А. маршалл: синтез рикардианской и маржиналистской теорий ценности
С помощью функционального метода А. Маршалл стремился создать новую, синтетическую (объединенную) теорию ценности, в которой была бы отражена вся совокупность ценообразующих факторов в их взаимосвязи и взаимозависимости. Ею стала теория равновесной цены, которая была призвана объединить существовавшие теории ценности: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения. При этом теория А. Маршалла стала теорией цены без стоимости, а теория ценности (стоимости), по существу, оказалась подчиненной теории цены или даже заменена ею. В этом наиболее отчетливо проявился отход от причинно-следственного метода исследования и переход к функциональности и убывающей производительности.
Маржиналистская теория ценности и ее преимущества
Маржиналистский подход к теории ценности противопоставляется классическому подходу, т. е. цена на товар должна опираться на спрос, а не на издержки. Маржиналисты придавали очень большое значение вкусу и предпочтению потребителей, поэтому первой главной теорией стала теория потребительского выбора. С одной стороны, маржиналисты полагали, что цена – это субъективная оценка товара, а с другой – очень сложно сравнить стоимость субъективных товаров. И все же главная теория маржиналистов – это теория предельной полезности. Одной из главных проблем, которые изучали маржиналисты, стала идея о пропорциях обмена товара. Именно эту проблему помогла решить теория предельной полезности.
Альфред Маршалл считал, что сделать это натуральными величинами практически невозможно, но можно косвенно измерить все в деньгах и прийти к какому-то соглашению. Он был сторонником кардинализма (если сравнить товары по полезности, а затем сложить или вычесть полезность другого товара, то можно получить истинную полезность товара).
Самое главное преимущество маржиналистской революции – универсальность. Классическую теорию издержек было практически невозможно применить к мировой торговле. Теория предельной полезности создала теоретический язык, который возможно применять к другим экономическим теориям и проблемам, а также объяснила пропорции обмена.
Рикардианская теория ценности. Для того чтобы проанализировать распределение богатства, Рикардо вырабатывает принципы подхода к ценности как к основе обмена и распределения. В доктрине Смита системообразующий принцип – экономия труда, в системе Рикардо – затраты труда. Подход Рикардо существенно отличается от концепции ценности Смита. Рикардо не упускает различий в труде при его разделении: труд простой, сложный, физический, умственный, но при этом все зависит от соотношения количества затраченного труда, что сказывается на пропорции обмена. Это соотношение Рикардо называет «естественной ценой». Колебания спроса и предложения вызывают отклонения от естественной цены. Так появляется понятие рыночной цены, отклоняющейся вверх и вниз от естественной цены. При анализе стоимости (ценности) Рикардо впервые поставил проблему перенесения стоимости с орудий труда на изготовляемый товар. Он считает, что орудия труда не создают новой стоимости. Их собственная стоимость является результатом прошлого труда, переносится на товар. Тем самым Рикардо решительно выступил против теории «производительности капитала», считавшей капитал источником прибыли. Выступая против тезиса Смита о том, что доходы являются источником стоимости, Рикардо соглашается с ним в том, что вся стоимость сводится к вновь созданной стоимости. Теория распределения строится Рикардо на основе трудовой теории стоимости (ценности). Рикардо исходит из признания единого источника стоимости общественного продукта – именно труда наемных рабочих. Он отвергает теорию производительности капитала и концепцию о земле как источнике ренты. С позиции трудовой теории стоимости Рикардо подходит к анализу законов, регулирующих формирование доходов основных классов общества. Прибыль Рикардо считает частью стоимости товара за вычетом заработной платы рабочих. Ее источник – труд наемных рабочих. Следовательно, прибыль выступает у него как неоплаченный, но присвоенный капиталистами труд наемных рабочих. Однако Рикардо не сумел объяснить происхождение прибыли с точки зрения действия закона стоимости. Он считает, что рабочий продает капиталисту свой труд. Но если труд является товаром, то в соответствии с законом стоимости рабочий должен получить полный эквивалент товара, равный всей вновь созданной рабочим стоимости. В этих условиях возникновение прибыли можно было бы объяснить лишь нарушением закона стоимости в отношениях труда и капитала.
А. Маршалл в своих "Принципах..." (1890) поддержал возражения Вальраса, подчеркивая в разных местах свою лояльность Рикардо; в то же время в приложении ("Теория ценности Рикардо") он отмечал, что "принцип теории издержек производства и принцип „конечной полезности"...являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения". Возражения Вальраса, с одной стороны, и Маршалла - с другой, в теории ценности сводились, таким образом, к критике рикардианской теории прибыли.