Историческая школа в Германии
Германия, в отличие от Англии и Франции, в рассматриваемый период была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX в. Поэтому развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа.
Немецкая политэкономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран. Вводится национальная политэкономия. Большое влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799-1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.
Основы протекционистской политики были разработаны Фридрихом Листом (1789-1846), выступавшим против учений Смита и Рикардо, трудовой теории стоимости. В системе Листа содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явившиеся одним из источников фашизма.
Предмет политэкономии Лист определял как политику, которой "должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии".
В первой половине XIX в. большую известность в Германии приобрела историческая школа политической экономии, унаследовавшая идеи Мюллера и Листа, а также исторической школы права (Густав Гуго, Клод Савиньи).
Историческая школа политэкономии представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1821-1898).* Введенный немецкими экономистами исторический метод характеризуется тем, что процесс развития общества, экономики представляется в виде количественных изменений. Сторонники этого метода отрицали качественные скачки в развитии, стояли на эволюционистских позициях. Подобно Мюллеру, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение, а также морально-этический фактор. Политэкономия практически отождествлялась с историей экономики.
* В данном случае речь идет о старой исторической школе. Несколько позднее, в 70-х годах, в Германии возникнет новая историческая школа.
Основными работами в рамках исторической школы считаются: "Краткие основы курса политэкономии с точки зрения исторического метода" и "Начала политэкономии" Рошера, "Политэкономия настоящего и будущего" Гильдебранда, "Политэкономия с точки зрения исторического метода" Книса.
Критикуя историческую школу, К. Маркс назвал ее "могилой политэкономии", а Ф. Энгельс подчеркивал, что, хотя природу следует понимать как исторический процесс развития, нельзя полностью отождествлять законы развития общества с законами природы, так как в истории общества ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Выступая за национальную политэкономию, предметом которой должно быть развитие определенного народа, представители исторической школы развивали учение о частной собственности. Гильдебранд писал, что частная собственность способствует духовному и нравственному совершенствованию ее владельцев, она применима к любой эпохе и любой стране, вне времени и пространства.
21. Учения Дж.С.Милля.
Основное сочинение выдающегося английского ученого Джона Стюарта Милля (1806-1873) по экономической теории – «Основание политической экономии» - вышло в 1848 г. и неоднократно переиздавалось в XIX и XX вв.
Книга Дж. Милля обладает большими научными и художественными достоинствами. Чтение этого произведения вводит читателя в круг проблем экономической науки.
В первом разделе «Основание политической экономии» ученый рассматривает сферу производства, где, он полагал, действуют неустранимые, непреложные законы, проявление которых можно сравнить с действием законов природы.
Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствие с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства (второй раздел книги). Третий раздел в книге Милля посвящен теории обмена. Эта структура курса экономической теории надолго закрепляется в западной экономической науке. [1.стр.89]
Он предложил четырехзвенную трактовку элементов экономики. Она используется по настоящее время некоторыми экономистами: производство - распределение - обмен - потребление.
Это важное новшество, но оно отражает всего лишь один, господствующий тип экономических отношений. Существуют и менее и более развитые формы экономических отношений.
Его предшественники рассматривали распределение в качестве вечных законов, а он трактовал их исторически (эволюционно). Он показал историю развития отношений распределения на различных ступенях эволюции общества, связывая эти ступени с развитием форм собственности. Он видел закономерный, объективный характер развития распределительных отношений.
Законы производства неизменны и заданы техническими условиями, т.е. имеют характер «свойственный естественным наукам». Законы распределения являются управляемыми «человеческой интуицией
Милль порвал с трудовой теорией стоимости и перешел на позиции теории издержек производства. Он считал, что стоимость товара определяется стоимостью издержек производства.
Он заложил основы современного учения об эластичности спроса. Большое внимание он уделил кредиту, видя ограниченность кредитных отношений. Капиталом он считал накопленный запас продуктов труда.
Большое внимание Милль уделил анализу экономической динамики (четвертая книга «Основ политэкономии). Он рассматривал закон тенденции нормы прибыли к понижению. Причиной этому он считал не конкуренцию капиталов (как у Смита), а насыщение капиталом рынка: приближение величины капитала к тому пределу, при котором становится невозможным прибыльное использование капитала.
Рикардо показал тенденцию нормы прибыли к понижению, а Милль - противодействующие факторы, прежде всего технический прогресс.
В пятой книге «Основ политической экономии» Милль анализировал экономическую роль государства, осуждал политику протекционизма, но считал необходимым вмешательство государства в экономику. Государство, по его мнению, должно взять на себя расходы по созданию инфраструктуры, развитию науки и т.п. Он отводил важную роль экономической роли государства. Большое значение он придавал государственной системе социального обеспечения и проблемам налогообложения. Наиболее подходящим объектом налогообложения он считал наследство.
Милль терпимо относился к социалистическим идеям о преобразовании общества. Он допускал рациональность коммунистических ассоциаций; допускал, что работники ассоциаций будут трудиться менее энергично, чем ремесленники, но более энергично, чем наемные работники, так как последние вообще не заинтересованы лично в результатах труда.
Капитализм следует, по его мнению, усовершенствовать с помощью кооперации и профсоюзов. Он призывал к социальному партнерству, предоставлению рабочим доли в прибыли.
Законом распределения созданного богатства служит не увеличение доли зарплаты или прибыли, а одновременный их рост, поскольку «горизонт» развития всё время отодвигается.
Теория народонаселения - единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения
1. теория производительного труда: только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Новым является труд на охрану собственности и приобретение квалификации
2. заработная плата – плата за труд и зависит от спроса и предложения на рабочую силу. Заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен?
3. теория ренты – компенсация, уплачиваемая за пользование землей
4. стоимость относительна: создание стоимости трудом, разграничение меновой и потребительной стоимости
5. изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров (количественная теория денег)
Милль поставил задачу написать обновленный вариант «Богатства народов» А. Смита. И ему это удалось в определенной мере. Всю вторую половину ХIХ века книга Милля (1848г.) была бесспорной библией экономистов.[3.стр.103]
Итак, Милль систематизировал, углубил идеи, положения, методологию классиков. Его «Принципы политической экономии» представляют собой не новую систему, а развитие прежней концепции классической школы, ее обновленный вариант.
Таким образом, имя Дж.С.Милля завершает формирование английской школы политической экономии. Следует сказать, что труды всех упомянутых учёных, несмотря на разницу подходов ко многим явлениям в экономике, в значительной степени не утратили своей актуальности и в наши дни.
Экономический романтизм
Экономический романтизм - это идеология мелкой буржуазии. Зародился он на Западе в период наиболее быстрого развития капитализма после промышленного переворота и буржуазных революций. Сисмонди явился родоначальником этого направления не случайно. Франция и Швейцария, уроженцем которой он был, более чем наполовину были представлены крестьянством и мелкими ремесленниками. Процесс их разорения и разложения в этих странах происходил особенно болезненно. Большая их часть разорялась, пролетаризировалась, пополняла ряды рабочих или нищенствовала в поисках хлеба и работы.
Сисмонди не понял процесса становления капитализма и его результатов. У него было свое понимание политической экономии. Он считал ее нравственной наукой. С его точки зрения, политическая экономия имеет дело с человеческой природой, а не с объективными законами. По Сисмон-ди, политическая экономия должна изучать самого человека, его потребности, чувства, страсти и как на него действуют те или иные учреждения. Поэтому он становился в оппозицию к английской классической школе. Сисмонди пытался сформулировать новые принципы политической экономии, отличные от тех, на которых базировались Смит и Рикардо. Эта цель подчеркнута в названии его основной работы "Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению". Она вышла в 1819 г., спустя два года после выхода "Начал ..." Д. Рикардо.
Свою задачу Сисмонди видел в том, чтобы показать, как государство должно руководить производством и распределением богатства в интересах мелкого производителя. Он полагал, что материальное благосостояние зависит от государства, поэтому не должно быть места свободной конкуренции и свободы торговли. Сисмонди был первым проповедником принципа государственного вмешательства в экономику при капитализме.
Все экономическое учение о производстве, потреблении, капитале, доходе, противоречиях капитализма и т. д. отражено в его теории реализации и кризисов. По Сисмонди, с развитием капитализма сужается внутренний рынок из-за двух обстоятельств. Первое обстоятельство - сокращается доход рабочих, так как они вытесняются машинами, не предъявляющими никакого спроса. Доход рабочих сокращается и по другой причине: при найме рабочих капиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из массы безработных. Следовательно, даже занятые рабочие обречены на потребление минимума средств существования, значит предъявляют все меньше и меньше спрос на товары. Другое обстоятельство сужения внутреннего рынка - уменьшение спроса со стороны капиталистов. Последние стремятся все больше и больше производить. Часть своего дохода, которую они должны были бы пустить на потребление, накапливают. В результате производство превышает потребление как рабочих, так и капиталистов. Часть общественного продукта (часть "сверхстоимости") остается нереализованной. Выходом из положения мог бы быть внешний рынок. Но и он сужается, так как те страны, которые являлись внешним рынком для капиталистических стран, сами становятся на путь капитализма и погони за внешним рынком. Недалек момент, когда вовсе не будет внешних рынков для стран развитого капитализма. Следовательно, капитализм не может развиваться. Ему внутренне присущи кризисы перепроизводства.
Сисмонди обращался поэтому к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие. Довольство и достаток наступят только тогда, когда общество вернется к мелкому производству. Оно - идеал Сисмонди