Этапы закрепощения русских крестьян

Период, год Содержание этапа Нормативные акты
При княгине Ольге «полюдье» — древний сакральный сбор дани с подвластного населения — превращается в «урок» — фиксированную норму обложения, государственное тягло, рентный налог (оброк)  
1061, 1072 Основная масса крестьян — смерды — еще свободны. Появляются первые формы зависимости: рядовичи (крестьяне, заключившие договор, ряд) по поводу денежного кредита или натуральной формы долга; в составе рядовичей — закупы, отрабатывающие на земле князя или боярина свою купу (долг); вдачи (изорники) — разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны, привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение Русская Правда Ярослава Мудрого; «Правда» Яросла-вичей
XIII-XIV вв. Рост задолженности крестьян. При отчуждении имений (вотчин), обремененных задолженностью, крестьяне передавались новому владельцу вместе со своими долгами  
XIV-XVbb. «Окняжение» и «обояривание» земель, в том числе населенных «черными» (относительно свободными общинами, позже получившими статус государственных) крестьянами, которые потеряли право свободного распоряжения, продажи, дарения и завещания земли  
XIV в. Появляются добровольно «задавшиеся» под чужое покровительство крестьяне, в том числе добровольные холопы  
Период, год Содержание этапа Нормативные акты  
Запрет «черным» крестьянам продавать свою землю Указ Дмитрия Донского  
XV в., вторая половина Появились факты «вывоза» крестьян: землевладелец платит долги крестьянина и вывозит его в свое имение, обязывая трудиться на себя. Факт «старожильства» и задолженности крестьянина влекли за собой фактическое крепостное состояние Князья жалуют землевладельцам льготу: право не отпускать от себя крестьян -  
Первое упоминание о «кабальных» людях — переходном состоянии к холопству за долги    
Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок — за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за «пожилое» Судебник Ивана III  
Отменено рабство за долги, но увеличена плата за «пожилое». Прикрепление к тяглу посадских людей Судебник Ивана IV  
Опричнина. Усиление гнета служилыми дворянами    
Первый указ о «заповедных летах», запрещающий переход крестьян в связи с чрезвычайными обстоятельствами Указ Ивана IV  
Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам Указ Федора Ивановича  
XVI в., конец Несмотря на юридическое сохранение права крестьян на переход, процесс переходов фактически прекращен. Общий принцип: неоплатный долг порождает крепостное состояние, хотя и ненаследственное. Крестьяне при переходе обязаны найти и посадить на свое место другого «жильца»    
           

Продолжение табл. 3.1



Период, год Содержание этапа Нормативные акты
Запрет перехода крестьянам, записанным в писцовых книгах 1592—1593 гг. Указ Бориса Годунова
Срок давности исков для вывезенных крестьян увеличивается до 15 лет, а для беглых крестьян — до 10 лет Указ Михаила Федоровича Романова
Срок давности по искам для беглых и вывезенных крестьян вовсе отменен Указ Алексея Михайловича
Полное запрещение переходов крестьян, включая и Юрьев день. Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Запрещен выход и из городского сословия. Окончательное оформление крепостного права Соборное уложение Алексея Михайловича
1706, 1707 За укрывательство и невозвращение беглых крестьян грозит полная конфискация имения Указы Петра I
1718, 1719 Введена подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. Рост податей в 3 раза Указы Петра I
Оформление практики «посессионного крестьянства» — права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца Указ Петра I
Помещикам запрещено переселять собственных крестьян без разрешения Камер-коллегии (в интересах фиска) Указ Анны Иоанновны
«Вечное закрепощение» рабочих на мануфактурах. Разрешение фабрикантам покупать крестьян «на вывоз», без земли Указ Анны Иоанновны
Дворяне получили право ссылать крестьян в Сибирь Указ Петра III
Дворяне освобождены от обязательной службы: усиление крепостного гнета Указ Петра III

Окончание табл. 3.1



Период, год Содержание этапа Нормативные акты
Дворяне получили право посылать крестьян на каторгу Указ Екатерины II
Освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II

3. А теперь обратимся к другому социальному полюсу аграрной России: к собственникам и владельцам земли.

Здесь надо ответить на один вопрос, интересный не только для исследователей-экономистов, но и задевающий национальные чувства читателей. Сколь сильно было иностранное влияние на формирование класса землевладельцев? Были ли русские порабощены иностранными завоевателями (как это произошло во Франции или Великобритании), создавшими некую феодалоподобную систему в экономическом й политическом устройстве Руси и России?

Исторические данные свидетельствуют, что изначально никакой «замены» правящей верхушки общества, исконного российского истеблишмента, не произошло, что самые первые князья и бояре были автохтонного происхождения. К моменту «призвания варяг» русские племенные сообщества были уже достаточно социально дифференцированы, князья и их «старшие дружинники», бояре, приобрели значительный авторитет и политико-экономический вес в глазах рядового населения. Да и варяги пришли на Русь не по собственной инициативе, а по приглашению уже существовавшей местной правящей военно-политической аристократии. Они не могли «делить землю, ими не завоеванную». Не этим ли — едино-племенностью, единоверием, сугубо национальными чертами добродушия и мягкости по отношению к «своим» — объясняется столь длительное сохранение крестьянской свободы и столь протяженный во времени и пространстве процесс закрепощения крестьянства? Отметим, что в России в самый разгар крепостничества всегда оставался некий социальный люфт для относительно свободных крестьян, которые предпочитали считать себя «государевыми», а не «барскими». Во всяком случае, в 1850-х гг., накануне освобождения, собственно крепостные частновладельческие крестьяне составляли всего треть подданных империи (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Сельское и крепостное население России (по данным переписей)*

Год Сельское население В том числе крепостные
  обоего пола    
  млн человек % ко всему млн человек % ко всему
    населению   населению
43,3 96,2 20,8 46,2
64,6 95,0 21,7 , 31,9
69,8 94,3 22,7 30,7
112,7 87,4

* Лященко П.И. История народного хозяйства СССР: в 2 т. Т. I. M., 1956. С. 473.

Это не означает, что остальные были полноценными свободными гражданами России. Мы только подчеркиваем* что «крепость» — не единственная форма существования русского крестьянина и способ взаимоотношений землевладельцев с земледельцами.

Думается, что если уж искать иноземное влияние на социально-экономические процессы, то скорее надо обратить внимание на византийское и татаро-монгольское, нежели на скандинавское, воздействие.

Важнейшим актом национальной, социальной и экономической истории России было принятие в 988 г. христианства как государственной религии в его восточном византийском варианте. Византийский вариант православия наиболее соответствовал феодальному общественно-политическому и экономическому строю, идеологически обосновывал и способствовал признанию таких его основных характеристик, как условность землевладения («вся земля — божья»), покорность властям, нерыночность экономических связей в обществе, общинность в труде и быте, соборность в политическом устройстве общества. К тому же православная церковь оказалась достаточно сильной и организованной для того, чтобы в будущем сохранять и консервировать свою ортодоксальность и успешно противостоять еретическим и — позже — протестантским веяниям.

Религия на Руси не только давала народу надежду на спасение, но и идеологически обосновывала образование централизованного государства византийского типа. Этот тип предполагает смещение общественных ценностей от личности гражданина к государственности. Не государство для человека, а человек для государства — вот главный принцип византизма. Когда после долгих лет нестабильности и татаро-монгольского владычества Русь в лице Московского государства вновь становилась мощной мировой державой, православная церковь обосновывала имперскую идеологию «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Как нельзя кстати Иван III, великий князь Московский, огнем и мечом присоединявший в годы своего правления (1462— 1505) русские княжества к Москве, женился вторым браком на Софье Палеолог, представительнице последней царской династии Византии. Сама Византия к тому времени пала под ударами турецкой армии (1453). И эти два обстоятельства позволили Ивану III считать себя наследником византийского царствующего дома, называть себя в неофициальных документах византийским титулом царь.

Именно при Иване III Россия освободилась от татаро-монгольского владычества (1480). Но долгое господство восточных иноземцев тоже сыграло своеобразную роль в утверждении особой модели развития российской экономики.

Во-первых, монголам-кочевникам не была чужда идея единого государства, население которого является данниками центрального правительства. Монголы поневоле становились государственниками, ведь им нужен был покой не в одной деревне и не в одной стране, а на всей территории империи. В империи монголов впервые была опробована технология государственного строительства на основе идеи надыдеологического, надконфессионного и наднационального общества. Империя Чингисхана стала зародышем той страны и того общества, в котором мы ныне живем.

Во-вторых, московские князья брали на себя миссию посредничества между татаро-монголами и народом, они создавали некий политико-экономический буфер, значительно смягчавший иностранный гнет. Характерно, что за 250 лет татарского господства так и не было создано инициативного народного ополчения, подобно тому, что позже организовали К. Минин и Дм. Пожарский в борьбе с поляками. Компромиссная политика московских государей спасала русский народ от геноцида и одновременно порождала некий конформизм по отношению к завоевателям. Инициаторами борьбы с монголами стали московские князья, а не «народные массы».

Теперь сформулируем отличия российской социально-экономической системы от западно-европейского классического феодализма короче и компактней:

• российский феодализм не был развитой и органической системой, сменившей рабовладельческую систему; в России слаборазвитый феодализм наложился на слаборазвитое рабовладение, сохранившееся вплоть до XVII столетия;

• российские крестьяне долго сохраняли свою относительную свободу, процесс закрепощения растянулся почти на тысячу лет — с IX по XVIII столетие;

• социальный класс феодалов имел автохтонное происхождение; иностранное влияние (скандинавское, византийское и татаро-монгольское) на русский народ было хотя и значительным, но опосредованным воздействием на русский истеблишмент.

Россия землевладельческая

Теперь мы можем вернуться к русским собственникам и владельцам земли и рассмотреть их эволюцию.

Процесс «окняжения» и — позже — «обояривания» общинных земель также оказался длительным, как и процесс закрепощения крестьян. Начался он в IX в., но в России так и не стал всеобщим принцип «нет земли без сеньора», который победил во Франции еще в XII в. В России всегда находилась (и сейчас находится) «ничейная» земля, которую при крайней необходимости можно захватить на основании «заимки». Вольная, захватная форма трудового землевладения — характерная черта русской аграрной истории.

В XI—XII вв. наблюдается рост княжеского и боярского вотчинного хозяйства. Вотчина — это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси. Вотчинные земли заселены крестьянскими общинами, обязанными различными повинностями в пользу собственников земли. При этом большинство крестьян — смердов — остаются лично свободными.

Формы мобилизации земель в руках князей и бояр отличаются многообразием: от простых захватов в ходе войн и насильственного отторжения у «провинившихся» общинников до присвоения «выморочных» земель свободных смердов. Кроме того, практикуется добровольная отдача земли князю или боярину в обмен на защиту от притязаний других претендентов. Последним способом, ивозникала российская форма вассалитета.

К моменту распада Киевской Руси князья уже давно раздавали в наследственную собственность вотчины своим приближенным из присвоенного ранее земельного фонда. В удельный период эта практика участилась.

Быстро росла и земельная собственность православной церкви — преимущественно за счет пожалований князей, бояр, дружинников и даже крестьян, в том числе и на «помин души».

Сосредоточение огромных массивов земли в руках отдельных, прежде всего Великих Московских князей и позволило приступить к действительно феодальной форме распоряжения ею — к раздаче в условное держание. Пионером и в этой области стал Иван I (1325— 1340). Сохранился документ, из которого следовало, что некто Борис Ворков будет владеть селом на основании службы князю. Так в России, через 600 лет после Западной Европы, появилась бенефи-циальная форма условного землевладения.

Это обстоятельство постепенно привело к тому, что в зависимость от службы на собственника земли — единственной устойчивой формы собственности в дотоварном мире — попадают не только крестьяне, но и все слои населения, даже привилегированные. Прав был М.М. Сперанский, когда писал: «Вместо всех пышных разделений свободного народа русского на свободнейшие классы дворянства, купечества и проч., я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».

К концу XIV столетия в России сложились две формы земельной собственности.

1. Вотчина (европейский аналог — аллод). Земля находится в полной безусловной собственности владельца. Источник возникновения: заимка, сохранившаяся с древнейших времен; пожалование от князя; купля и мена; давность владения (не менее 15 лет). Основные субъекты — боярин, князь.

2. Поместье (европейский аналог — бенефиций). Земля передается вышестоящим по иерархической лестнице феодалом в условное владение за службу без права отчуждения. Имущественные права ограничены. Основной субъект — помещик, дворянин.

Условное землевладение до Петра I не стало абсолютно господствующим, хотя в два последующих века распространилось повсеместно. Массовый прилив в Москву служилых князей и бояр — тому доказательство. В первой половине XV в. обычными стали договорные грамоты, по которым «младшие» князья лишались своих владений, если переходили на службу к другим князьям. Во второй половине XV в. сложился и обычай срочности пожалований в виде поместий (от 2 до 15 лет). Но появились и наследственные поместья, если сын наследовал должность отца (европейский аналог — феод). Характерно, что подобно тому как крестьянин не имел права покидать своего боярина или дворянина, сам служилый князь, боярин или дворянин не имел права покидать службу вышестоящему князю. В 1504 г. Иван III прямо запретил «отъезд» служилых бояр и князей. Если служилый феодал умирал без наследников, его имущество возвращалось великому князю.

XVI в. — это время относительной победы поместной системы. Бурный рост условного поместного землевладения начался при Иване Грозном (1533—1584). В условном землевладении царь видел орудие борьбы с сепаратизмом удельных князей. В 1550 г. он особым указом отобрал 1050 детей боярских, своих «лучших слуг», и раздал им поместья в московском уезде. Дворяне становились привилегированным сословием в противовес боярам.

В 1562 г. произошло событие, которое лишало вотчинников их былой свободы: служилые князья не могли без разрешения царя свободно распоряжаться даже вотчинами, продавать их, отдавать в наследство или в качестве приданого и даже жаловать монастырю.

Окончательная победа над старой родовой аристократией была одержана в 1565 г. с помощью опричнины. Это была, если можно так выразиться, «большевистская» победа: старых родовых землевладельцев просто согнали с их вотчин, переселили в другие места, превратив в помещиков, а их земли раздали новым служилым людям. Но царь не догадывался, что быстрые революционные методы изменения форм собственности всегда приводят к кризису в экономике. К 1570-м гг. страна была ввергнута в жесточайший экономический кризис. Большая часть уездов московского центра пришла в запустение. Крестьяне бежали на юг и, что удивительно, на север страны. Не климат, а свобода привлекает их. «Вывоз», а фактически воровство крестьян друг у друга стало обычной нормой поведения русских феодалов. Не решили проблему и указы о «заповедных летах», запрещавшие переход крестьян от одного владельца к другому.

В год загадочной смерти Ивана Грозного страна была окончательно разорена. В московском уезде не засевалось 5/6 пашни. По всей стране прокатилась волна народных выступлений. Отчаянные попытки Бориса Годунова (1598—1605) спасти положение (вплоть до выдачи народу зерна и денег из царской казны) не принесли результата. В стране разразился ужасающий голод. Началось первое в истории России Смутное время (1605—1613).

Успокоение, пришедшее в страну вместе с избранием на царство в 1613 г. Михаила Романова (1613— 1645), позволило российской экономике довольно быстро оправиться от потрясений кризиса, иностранной интервенции и дворцовых переворотов. Восстановилось дворянское землевладение, причем первые Романовы предпочитали помогать и давать привилегии мелким служилым дворянам. В 1642 г. царь Михаил окончательно запретил принимать в холопы разорившихся дворян и детей боярских. В 1649 г. Алексей Михайлович (1645—1676) в массовом порядке раздал малоземельным дворянам оброчные земли из государственного фонда. В результате правительственной помощи более 80% всех служилых земель сосредоточилось в руках рядовых мелкопоместных дворян.

Но уже во второй половине XVII в. не очень заметно, но настойчиво проявилась тенденция превращения условного земельного владения в наследуемое и отчуждаемое владение. Это происходило и по воле царя, и путем обмена поместья на вотчину, и, судя по всему, «явочным порядком» при попустительстве властей. Во всяком случае, во второй половине века средние размеры поместий сокращались (примерно на 18%), а средние размеры вотчин возросли (почти на 62%). С 1674 г. само правительство стало продавать из казны поместья в вотчину. Стала очевидной и другая неприятность: хозяйство на поместной земле велось из рук вон плохо.

В результате мы можем констатировать: в России период феодализма, хотя бы частично напоминающий классические его формы, был недолог. Мы датируем этот период в связи с развитием условных форм землевладения с середины XIV в. до середины XVII в. И уж совсем недолгим был период русского крепостничества. Вопреки обыденному общепринятому мнению крепостной строй существовал в России с 1649 по 1861 г., т.е. чуть более двух столетий.

Что же было дальше? При регентстве Софьи в 1684 г. наследование поместья уже меньше связывалось с государственной службой: поместье делилось между сыновьями, даже если они не достигли служебного ранга отца. Петр1 ( 1682—1725) пытался спасти дворянские поместья от измельчания своим указом 1714 г. о единонаследии, одновременно запретив отчуждать дворянскую недвижимость. Младшие дворянские дети устремились в столицы в поисках служилых мест, но очень скоро обнаружилось, что мест этих не очень много. Попытки в 1714 и 1715 гг. ввести денежное жалованье чиновникам вместо поместного оклада успеха не принесли: денег в казне как всегда не хватало.

Не удалась попытка Петра сделать 25-летнюю службу для дворян обязательной (1714). В 1722 г. Петр ввел положение о «шельмовании» — гражданской казни и конфискации имущества — дворян, отказывающихся от службы. Табель о рангах, принятая в том же году, должна была способствовать вливанию «свежей крови» в дворянский организм. Но тщетно. «Увиливания» от службы стало обычным делом. Были случаи, когда дворянские недоросли записывались в купеческое сословие, только бы не служить. Отступления от петровской политики не заставили себя ждать.

Уже в 1730 г. Анна Иоанновна отменила указ о единонаследии: уж больно ограничивались права дворян; они даже для уплаты долгов и помощи родственникам не могли продать свое недвижимое имущество. Правда, она еще пыталась заставить всех дворян служить мерами сугубо российскими. Так, императрица в 1737 г. издала указ об обязательном образовании дворянских детей и подготовке их к службе с 16-летнего возраста. Если к 16 годам дворяне оказывались необученными, то их определяли в матросы или солдаты и учили насильно. Совсем уж неграмотных, неспособных к гражданской службе, отсылали в войска рядовыми солдатами. Строгости не помогали, и Петр III 18 февраля 1762 г. Манифестом о вольности дворянской освободил дворян от обязательной службы. Поместья в связи с этим потеряли условный характер и стали обычной частной собственностью, отчуждаемой и наследуемой независимо от службы.

Это был признак кризиса российского феодализма. Эффективность помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, оказалась столь низкой, что уже тогда, при Екатерине II (1762— 1796),вопрос об освобождении крестьян стал злобой дня. Во всяком случае, об этом достаточно свободно писалось в «Трудах» Вольного экономического общества в год его открытия (1765).

Надо было пережить несколько кризисных ситуаций и массовых голодовок, чтобы решиться на подготовку отмены крепостного права. В первой половине XIX в. положение настолько усугубилось, что крепостным стало не по силам выплачивать положенные налоги. Напротив, правительство стало часто выплачивать пособия на прокормление голодающих крепостных.

Первым симптомом неизбежных перемен было разрушение дворянской монополии на землю. В 1801 г. Александр /(1801—1825) предоставил право всем свободным гражданам покупать незаселенную землю вне городов (т.е. сельскохозяйственные угодья без крестьян).

В 1803 г. по Указу о вольных хлебопашцах помещики получили право отпускать на волю крестьян целыми имениями, наделив их землей. Бесславна была судьба этого указа. Во-первых, помещики не очень были настроены давать волю своим бесплатным работникам, ведь в России земля была дешева, а рабочая сила дорога. За 20 лет после указа волю получили всего 0,3% крепостных (47 тыс. человек). Во-вторых, и сами крестьяне не очень стремились на волю. Русские крестьяне оказались мудрее своих образованных владельцев: они поняли, что нельзя создать островок свободы в море всеобщего деспотизма.

Очередной удар по дворянской земельной собственности попытался нанести вьщающийся русский реформатор М.М. Сперанский в годы царствования Александра I. В феврале 1812 г., в предвиденье неминуемой войны с Наполеоном, он ввел прогрессивный подоходный налог с дворянских имений. Налоговая ставка по нынешним временам была божеской: от 1 до 10% годового дохода. Но дворяне не стерпели такого «наглого» посягательства на их налоговый иммунитет со стороны «поповского сына». Сопротивление было отчаянным. Ни разу казна не собрала планируемой суммы налога, недоборы были столь огромны, что смысл в налоге исчезал. В 1819 г. он был отменен.

Путь к освобождению крестьян был долог и тернист. Царизм на этот раз решил отказаться от привычного для России «революционного» стиля: сначала сделать, а потом думать. Крестьянская реформа готовилась неспешно и основательно. Сначала в 1816— 1819 гг. были освобождены без земли крепостные крестьяне Эстляндии, Курляндии и Лифляндии (около 825 тыс. человек). Затем, после . восстания декабристов, Николай I (1825—1855), намереваясь хоть как-то гарантировать крестьянское землепользование, устанавливает минимальный размер крестьянского надела: 4,5 десятины. Он же запрещает продажу крестьян без семьи и без земли «на вывоз», а также отдачу их в аренду на заводы.

В 1830-е гг., которые считаются временем беспросветной реакции, продолжались некоторые послабления в отношении крепостных крестьян. Появились факты чрезвычайного обогащения крепостных предпринимателей, находящихся на оброке. Некоторые помещики даже отдавали свои имения в аренду собственным крепостным. В 1848 г. крестьяне получают официальное право приобретать недвижимое имущество, в том числе землю. В 1837 г. была сделана попытка реформировать управление государственными крестьянами с перспективой облегчить их агротехническое, экономическое и финансовое положение (реформа П.Д. Киселева, министра государственных имуществ). В ходе реформы впервые было применено переселение малоземельных крестьян в заволжские районы страны. В 1840 г. право на волю получили посессионные рабочие. Но на этом фоне вопиющим стало положение массы крепостного крестьянства. Крестьяне убегали и вымирали в буквальном смысле слова. За период с 1836 по 1851 г. количество помещичьих крестьян сократилось на полмиллиона человек (всего же в 1835 г. крепостных было около 22,5 млн человек).

Дело быстро продвинулось после позорного поражения России в Крымской войне 1853—1856 гг. Александр II (1855—1881) в первые же месяцы своего правления заявил по поводу отмены крепостного права: «Лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Сигнал был подан. Шесть лет готовилась реформа. И — свершилось: 19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. В России началась новая эпоха.

Наши рекомендации