. Традиционно в учебниках рассматривается эластичность спроса на каждый фактор, которая зависит как от взаимозаменяемости, так и от взаимодополняемости факторов по технологии.
Основные изменения и дополнения в теории распределения связаны с несовершенством конкуренции на рынках факторов, а также с возникающей из-за этого неэффективностью распределения ресурсов в обществе. Обсуждение этих проблем включает случаи несовершенства рынка, «провалы рынка», а значит возникает необходимость обсуждения государственного вмешательства в экономику.
В послевоенных учебниках особое внимание уделяется рынку труда как наиболее трудному с точки зрения теории и практики. Характерно, что постоянно большое место отводится проблемам профсоюзного движения, влиянию профсоюзов на предложение и спрос на услуги определённых профессий. Потеря мобильности, эластичности предложения труда по заработной плате — эта проблема постоянно в центре внимания тех учебников, которые ориентируются на практику.Математизированные курсы микроэкономики отводят этим проблемам значительно меньше места, так как эти проблемы плохо поддаются математическому анализу и моделированию.
В учебных курсах 1970-1980-х гг. эклектически сочетаются различные теории занятости: Дж. Хикса,Дж. Робинсон, Дж. М. Кейнса и др. Авторы учебников стараются не вступать в прямую полемику о роли и влиянии профсоюзов на распределение ресурсов. Они не защищают и не осуждают деятельность профсоюзов, а всесторонне показывают взаимодействие профсоюзов и фирм-нанимателей на рынке труда.
В последнее время все больше места стала занимать проблема дискриминации при найме на работу и установлении заработной платы. На этом ключевом вопросе останавливаются многие авторы учебников, особенно американских. Характерно, что дискриминация связывается не только с деятельностью профсоюзов, но также с предубеждением предпринимателей и сложившимися традициями в обществе.
В учебных курсах дискриминация осуждается, так как именно она в значительной степени порождает неэффективное использование труда. «Дискриминация распыляет ресурсы рабочей силы путём принуждения работников, страдающих от последствий дискриминации, применять услуги своего труда там, где они менее производительны при нормальных условиях...». В учебниках объясняется и социальная цена дискриминации: с одной стороны — это разница между доходом от предельного продукта в нормальных условиях и в условиях дискриминации, а, с другой — общественной точки зрения — это потери в валовом национальном продукте1. Приравнивая дискриминацию к безработице по характеру отрицательного общественного эффекта, Д. Хайман обосновывает необходимость государственного вмешательства для пресечения дискриминации по полу, национальным и расовым признакам. Интересно то, что в учебных курсах не пропагандируется теория Г. Беккера о «самонаказании» предпринимателей, допускающих дискриминацию и тем самым повышающих свои издержки. В специальном курсе Д. Хаймана и в общем вводном курсе С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи «Экономика» одинаково обосновывается необходимость государственного вмешательства для решения проблемы дискриминации на рынке труда. По их мнению, она, видимо, может быть решена только социальными и юридическими методами.
В английских учебных курсах проблема дискриминации практически не рассматривается, хотя и в этих курсах большое внимание уделяется несовершенству рынка труда и влиянию профсоюзов2.
В разработке проблем движения рынка труда находит отражение такая популярная теория, как исследование «человеческого капитала» Г. Беккера. Эта теория по-новому освещает подход к процессу образования и подсчёту затрат на образование. Она находит широкое отражение в вводных курсах экономической теории («Экономика» С. Фишера и др., «Экономический образ мышления» П. Хейне), а также в учебниках, ориентированных на практический подход (Д. Хайман, Э. Долан и Д. Линдсей).
Теория капитала, прибыли и процента в учебном процессе излагается с ориентацией на синтез всех наиболее влиятельных подходов к этим проблемам. В основном используются теории Ф. Найта и И. Фишера. Во всех учебниках снят или отодвинут на второй план вопрос об источниках прибыли и процента, не обсуждаются причины их существования. Вопрос о связи предельной производительности капитала с процентом не ставится. Благополучно сняты в учебных курсах микроэкономики все сложности полемики вокруг процента, в которой участвовали Е. Бём-Баверк, И. Шумпетер, а позднее и П. Самуэльсон. Все внимание сосредоточено на обсуждении проблем воздействия ставки процента на инвестиции, влияния процента на межвременные предпочтения субъектов рынка, а также связанных с этими процессами вопросов дисконтирования будущих доходов. Все эти проблемы обсуждаются и решаются при освещении общего вопроса формирования рынка сбережений и инвестиций.
Обсуждение проблем межвременного предпочтения в последние годы приобретает все большую актуальность в связи с попытками разработать микроэкономические основы макроэкономической теории. Учёт психологии покупателя и инвестора при принятии решения о потреблении или инвестировании является главной особенностью современных макроэкономических динамических моделей.
Оценка будущих доходов и расходов осложнена необходимостью учёта риска. Проблемы неопределённости при принятии решений также входят в современную теорию рынка капитала. Очень активно разрабатываются модели страхования рисков, распределения рисков, формирования финансового портфеля.
В связи с развитием рынка капитала широкое освещение получает теория рынка информации. Рынок информации развивается под влиянием необходимости расчётов и распределения рисков, оптимизации принятия решений об инвестировании. Влияние доступа к информации на развитие рынка нашло в 1970-е гг. отражение в теориях К. Эрроу, Дж. Стиглица, Дж. Акерлофа и др. В этой теме переплелись две проблемы: оценка полезности информации для рынков и организация торговли информацией. В целом разработка этих проблем, как считает К. Эрроу, должна привести к модификации всей теории общего рыночного равновесия. В частности, теория рыночного равновесия учитывает только цены как сигналы об ограниченности ресурсов, а в действительности имеется множество других весьма важных сигналов, за получение которых необходимо платить, например знание истинного качества товара, положения фирмы и т. д.
Экономическая природа информации весьма сложна, поэтому оценка информации и организация торговли ею имеют свои особенности, которые усложняют исследование структуры рынка информации. Информация неизбирательна, она стоит всегда дороже для одного из участников сделки, найти равновесие в ценах на информацию всегда затруднительно.
Сложности экономической природы информации порождают несовершенство конкуренции на рынке информации, склонность к монополизации информации отдельными участниками рынка, дискриминацию в ценах и даже в качестве предоставляемой информации (т.е. обман, недоговорённость, сознательное умалчивание). Такие явления приводят к нарушениюобщего рыночного равновесия, особенно на рынках с заведомо асимметричной информацией. Дж. Акерлоф разработал свою знаменитую модель рынка подержанных автомобилей («лимонов») в 1970 г. и положил начало серьёзной полемике по поводу создания теории спроса и предложения информации, рыночного равновесия на отдельном рынке и на всех рынках с учётом особенностей информационных сигналов, корректирующих традиционную ориентацию на цены.
В учебных курсах данная проблема рассматривается как в общих вводных курсах («Экономика» С. Фишера, Р. Дорнбуша и Р. Шмалензи), так и в специальных курсах микроэкономики, приближенных к нуждам практики («Микроэкономика» Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда), а также на уровне сложных математических моделей («Микроэкономический анализ» X.Вериена). В любом из этих курсов проблемы информации рассматриваются как новшество в экономической теории, способное привести к корректировке теории общего рыночного равновесия.
Много внимания в учебных курсах уделяется проблеме уменьшения степени асимметрии информации, причём как за счёт мер, принимаемых на уровне фирм, так и за счёт государственного регулирования (принудительное лицензирование, контроль за рекламой и т. д.).
Ориентируясь на нужды экономистов-практиков, Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд подчёркивают, что нельзя надеяться только на государственное регулирование, многое для регулирования рынка информации можно сделать на уровне фирмы. Это положение отражает идеи, свойственные «консервативному направлению» в экономической теории в 1980-1990-е гг. «Продавец продукции часто имеет лучшую информацию о его качестве, чем покупатель. Асимметричность информации такого типа обусловливает несостоятельность рынка, на котором плохие продукты вытесняют хорошие. Несостоятельность рынка может быть преодолена, если продавцы предлагают стандартизированные продукты, обеспечивают гарантии и поручительства или находят другие возможности поддержать хорошую репутацию их продукции... Продавцы могут решить проблему асимметричной информации, давая покупателям своего рода сигналы о качестве их товара. Например, работники могут сигнализировать о своей высокой производительности, имея хорошее образование... Собственники могут избежать некоторых проблем заказчика-агента, заключая контракты, стимулирующие исполнителей к высокоэффективной деятельности». Кроме того, как считают авторы учебника, проблема отлынивания работников тоже может быть решена за счёт увеличения заработной платы выше её конкурентного уровня1. Так в учебных курсах реализуется установка на развитие рыночной теории, связанной с нуждами экономической практики, и одновременно демонстрируется возможность рыночного механизма справляться даже с «провалами рынка» при соответствующих «правилах игры», установленных государством.
В послевоенных учебных курсах явно ослабел интерес к рассмотрению рынка земли и исследованию ренты с земельных участков. Сложные математизированные курсы совершенно не разрабатывают эту проблему. По сравнению с работой А. Маршалла проблема поземельных отношений, ренты, цены земли в теории отошла на задний план. Проблемы конкретной оценки земельных участков, недвижимости анализируются в специальных учебных курсах страхового дела, подготовки риэлтеров, организации заклада и залога недвижимости.
В учебнике английского экономиста Г. Фитцпатрика «Микроэкономика: Новые идеи и традиция» (1986) рынок земли рассматривается несколько подробнее, чем в американских учебниках. Как определённое новшество исследуется модель эластичного предложения участников различного хозяйственного назначения. Этот взгляд корректирует стандартный подход к предложению земли как совершенно неизменной величине. Таким образом, рента приобретает новые факторы движения, которые опускаются в американских учебниках.