Нормативно-правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России
Основополагающим правовым актом, регулирующим иностранные инвестиции в России, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ)[13]. В качестве иностранных инвестиций этим Законом рассматриваются вложения в отечественную экономику, осуществляемые нерезидентами, то есть такими экономическими субъектами, происхождение и правоспособность которых, а применительно к гражданам и дееспособность, не находится в юрисдикции России.
В соответствии со ст. 2 Закона № 160-ФЗ иностранная инвестиция — это «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также услуг и информации».
Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.
По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест[14].
Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами.
Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.
Правовое регулирование иностранных инвестиций представляет собой законодательную защиту иностранных вложений. Регулирование происходит между представителями обоих стран – иностранного инвестора и представителем объекта, куда происходит вложение. Правовое регулирование достигается за счет международных норм, за счет общегражданского или специального законодательства.
Международные нормы гарантируют:
-право инвестора оплачивать налоги с получаемой прибыли только в одной стране;
-дополнительные гарантии и льготы, предоставляемые двусторонними соглашениями;
-различные конвенции.
Специальное законодательство осуществляет регулирование за счет законов, действующих на территории, куда вкладываются инвестиции. Общегражданское законодательство вступает в силу, когда специальное законодательство не в силе регулировать иностранные инвестиции.
Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности...[15]», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях[16]», которые были приняты в 1999 году.
Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.
Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И, несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно - необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.
В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.
Главными задачами создания такого закона стали[17]:
-определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;
-способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.
Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.
Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности...» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.
Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.
Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.
Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.
Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:
-возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством;
-возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством;
-возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством;
-гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект;
-возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования;
-возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации, на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта;
-возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг;
-возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале;
-возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя[18].
Итак, на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.
В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.
Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций необходимо не только для защиты прав существующих инвесторов, но и для привлечения новых. Немаловажную роль в привлечении играет и внутренняя политика – ведь инвестор отдает предпочтение той стране, где существует экономическая, а также социальная стабильность.
Еще один фактор, влияющий на привлечение иностранных инвесторов, – доступность в необходимости информации, честность и открытость потенциальных партнеров. Привлечь инвесторов можно и за счет предоставления особых экономических льгот и условий, удовлетворяющих обе стороны. На территории России, например, для этого организованы особые экономические зоны – территории с существующими на них для иностранных инвесторов выгодных условий.
Выводы по первой главе
Таким образом, законами Российской Федерации понятию «иностранные инвестиции» дается следующее определение: это все разновидности ценностей (материальные и нематериальные, в том числе интеллектуальные), вкладывая которые в объекты различных видов деятельности, можно получить прибыль.
Для всех инвесторов, в том числе и иностранных, существует риск вложить свои капиталы в убыточные проекты и не получить предполагаемую прибыль. В этом случае инвестор теряет свои инвестиции, а проект теряет репутацию на международном уровне. Существует много способов избежать такой ситуации, главное - правильно распоряжаться имеющимся капиталом и инвестировать только в прибыльные проекты.
На территории РФ законами допускается инвестирование иностранными инвесторами своего капитала путем:
-создания предприятий, зданий, сооружений полностью или частично принадлежащих иностранным инвесторам;
-приобретения предприятий, зданий, сооружений, принадлежащим юридическим или физическим лицам;
-покупки прав на пользование природными ресурсами;
-покупки ценных бумаг, в том числе акций, облигаций и др.;
-покупки национальной валюты и драгоценных металлов;
-осуществления финансовых операций, официально разрешенных на территории РФ, в том числе выдача кредитов, займов, паев.