Актуальные геополитические, экономические тенденции

МГГУ им. М.А. Шолохова

Современный мир:

Актуальные геополитические, экономические тенденции

Москва, 2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема. 1. Основные тренды развития современного мира и Россия

Тема 2. Мировая политическая система

Тема 3. Становление и развитие политической системы России в конце XX–начале XXI века

Тема 4. Мировая экономическая система

Тема 5. Мировые социально-демографические тенденции

Тема 6. Третий сектор: Россия и мировые тенденции

Тема 7. Мировая культура

Тема 8. Мировое информационно-коммуникационное пространство

Тема 9. Россия XXI века: стратегия развития

Введение

Современный мир меняется на глазах. К этому можно относиться по-разному. Можно подобно страусу делать вид, что ничего не происходит. Можно бороться против изменений, стремиться отгородиться от них. Можно, «оседлав волну» изменений, попытаться вырваться вперед.

Этот курс предназначен для тех, кто выбирает последнюю стратегию.

Каждый молодой человек в нашей стране постоянно делает выбор, определяя свой жизненный путь.

Цель курса – создание целостной системы представлений о роли и месте России в системе международных отношений

Курс формирует следующие представления:

- об основных тенденциях мирового развития,

- конкурентной борьбе между ведущими мировыми державами в геополитическом, геоэкономическом, социально-демографическом и культурно-цивилизационном пространстве,

- сильных и слабых сторонах России в миросистеме,

- внешних угрозах и вызовах,

- конкурентных преимуществах России,

- возможных сценариях и перспективах её развития.

Разработчики этого курса будут искренне рады, если его слушатель в конечном итоге задаст себе простой вопрос: а каким я вижу свое будущее в России с учетом всего того, что я узнал?

Тема 1

Основные тренды развития современного мира и Россия

В результате изучения этой темы вы познакомитесь:

- с основными политическими, экономическими, социально-демографическими культурно-цивилизационными тенденциями, которые характеризуют мировое развитие;

- основными противоречиями и конфликтами мирового развития;

- основными пространствами глобальной конкуренции;

- позицией России в глобальной экономической, политической, социально-демографической и культурной конкуренции, уровнем её конкурентоспособности;

- базовыми принципами функционирования политической системы России;

- ролью президента, парламента, Правительства и судебных органов в политической системе России;

- основами развития политической системы России как суверенной демократии.

Основные тенденции развития современного мира

Современный мир представляет собой мир глобальной конкуренции, протекающей в разных формах. Необходимо выделить четыре основных пространства конкурентной борьбы: геополитическое, геоэкономическое, социально-демографическое и геокультурное. Каждая страна, претендующая на роль великой державы, должна быть конкурентоспособной в каждой сфере. Ведущей тенденцией развития международных отношений является усиление в условиях глобализации экономической составляющей конкуренции, выражающейся прежде всего в соперничестве национальных экономик.

Тема 2

Мировая политическая система

В результате знакомства с этой темой вы узнаете:

- что представляет собой постбиполярный мир;

- каким образом он сформировался;

- каковы основные геополитические тенденции его развития;

- каким является военный потенциал России и других великих держав;

- в чём причины краха однополярной модели мира;

- каковы перспективы трансформации архитектуры глобальной политической системы в будущем.

Завершение холодной войны

В 1991 году произошло событие, полностью изменившее облик мира. Этим событием стало завершение холодной войны и распад Советского Союза. Холодная война представляет собой более чем 40-летний конфликт двух претендующих на мировое лидерство сверхдержав – СССР и США. В течение данного периода времени существовала так называемая биполярная система международных отношений, основанная на балансе сил двух лидеров и их взаимном сдерживании.

В конце 80-х годов Советский Союз добровольно отказался от продолжения холодной войны. Это был осознанный выбор советской политической элиты, направленный на ограничение гонки вооружений, переход к политике разоружения как способу предотвращения третьей мировой войны, создание и совершенствование глобальных механизмов безопасности и развития международного сотрудничества.

Западные державы во главе с США поддержали инициативы Советского Союза о сокращении вооружений, пообещали советскому лидеру Михаилу Горбачёву ликвидировать военно-политический союз НАТО. Однако, в отличие от Организации Варшавского договора, НАТО не была ликвидирована. Более того, организация продолжает расширяться, включая в свой состав всё новые страны Восточной Европы[7]. Не были выполнены и другие обещания, данные руководству СССР, например о неразмещении войск Североатлантического альянса в Восточной Германии[8].

Следствием ряда геополитических и социально-экономических ошибок советского руководства, а также политики западных государств, направленной на подрыв основ существования Советского государства, стал распад Советского Союза в декабре 1991 года[9].

Объединение Европы

Главной геополитической тенденцией современной Европы является интеграционный процесс, связанный с деятельностью Евросоюза. Объединение началось в 1957 году, когда шесть западноевропейских стран (Франция, ФРГ, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург) подписали Римский договор и объявили о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Сообщество являлось экономической интеграционной структурой, действовавшей в американской сфере влияния, то есть в западной части Европы. В период холодной войны в организацию вступили Великобритания, Португалия, Дания, Ирландия, Испания и Греция.

После завершения советско-американского противостояния начинается процесс динамичного развития сообщества, который шёл сразу по двум взаимно исключающим направлениям – в сторону дальнейшей интеграции его членов и в сторону расширения его рядов.

В 1992 году ЕЭС было преобразовано в Европейский союз (Маастрихтский договор). При этом изменились цели организации. В настоящее время задачами ЕС является не только экономическая, но и политическая интеграция. Достижениями на этом пути стало создание таможенного союза, внутреннего рынка, введение единой валюты. Образованы общеевропейские органы власти (президент, Еврокомиссия, Европарламент, Европейский суд по правам человека и пр.). Завершился процесс ратификации общеевропейской конституции (Лиссабонский договор).

Евросоюз представляет собой, пожалуй, последний шанс старого геополитического центра мира – Европы – сохранить лидирующие позиции в глобальном масштабе.

Параллельно с интеграцией происходит расширение ЕС на восток. В 1995 году ряды Евросоюза пополнили Австрия, Швеция и Финляндия. В 2004 году – страны Центральной и Восточной Европы: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта и Кипр. В 2007 году – Болгария и Румыния. В настоящее время в качестве кандидатов на вступление в ЕС выступают Турция, Хорватия, Македония, Черногория, Албания. О своём стремлении войти в Единую Европу объявили политические элиты ряда стран постсоветского пространства, в частности – Грузии и Молдавии.

Всего в настоящее время ЕС насчитывает 27 государств Европы. По совокупной численности населения Евросоюз составляет 488 миллионов человек, а по объёму ВВП превосходит США.

Новым шагом по пути экспансии Евросоюза на постсоветском пространстве стало создание так называемого Восточного партнёрства. В условиях кризиса процесса евроинтеграции стало очевидным, что дальнейшее расширение ЕС в настоящее время может вызвать усиление внутренних противоречий и дезинтеграционных тенденции внутри Единой Европы. В то же время Евросоюз не снимает с повестки дня идею расширения своей сферы влияния за счёт бывших советских республик. Результатом стало создание под эгидой ЕС новой организации. Идея Восточного партнёрства впервые была озвучена министром иностранных дел Польши 26 мая 2008 года. Через год, 7 мая 2009 года, на саммите в Праге было официально объявлено о его создании. В состав Восточного партнёрства вошли шесть стран постсоветского пространства: Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения. Восточное партнёрство рассматривается Евросоюзом как площадка для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнёрству со странами – восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих стран.

Создание новой организации наглядно свидетельствует о стремлении стран ЕС расширить границы своей сферы влияния, вплоть до пределов России, завершить процесс евроинтеграции. Включение стран постсоветского пространства в орбиту влияния ЕС представляет значительную опасность российским геополитическим, геоэкономическим, геокультурным интересам.

Наличие нерешённых проблем в сфере безопасности (экспансия Запада на постсоветское пространство, территориальные претензии к России, расширение НАТО на восток и размещение военных баз в странах Восточной Европы) свидетельствует о том, что механизмы безопасности, созданные в послевоенный период, перестали отвечать современным потребностям. Речь идёт об Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), договорах ПРО, ДОВСЕ, Хельсинском пакте и т. д.

Таким образом, важной проблемой в отношениях России и ЕС является необходимость создания новой континентальной системой безопасности, основанной на равноправии обеих сторон и взаимном учёте потребностей в сфере безопасности как России, так и Запада. Это означает подписание нового всеобъемлющего соглашения между Россией и европейскими странами, позволяющего урегулировать геополитические и геоэкономические противоречия.

Стремление США к мировому лидерству, рост могущества Китая, интеграция и расширение Евросоюза привели к изменению баланса сил в Евразии и в мире в целом. Эти процессы представляют собой серьёзные вызовы России в сфере национальной безопасности, территориальной целостности страны, политических и экономических интересов на постсоветском пространстве.

К числу наиболее значимых вызовов относятся следующие:

1) присутствие американских войск в непосредственной близости с границами России, в странах Центральной и Восточной Европы и на постсоветском пространстве, создание вокруг России «санитарного кордона» из бывших стран ОВД и бывших советских республик. В настоящее время военные базы НАТО созданы в Румынии и Болгарии. Рассматривается возможность размещения элементов американской системы ПРО в Польше, Чехии, Болгарии и Румынии;

2) экспансия США и ЕС на постсоветское пространство, стремление установить политический и экономический контроль над бывшими советскими республиками посредством взаимодействия в рамках Восточного партнёрства, Партнёрства во имя мира, вступления стран постсоветского пространства в НАТО;

3) демографическое и экономическое давление Китая на дальневосточные территории России и Центральноазиатский регион, стремление установить политический и экономический контроль над Центральной Азией, её углеводородными ресурсами.

Тема 3

Становление и развитие политической системы России в конце XX – начале XXI века[24]

В результате знакомства с этой темой вы узнаете:

- почему рухнул Советский Союз и наша страна начала двигаться по пути создания новой более конкурентоспособной политической и экономической системы;

- с какими испытаниями пришлось столкнуться новой российской государственности на этом пути;

- на базе каких политических и экономических принципов произошла консолидация российского общества и российской власти в начале XXI века.

Распад СССР

Во второй половине 80-х годов Советский Союз вступил в полосу политического и экономического кризиса. В результате произошедшего снижения цен на нефть и газ, являвшихся одними из главных статей экспорта Советского Союза, упали валютные поступления СССР. Произошло падение производства, остановка заводов.

Усугублял ситуацию в стране и начавшийся кризис идеологии. Причину неудач в экономической сфере Горбачёв видел в сопротивлении номенклатуры, что побудило его опереться на поддержку народных масс. Стремясь получить её, Горбачев открыл «шлюзы гласности». Вырвавшаяся на свободу волна смыла советскую систему. Сначала критика застоя, потом – Сталина и сталинизма, а в конце концов Ленина и коммунистов разрушала идеологическое ядро советской системы – коммунистический миф.

Политический и экономический кризис стимулировали рост национальных противоречий. Национализм этнических меньшинств становится мощным психологическим и идеологическим основанием для последовавшего распада СССР.

К 1990 году отчетливо выражается стремление к независимости всех республик. Путч 19-21 августа 1991 года привел к резкому ускорению процесса распада страны по этническому признаку. Сразу после путча о своем выходе из СССР заявили Украина и республики Прибалтики. До октября 1991 года о независимости объявили остальные союзные республики.

8 декабря 1991 года три славянские республики заявили о роспуске СССР и создании СНГ и предложили лидерам остальных республик поддержать его[25].

Распад СССР имел самые серьезные последствия как для жизни российского народа, так и для жизни других народов бывшего Советского Союза, причём далеко не всегда приятные. Запущенный крахом СССР экономический кризис удалось остановить только через десять лет. За это время ВВП России сократился почти вдвое, а в некоторых других странах бывшего СССР это падение было еще больше. Большей части нашего народа пришлось пройти через состояние реальной бедности. По всему пространству бывшего СССР разгорались межэтнические конфликты в разной форме.

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Третий сектор: Россия и мировые тенденции[69]

В процессе изучения этой темы вы получите представление:

- об основных характеристиках гражданского общества и отличительных чертах третьего сектора;

- особенностях развития российского третьего сектора, его структуре и основных направлениях деятельности;

- развитии добровольчества и благотворительности в современной России;

- участии российской молодёжи в общественной деятельности;

- развитии взаимодействия государства и гражданского общества в России.

Роль третьего сектора в современном обществе[70]

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства. Оно охватывает обширный и разнородный мир организаций, созданных частными индивидами для отстаивания своих интересов и ценностей. Современное гражданское общество есть результат длительного исторического развития. Совокупность общественных организаций и инициатив называют третьим сектором, в противовес государству (первый сектор) и сфере бизнеса (второй сектор).

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития государства. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности – стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах.

Правовая регуляция взаимоотношений правового государства и гражданского общества осуществляется по принципам: для власти – запрещено все, что не разрешено законом; для граждан – разрешено все, что не запрещено законом.

Гражданское общество состоит из свободных индивидов, которые объединяются для решения задач, затрагивающих их интересы. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.

Гражданин принципиально отличается от подданного, для которого характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства. Поэтому можно утверждать, что путь из подданных в граждане – это путь к свободе. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством, готовый встать на защиту основополагающих ценностей демократического общества и при необходимости за них сражаться.

Ход общественного развития, независимо от конкретной страны, показывает, что важнейшими предпосылками формирования гражданского общества являются солидарность, доверие, толерантность, личная безопасность и ответственность граждан.

Тема 7

Мировая культура

В результате ознакомления с материалами данной темы вы узнаете:

- о культурном, этническом и конфессиональном составе населения мира;

- культурно-цивилизационной модели мира;

- феномене «столкновения цивилизаций» и конфликтах, возникающих на этой основе;

- позиции России в мировом культурном, конфессиональном и этническом пространстве.

Столкновение цивилизаций

Основным культурно-цивилизационным конфликтом постбиполярного мира является противостояние Запада, стремящегося к мировой гегемонии, и прочих цивилизаций, отстаивающих свою независимость. Как пишет американский историк Теодор фон Лауэ, «впервые за всё человеческое существование весь мир оказался объединённым под эгидой одной культуры… Высокомерная в своём превосходстве, она контрастирует с другими культурами, возникшими в других обстоятельствах в различных частях света. Другие культуры оказались лишёнными прежней свободы культурной эволюции. Под угрозой низведения до положения «народа без истории» они оказались вынужденными пройти катастрофу коллективной травмы».

Почему Россия не Европа? Ещё в XIX веке русский философ Николай Яковлевич Данилевский знал ответ на этот вопрос.   Принадлежит ли в этом смысле Россия к Eвpoпе. К сожалению или к удовольствию, к счастью или к не­счастью – нет, не принадлежит. Она не питалась ни одним из тех корней, которыми всасывала Европа как благотвор­ные, так и вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного древнего мира, не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа. Не составляла она части возобновленной Римской империи Карла Великого, которая составляет как бы об­щий ствол, через разделение которого образовалось все многоветвистое европейское дерево, не входила в состав той теократической федерации, которая заменила Карлову монархию, не связывалась в одно общее тело феодально-аристократической сетью, которая (как во время Карла, так и во время своего рыцарского цвета) не имела в себе почти ничего национального, а представляла собой учреж­дение общеевропейское – в полном смысле этого слова. Затем, когда настал новый век и зачался новый порядок вещей, Россия также не участвовала в борьбе с феодаль­ным насилием, которое привело к обеспечениям той формы гражданской свободы, которую выработала эта борьба; не боролась и с гнетом ложной формы христианства (продук­том лжи, гордости и невежества, величающим себя католи­чеством) и не имеет нужды в той форме религиозной свободы, которая называется протестантством. Не знала Россия и гнета, а также и воспитательного действия схо­ластики и не вырабатывала той свободы мысли, которая создала новую науку, не жила теми идеалами, которые воплотились в германо-романской форме искусства. Одним словом, она не причастна ни европейскому добру, ни европейскому злу; как же может она принадлежать к Европе? Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.

По мнению Самюэля Хантингтона, если Запад будет наращивать культурное давление на незападные цивилизации и не научится проводить более гибкую политику, то в перспективе это может обернуться формированием глобальной коалиции незападных цивилизаций против Запада. Во всём мире растёт осознание того, что западная гегемония является реальной угрозой для незападных народов, с точки зрения их права сохранять и поддерживать культуру.

Завершение холодной войны, попытки построить однополярный мир, глобализационные процессы, распространение западных культурных ценностей и стремление навязать их представителям других цивилизаций в качестве так называемых общечеловеческих ценностей, всё это, вместе взятое, стало причиной ответной реакции незападных народов. Она выразилась в нескольких процессах.

Актуальные геополитические, экономические тенденции - student2.ru

Рисунок 6. Деление мира по цивилизационному принципу согласно концепции С. Хантингтона

Во-первых, происходит рост национального и религиозного самосознания – так называемый «реванш бога». Особенно активно этот процесс идёт в странах ислама. Всё большее количество людей вспоминают о своих культурных и религиозных основах. «Признаков исламского пробуждения в личной жизни, – отмечает ведущий американский исламовед Джон Эспозито, – множество: повышенное внимание к соблюдению религиозных обрядов (посещение мечети, молитва, пост), распространение религиозных программ и публикаций, больший акцент на исламскую одежду и ценности, воскрешение суфизма (мистицизма). Это широкомасштабное обновление сопровождается и тем, что ислам вновь утверждается в общественной жизни: налицо рост числа ориентированных на ислам правительств, организаций, законов, банков, служб социальной помощи и образовательных учреждений».

Во-вторых, происходит отторжение западных ценностей, являющееся реакцией отдельных групп населения незападных стран на успехи западной массовой культуры. Оно зачастую сопровождается вооружёнными столкновениями, террористическими действиями. Ярким примером стала исламская революция 1979 года в Иране. До революции Иран представлял собой страну, в наибольшей степени из всех стран Ближнего и Среднего Востока подверженную вестернизации, западной культурной экспансии. Результатом стал рост недовольства, охватившего широкие массы иранского населения. На этих протестных настроениях сыграло мусульманское духовенство. Оно обратило данный протест в сторону монарха и правительства, проводивших проамериканскую политику. Итогом революции стало свержение монархии, разрыв отношений с США и создание государства, основанного на точном следовании нормам ислама.

Дальнейшая экспансия США в регионе Ближнего и Среднего Востока, поддержка американцами Израиля, война в Персидском заливе, размещение в странах Залива американских военных баз, привели к росту антиамериканских настроений и распространению в исламском мире идей исламского фундаментализма.

В настоящее время конфликт между Западом и исламским сообществом перешёл в фазу активного вооружённого противостояния. Военные действия ведутся в Ираке, Афганистане и Пакистане. Конфликтными остаются отношения США с Ираном, Сирией, рядом других мусульманских стран.

Приход к власти в США демократов во главе с Бараком Обамой и последствия мирового экономического кризиса внесли коррективы в отношения США и исламского мира. Американская политика на Ближнем и Среднем Востоке меняется. Среди свидетельств этого – заявление о закрытии тюрьмы в Гуантанамо, предстоящий вывод войск из Ирака, «Каирская речь» Обамы, попытка определённой нормализации отношений с Ираном.

Стремление улучшить отношения с мусульманами являются вполне естественными и логичными. Слишком сильно они были испорчены в предыдущие годы. Эта коррекция была жизненно необходима для сохранения влияния и авторитета США на Ближнем Востоке.

Однако от этой политики не стоит ждать сиюминутных положительных эффектов. Реальная ситуация изменится в лучшую сторону только после конкретных действий, а не деклараций. Американцам для нормализации отношений с исламским миром необходимо вывести войска из Ирака.

Тем не менее, даже эта важная для мира на Ближнем Востоке акция является лишь полумерой. Остаётся, по крайней мере, ещё три конфликтных узла, которые американцы не собираются распутывать. Это Афганистан, Иран и Палестина. Очевидно, что достаточно радикальное заявление Обамы относительно последней не означает отказа от поддержки Израиля. Что касается Афганистана, здесь, как известно, конфликт идёт по нарастающей и уже распространился на соседний Пакистан.

Это означает, что инициативы Обамы не приведут к полной ликвидации конфликта США с исламским миром.

Рост радикальных исламистских настроений в мусульманских странах стал катализатором многочисленных конфликтов по периметру границ исламского мира. «У ислама – кровавые границы», – пишет Самюэль Хантингтон, отмечая, что в 90-е годы мусульманские государства были основным участником большинства вооружённых конфликтов. В их числе конфликты с Индуистской цивилизацией (войны между Индией и Пакистаном из-за Кашмира), Конфуцианской (борьба мусульман-уйгуров за независимость), войны с представителями христианских народов в Африке и странах Восточной Европы, арабо-израильский конфликт.

Вместе с тем происходит эскалация конфликтов и между представителями других цивилизаций. Например, усиливается противостояние между правительством Китая и жителями Тибета.

Тема 8

Мировое информационно-коммуникационное пространство[80]

В результате знакомства с этой темой вы узнаете:

- об основных тенденциях развития мирового информационно-коммуникационного пространства;

- роли массовой информации в современном мире;

- развитии современных коммуникационных каналов, Интернета, блогосферы, мобильной телефонии;

- позициях России в мировом информационно-коммуникационном пространстве;

- особенностях развития отечественных СМИ.

Тема 9

Оптимистичные сценарии развития России основаны на модернизации социально-экономической системы страны, активном применении в экономике высоких технологий. При этом умеренно-оптимистичные сценарии предполагают сохранение экспортно-ориентированного характера российской экономики. В этом случае инновации затронут, прежде всего, топливно-энергетический комплекс, а процветание России, по-прежнему, будет зависеть от мировой конъюнктуры цен на энергоносители.

Так, согласно энерго-сырьевому сценарию Министерства экономического развития, произойдёт ускоренное развитие и модернизация энерго-сырьевых отраслей и транспорта, а также фрагментарная модернизация высокотехнологичных секторов при отсутствии масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью. Темп роста ВВП в этом случае составит в среднем 5,3% в год в 2011–2020 гг.

В исследовании МГИМО умеренно-оптимистичный сценарий, «Кремлевский гамбит», предполагает следующее. В 2020 году в мире продолжается экономический рост, сохраняются высокие цены на нефть. Страны «Семёрки» остаются в числе ведущих экономик мира. Динамично растут Бразилия, Россия, Индия и особенно Китай. Россия выступает самостоятельным центром силы. Основа российского международного влияния – экспорт энергоресурсов и вооружений, модернизация армии, прагматичная дипломатия с упором на собственные интересы. В экономической политике государство определяет ключевые стратегии развития и распределяет инвестиции. Основа продолжающегося экономического роста – энергетика. В отношениях государства и бизнеса доминирует государство. Оно контролирует энергетический сектор и приоритетные отрасли – ВПК, машиностроение, транспорт.

По мнению экспертов Национального разведывательного совета США, если цены на нефть и газ останутся высокими, государственная мощь России существенно усилится. Длительный обвал цен, возможно, вызванный фундаментальным переходом на новые энергоносители, может привести к долгосрочному спаду. Это станет возможным, если цены на нефть останутся в диапазоне 50-70 долларов за баррель.

Прорывной сценарий, в отличие от умеренно-оптимистичного, базируется на структурных изменениях российской экономики, её диверсификации и ускоренной модернизации, основанной на инновационных технологиях и охватывающей все отрасли экономики.

Так, по мнению экспертов Национального разведывательного совета США, у России есть потенциал стать в 2025 году богаче, сильнее и увереннее в своих силах, если она инвестирует в кадровые ресурсы, расширит и разнообразит свою экономику и интегрируется в мировой рынок.

Эндрю Качинс, директор Российской и Евразийской программы Центра стратегических и международных исследований и ведущий эксперт по проблемам России, считает, что сценарий стабильности и непрерывного развития России является наиболее вероятным. Для его реализации в течение ближайших 10–15 лет России надо уделить особое внимание обеспечению ускоряющегося экономического роста.

Прорывной сценарий («Новая мечта») в исследовании МГИМО предусматривает следующее. В 2020 году устойчивый рост мировой экономики обеспечивают прежде всего высокие технологии. Потребность в энергоресурсах высока, но цены на нефть постепенно снижаются.

У России, наконец-то, появляются возможности сосредоточиться на внутренней модернизации. Снижение цен на нефть заставляет искать интенсивные пути развития, повышать производительность труда, инвестировать в высокие технологии и человеческий капитал. «Российский прорыв» – лозунг нового поколения политиков в стране. К власти пришла новая политическая коалиция, которая не помнит советской власти и не участвовала в «дележе» и коррупции 1990-х гг. Её поддерживает молодая и наиболее активная часть населения.

В новую коалицию вошли молодые технократы с опытом работы в частном бизнесе, предприниматели из высоких технологических отраслей и сферы услуг, представители гражданского общества, молодые и успешные политики и деловые люди из российских регионов, стремящиеся и готовые жить по-новому.

В государственном управлении наводится порядок, закон стал не «диктатурой», а правилом жизни. Приходится платить все налоги. Ликвидированы излишние бюрократические препоны для предпринимательской деятельности. В России впервые за её историю возник влиятельный средний класс. Но разрыв между богатыми и бедными сохраняется. За медицину, образование, жильё тоже нужно платить самим, хотя есть система социального страхования и доступные кредиты. Личный успех – в твоих собственных руках.

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев[91].

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

    Инерционный   Энерго-сырьевой   Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,%   1,8 раза 3%   2,1 раза 3,5%   2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году   2,4 раза 25% 14%   3,6 раза 30-31% 15%   4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году   13,2%   13,3%   12,7%   16,9%   11,1%   17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза   7,9% 2,4 раза   6,7% 2,6 раза   6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные

Наши рекомендации