Характеристика видов и моделей экономического поведения
Показатель | Характерные признаки | |
Виды поведения | Дистрибутивное (распределительное) | |
Производственное | ||
Обменное | ||
Потребительское | ||
Модели поведения | Монетарное | |
Маркетинговое | ||
Предпринимательское |
Задание 4. Изобразить схематично структуру и последовательность связей механизма мотивации экономического поведения, выделив в нем следующие основные элементы: интересы, мотивы, потребности, результаты, цели.
Вопросы для повторения.
1. Что включает в себя понятие экономического сознания?
2. По каким критериям оценивается уровень развитости экономического сознания?
3. Какие уровни отражения экономической действительности представляют собой понятия «экономическое сознание» и «экономическое мышление».
4. Какие основные пути формирования современного экономического мышления?
5. Что означает поведенческий подход в социологическом анализе экономических явлений?
6. Какие типы социального действия выделял М. Вебер?
7. Какими важнейшими признаками характеризуется понятие экономическое поведение?
8. Что понимал под иррациональными элементами экономического поведения В. Парето?
9. На какие социальные факторы экономического поведения обращал внимание Н. Д. Кондратьев?
10. Какое определение экономического поведения дает Г. Н. Соколова?
11. Какую классификацию экономического поведения приводит В. И. Верховин?
12. Какие основные элементы включает механизм мотивации экономического поведения?
Занятие 3: «Потребительское и предпринимательское поведение, их социальная природа».
Темы для индивидуальных реферативных сообщений.
· Психологические типы потребителей.
· Факторы, влияющие на потребительское поведение семьи.
· Шопинг как вид досуга.
· Навязывание стереотипов потребления через рекламу.
· Туризм как вид потребительского поведения.
· Агротуризм: перспективы и проблемы развития в Беларуси.
Практические задания.
Задание 1. Обратить внимание на содержание потребительского поведения как сложную систему социальных и экономических действий.
Рассмотреть следующие процессы, выделяемые В. И. Верховиным в структуре потребительского поведения и определить, какой из перечисленных процессов можно считать центральным элементом в понимании социально-экономической сущности потребительского поведения:
а) поиск потребительских благ на рынке товаров и услуг;
б) приобретение потребительских благ;
в) рациональное использование, хранение и распределение потребительских благ;
г) ранжирование потребительских наборов с точки зрения возможностей их потребления;
д) построение оптимальных потребительских бюджетов на основе накопления, сбережения, резервирования и траты потребительских благ;
е) извлечение полезных свойств потребительских благ.
Задание 2. Привести конкретные примеры влияния ниже перечисленных обстоятельств на потребительское поведение молодежи:
1) финансовые возможности покупателя;
2) его знание соответствующей группы товаров;
3) мотивация выбора (высокое качество товара, его доступная цена, оригинальность, практическая необходимость и т. п.);
4) социальное положение покупателя;
5) его индивидуально-личностные особенности;
6) его ценностные ориентации;
7) влияние семьи;
8) влияние ближайшего социального окружения – друзей, сверстников;
9) воздействие моды;
10) влияние рекламы;
11) ситуация, в которой происходит покупка и т. п.[39]
Внесите свои собственные дополнения в приведенный ряд факторов потребительского поведения.
Задание 3. Рассмотреть с институциональной точки зрения содержание следующих явлений общественной жизни, связанных с потреблением:
- реклама,
- гипермаркеты,
- бренды.
Привести конкретные примеры признаков для каждого из названных социальных институтов потребления по указанным группам (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Примеры признаков социальных институтов потребления
Социальный институт потребления | Группы признаков | ||||
Образцы поведения | Символы | Утилитар-ные черты | Кодексы поведения | Идеология | |
Реклама | |||||
Гипер-маркеты | |||||
Бренды |
Задание 4. Написать краткое эссе (не более 2-х стр.) об особенностях стиля жизни с точки зрения потребительского поведения представителя одной из следующих профессиональных групп:
- банковский служащий,
- бухгалтер,
- маркетолог,
- менеджер,
- специалист внешнеэкономического ведомства,
- экономист,
- профессор,
- модель.
Вопросы для повторения.
1. Что понимается под функцией потребления и потребительским поведением?
2. В чем главное социологическое отличие потребительского поведения от других видов экономического поведения?
3. Какие существуют модели потребительского поведения?
4. Какие факторы влияют на потребительское поведение?
5. Кто из классиков экономической социологии выделил эффект демонстративного потребительского поведения?
6. Какие особенности свойственны потребительскому поведению в условиях дефицита?
7. Как влияет мода на потребительское поведение отдельных социальных групп населения?
8. С каким явлением развития современного мира связана так называемая «макдольнизация общества»?
9. В каких формах проявляется современное движение потребителей?
10. Какие социологические методы используются для изучения потребительского поведения?
Занятие 4: «Экономическая культура и экономическое поведение».
Темы для индивидуальных реферативных сообщений.
· Взаимосвязь экономического мышления и экономической культуры.
· Культурные ценности бизнеса в историческом контексте.
· М. Вебер о месте культурного фактора в развитии западноевропейского капитализма.
· Экономическая культура и развитие рыночных отношений в Беларуси.
· Место трудовой морали в экономической культуре молодого специалиста.
· Право послушность как черта цивилизованной экономики.
Практические задания.
Задание 1. Рассмотреть и сравнить определения экономической культуры
разных авторов, уточнить, в каких из приведенных определений экономической культуры выделяются ее следующие аспекты: когнитивный, ценностный, символический (табл. 2.5).
Таблица 2.5