Государственное регулирование распределения доходов

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, рас­пределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складыва­ется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (фун­кциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотно­шения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством пе­рераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современ­ное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределе­нию доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных состав­ляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное ре­гулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие не­правительственные организации.

Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, кото­рая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет. Инсти­туциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и дея­тельностью соответствующих учреждений (в том числе неправительственных). Концептуальная основа государственного регулирования – это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспреде­лению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффек­тивности. Истоки этой проблемы находятся в области распределения ресурсов. Классическая теория полагает, что рынок способен рационально распределить ограниченные ресурсы. В соответствии с так называемой «эффективностью Парето» состояние системы является стабильным, если никакое перераспределение ре­сурсов (или продуктов) не может улучшить положение одного из участников хо­зяйственного процесса, не ухудшая положения других. Распределение доходов при этом характеризуется как устойчиво неравномерное. Классическая теория по­лагает, что распределение доходов не поддается изменению, а любое государ­ственное перераспределение заранее обречено. Неоклассическое направление критически оценивает неравномерность распределения доходов. Предпринимаются попытки найти такой критерий эффективности, который сопоставлял бы процес­сы, затрагивающие доходы сразу многих потребителей. С этой точки зрения эф­фективным может быть признано такое перераспределение доходов, при котором прирост богатства выигравших больше потери богатства проигравших.

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении доходов является необходимым условием максимиза­ции общей полезности доходов всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации об­щей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем.

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. По расчетам А. Оукэна, утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70 % дохода. «Дыры» эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания дохо­дов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит как от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением, так и снижением их диффе­ренциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобре­тать скрытый, неконтролируемый характер. В результате декларируемые соци­альные приоритеты, выдвигаемые политическими лидерами, оказываются достаточно далекими от результатов правительственных программ. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими за­конами. Политика должна лишь нейтрализовать барьеры на пути повышения соци­ально–экономической мобильности в обществе и предоставлять четкие ориентиры для идентификации социально значимых типов поведения. В современных условиях наблюдается процесс изменения систем предпочтений и критериев максимизации полезности. Все более значимыми становятся такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциа­ла, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой циви­лизации в целом.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспре­делению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эф­фективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит ошибки в распределении доходов. Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыноч­ная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суж­дениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взгля­дах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономичес­кая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ – это информационная база для приня­тия решений о приоритетах социальной политики. Общечеловеческое содержа­ние понятий равенство и справедливость – вечная, внеисторическая проблема всех мировоззренческих систем. Вместе с тем категории равенство и справедли­вость имеют конкретно–историческое содержание, поскольку реализация теоре­тических концепций осуществляется вполне определенными правительствами и политическими организациями в сложившихся экономических и политических условиях. Равенство и справедливость, в основе своей этические, социально–психологические категории, имеют объективное, экономическое содержание. С точки зрения экономики критерии равенства и справедливо связаны с соответствием экономических отношений источникам и целям экономического роста в конкретно–исторических условиях национальных моделей экономики.

Соотношение между равенством и эффективностью в практике сводится к по­иску таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы от­рицательное влияние распределительных процессов на эффективность, одно­временно максимизировав позитивный результат в форме сокращения бедности.

Выбор концептуальных основ социальной политики зависит от политич­еского процесса. Однако, если рынок не способен «правильно» распределить до­ходы, это не дает основания считать, что политический процесс способен найти оптимальное решение.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами со­циальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфер­тов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференци­рованы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с ком­пенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безра­ботице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или зара­ботной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социаль­ного обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с планово–административной экономикой – централизованно. В плановой экономике реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из обще­ственных фондов потребления (ОФП). Распределение ОФП осуществлялось на бес­платной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством тру­дового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей со­циальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм де­ловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая ак­тивность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятель­ности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

В переходной период политика регулирования доходов имеет свою специфику:

1–я особенность заключается в том, что в переходной период происходит определенное разрушение функционировавшей до этого системы доходов и формирование новой структуры доходов населения (рис. 10.5.).

Это находит проявление в распространении новых форм доходов:

· доходы от акций и других ценных бумаг;

· процентные поступления от валютных депозитов;

· арендные поступления;

· рентные поступления;

· доходы теневого бизнеса;

· доходы от предпринимательской деятельности.

Отличительная особенность переходного периода заключается в том, что доля доходов, получаемых в теневой экономике, на отдельных этапах развития возрастает до 50–60%.

2–я особенность переходного периода состоит в снижении доли социальных трансфертных поступлений.

3–я особенность проявляется во все большей концентрации доходов у небольшой части общества.

4–я особенность состоит в том, что в переходной период происходит падение доли заработной платы в общих денежных доходах населения и резкое снижение ее стимулирующего значения. Это ведет к утрате материальной заинтересованности в повышении трудовой активности и ее результатов. Ясно, что такое положение должно вызвать специальные меры государственной политики.

5–я особенность заключается в нарастающем увеличении доли населения с доходами, находящимися ниже черты бедности, что требует срочных и существенно значимых мер государства по их социальной защите. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.

      Доходы населения    
                       
                     
  Основные формы доходов в переходной экономике   Основные источники доходов  
     
                   
    Заработная плата и материальные поощрения   Экономическая деятельность в рамках законов    
         
            Экономическая деятельность в неправовых рамках (теневая)    
    Доходы от собственности      
         
               
    Государственные трансфертные платежи            
               
                     
    Предпринимательский доход            
               
                   
    Прочие доходы (проценты по вкладам, выигрыши по лотереям и т.д.)          
             
                   
                                 

Рис. 10.5. Классификация доходов населения

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства.

Социальное партнерство – это система и механизм регулирования противоречий между социальными группами в части перераспределения доходов, на основе принципов партнерства и компромисса. Эта система родилась как долгожданная реакция на длительно сотрясавшие рыночную экономику разных стран забастовки, стачки и т.п. К середине ХХ века принцип социального партнерства получил международное признание и был закреплен в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ).

Социальное партнерство имеет три уровня своей реализации: общенациональный, отраслевой и первичный (предприятия). На каждом уровне переговорно-договорный процесс завершается в форме Соглашения (генерального, отраслевого, коллективного). При умелой организации и соблюдении соответствующих принципов система социального партнерства, как показал международный опыт, дает значимый позитивный эффект, что особенно важно для переходной экономики.

Наши рекомендации