Добровольчество и благотворительность
Ведущее место в деятельности третьего сектора занимает добровольчество. В настоящее время волонтёрство находит всё более широкую поддержку среди россиян. По данным всероссийского опроса, 9% россиян делали это постоянно, 7% – единожды и почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо людей, которые не являются членами их семей или близкими родственниками. При этом необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности некоммерческих организаций.
Важным шагом в развитии гражданского общества является активизация потенциала добровольчества как ресурса его развития, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.
Распространение добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Одна из наиболее значимых практик гражданского общества – благотворительная деятельность. Многие российские граждане уже сегодня оказывают благотворительную помощь нуждающимся людям. Более половины (54%) россиян хотя бы один раз в год добровольно и по собственной инициативе оказывают благотворительную помощь, поддержку кому-либо, кто не является членом их семьи или близким родственником. Примерно каждый девятый россиян регулярно занимается благотворительной деятельностью и/или делает денежные пожертвования[75].
Россия имеет славные традиции благотворительности Ведущее место в истории благотворительности России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, – это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчета. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители делового отечественного мира, и благотворительность стала в определенном смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности деловых российских людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и др. Не будет преувеличением сказать, что без огромной благотворительной деятельности предпринимателей не было бы у нас таких высот национальной культуры, как шедевры К. Брюллова, А. Иванова, Ф. Шубина, как Третьяковская галерея, Бахрушинский музей и Московский художественный театр, как усадьба Абрамцево, как выдающаяся русская опера с ее непревзойденным Ф. Шаляпиным и многое, многое другое. Не было бы, наконец, столь блистательных достижений науки, могучей книжной и музыкальной культуры – всего того, что сделало Россию великой, духовно богатой державой мира. http://www.miloserd.ru |
Три четверти граждан России с одобрением относятся к благотворительности. Абсолютное большинство россиян (93%) в той или иной мере одобряют деятельность жертвователей – людей, осуществляющих крупные пожертвования на благотворительные цели. Лишь 1% опрошенных негативно относятся к деятельности жертвователей.
Сегодня благотворительность во многом соответствует принятым международным подходам, формам и методам, которые постепенно закрепляются и в российском законодательстве. Количество участников благотворительного рынка и объем средств, выделяемых различными группами благотворителей, возрастает. По оценкам экспертов, число частных и корпоративных фондов в России достигло 100.
Однако отношение российских граждан к благотворительным организациям неоднозначно. Большая часть (37%) россиян предпочла в одиночку оказывать материальную поддержку нуждающимся. На наличие каких-либо организаций в качестве посредников в своей благотворительной деятельности указали единицы (1% населения).
Абсолютно доверяют благотворительным организациям всего лишь 7% россиян. Еще 46% согласны с тем, что доверять благотворительным организациям скорее можно, чем нельзя. Не доверяют благотворительным организациям 24% россиян; 23% граждан не ответили на данный вопрос. Отсутствие доверия к благотворительным организациям у почти половины населения на фоне массового одобрения благотворительной деятельности, уважения к донорам и заметной доли населения, участвующего в пожертвованиях, является серьезным препятствием системному развитию благотворительности. Источники недоверия к благотворительным организациям многообразны, но, прежде всего, – это слабая информированность граждан о деятельности благотворительных организаций.