Гомстед-акт и фермерская Америка

После освобождения от колониальной зависимости конгресс и ' правительство молодого государства стали поощрять заселение западных земель белыми фермерами. Западные штаты продавали землю всем желающим за минимальную плату в 1 долл. за акр (с небольшой доплатой за размежевание земель). Однако минимальный размер продаваемых участков был установлен в 640 акров. Стоимость земли и размер участка оказались непосильными для мелких покупателей. В 1796 г. цена была повышена до 2 долл. за акр. Таким способом лоббисты восточных промышленников пытались задержать рабочих на предприятиях. Но на Запад двинулись мелкими группами самовольные «захватчики» земель — скваттеры, которых не останавливали ни полиция, ни грозные судебные решения. Тогда конгресс стал принимать законы, уменьшающие площадь продаваемых участков. В 1800 г. размер участка был снижен до 320 акров, в 1804-м — до 160. В 1820 г. фермеры США добились снижения размеров продаваемых им участков земли на Западе до 80 акров с понижением цены до 1,25 долл. за акр.

К 1860-м гг. фермеры стали мощной экономической и политической силой. Север и Центр Соединенных Штатов — зона распространения фермерского хозяйства — были подлинной житницей страны. Продолжалось и постепенное продвижение на Запад. Но действительно кардинальное решение земельного вопроса осуществилось только в ходе Гражданской войны.

В разгар войны, 20 мая 1862 г., президент Авраам Линкольн (1861—1865) подписал знаменитый Гомстед-акт, документ, сыгравший колоссальную роль в развитии аграрной экономики США. По этому закону любой желающий мог за символическую плату в 10 долл. купить (экономика ведь рыночная!), а на самом деле — получить у государства гомстед, т.е. участок земли в 160 акров. Это почти 70 гектаров, немалая площадь. При условии личной обработки земли гомстед через пять лет переходил в безусловную частную собственность фермера и его семьи. Это было радикальное решение фермерской проблемы. За 20 лет после принятия акта в руки фермеров перешло практически бесплатно 65 млн акров земли. Более миллиона семей стали фермерами. После победы Севера в Гражданской войне и отмены рабства окончательно решился вопрос о том, как развиваться сельскому хозяйству Америки. Фермерский путь развития победил.

Фермер в Америке был не арендатором, а собственником земли, ведь он купил землю у штата, поэтому он никому не платил земельной ренты, самого паразитического дохода в рыночной экономике. Это обстоятельство увеличивало рентабельность фермерских хозяйств и позволяло делать накопления для инвестиций и расширения производства.

Гомстед-акт привел еще к одному важному социальному результату: он благоприятно сказался на положении наемных работников в промышленных зонах восточных и северо-восточных штатов. Ведь при дефиците рабочей силы предприниматели вынуждены были создавать относительно благоприятные условия труда и быта для рабочих, у которых появилась возможность стать фермерами практически бесплатно. Или, по крайней мере, демонстрировать готовность стать фермерами. Отсюда и берет начало американская традиция относительно высокой оплаты труда.

Пожалуй, в экономической истории трудно найти аналог такого эффективного пути решения земельного и «крестьянского» вопроса.

Основные понятия

Автаркия

Либерализированная экономика

Фермерское хозяйство

Плантационное рабство

Гомстед-акт

Контрольные вопросы

1. В чем вы видите причины быстрого экономического развития Соединенных Штатов Америки в XVIII—XIX столетиях?

2. Можно ли повторить «американскую историю» в других странах?

3. Почему наличие богатых природных ресурсов не привело американский капитал и трудящихся к успокоению и не снизило напряженность предпринимательского духа?

4. Почему, несмотря на высокую эффективность рабовладельческого хозяйства, американцы все же отказались от плантационного рабства?

5. В чем причины относительно высокой заработной платы наемных рабочих в США?

7.2. Капиталистическая модернизация в Германии

Глава 7. «ОСОБЫЕ ПУТИ»

К КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Строительство»капитализма

Когда мы говорим о развитии индустриального общества в Великобритании, Франции, Италии или Соединенных Штатах Америки, нам не приходит в голову мысль о том, что там кто-то намеренно, сознательно, «планово» строил капиталистическую экономику. Капитализм возник как естественно-исторический процесс, как объективное движение к индустриальной экономике независимо от желаний и намерений отдельных людей или их сообществ. Так было в большинстве случаев. Но бывают и исключения.

Довольно часто движение к новой экономической системе, модернизация общества инициируются крупными личностями, руководителями государств и правительств, как правило, в результате осознания определенной отсталости (иногда мнимой) страны по сравнению с мировыми лидерами. Опасение отклониться от наметившегося «вектора прогресса», снижение темпов роста или кризисное состояние экономики, социальные конфликты, ослабление внешнеэкономических и внешнеполитических позиций, личные амбиции руководителей государств — все это может стать поводом для выработки особой модернизаторской политики. История знает несколько случаев, когда движение к индустриальному обществу в его капиталистической (а позже и социалистической) форме становилось результатом вполне осознанной и программируемой экономической политики.

Это весьма значительные явления экономической истории. Ведь речь идет не о каких-то малозначимых государствах и малочисленных

народах, безропотно следующих в фарватере стран-локомотивов. ' Во всяком случае, в трех великих державах — Германии, Японии и России — движение к капиталистической рыночной системе стало результатом сознательной государственной социально-экономической политики. Причем в России — дважды, а в Германии, в частности в восточных ее землях, даже трижды в течение полутора веков. Естественно, что политика такого рода, приводящая к изменениям «геологического» уровня, всегда связывается с именами выдающихся лидеров. В наших случаях это канцлер Германии Отто фон Бисмарк, российский царь Александр II ияпонский император Мацухито.

Вполне осознанно элементы капитализма внедрялись и в «застойные» организмы восточных стран в эпоху создания колониальных империй. Но в данном случае здесь действовали экзогенные факторы, а элементы модернизации привносились в восточные общества на остриях штыков.

О России и Востоке — разговор особый. А пока посмотрим, как осуществлялось движение к капиталистической экономике в Германии и Японии.

Наши рекомендации