Механизм уменьшения асимметричности информации

Помимо прямого страхования рисков, можно создать такую ситуацию, когда сте­пень асимметричности информации заметно снизится, что даст возмож­ность потребителям заведомо обезопасить себя от покупки низкокаче­ственных товаров и услуг. Заметим, что асимметричная информация может складываться не только на рынке товаров, но и на рынке труда, рынке страховых услуг, рынке инвестиционных ресурсов (заемных средств) и др.

Одним из самых распространенных способов уменьшения асиммет­ричности информации являются рыночные сигналы, под которыми по­нимается информация об экономическом благе, целенаправленно посы­лаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский экономист, лау­реат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс.

Что же может служить рыночным сигналом? Первое, что сразу при­ходит на ум, - это реклама. Однако, реклама не снижает степень асим­метричности, поскольку она может распространяться в отношении това­ра или услуги как высокого, так и низкого качества.

Рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия - хорошая отделка мебели, тщательно проложенные швы на одежде, аро­мат продовольственного товара и т. д. - соответствуют более высокому качеству самого товара; репутация продавца; дипломы и сертификаты на рынке труда и т. п.

М. Спенс рассмотрел такой сигнал на рынке труда, как образование. Действительно, каким образом работодатель может узнать о качестве покупаемого им товара, т. е. услугах труда? Как отличить более произ­водительного работника от работника с низкой производительностью? По внешнему виду, на собеседовании перед приемом на работу это сде­лать непросто. Дорогой костюм, качественный макияж и т. п. еще ниче­го не говорят о трудовых навыках человека, пришедшего наниматься, поскольку все это могло быть одолжено у друзей. В модели М. Спенса эффективным рыночным сигналом является образование. Оно говорит о способностях человека, поскольку более способные люди чаще закан­чивают университеты, колледжи и т. п. Следовательно, фирмы при най­ме работников имеют возможность при помощи такого рыночного сигна­ла, как образование, избежать или снизить уровень асимметричной ин­формации, возникающей на рынке труда.

В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства. Дело в том, что брать на себя гарантий­ные обязательства на длительный срок могут только фирмы, которые обеспечивают высокое качество товара и предполагают поэтому, что реальное исполнение таких обязательств не станет частым случаем. А производители низкокачественных товаров, напротив, не заинтересова­ны в долгосрочных гарантиях, которые, возможно, придется исполнять Сочетание гарантий с надежной репутацией повышает эффективность рыночного сигнала.

Обязательная сертификация и контроль за качеством – как воздействие государства на рыночные процессы в целях снижения ассиметричности информации.

Тема 6. Рынки ресурсов

Вопрос 26. Особенности рынков ресурсов

Совокупность элементов природной и искусственной среды, находящихся в распоряжении общества, представляют собой потенциальные экономические ресурсы.

Характерные черты ресурсов

1. Все экономические ресурсы выступают редкими благами (т.е. их нельзя получить бесплатно и в любом количестве).

2. Применение ресурсов требует издержек со стороны хозяйствующих субъектов.

3. Экономические ресурсы бывают:

А) вещественные – земля

Б) людские – наёмная рабочая сила, предпринимательская способность

В) невещественные – информация, знания

4. Все ресурсы носят товарную форму и поступают в оборот через рынки ресурсов с помощью обмена. Рынки ресурсов бывают:

А) первичные – владельцы ресурсов предоставляют их бизнесу – труд, земля, капитал

Б) вторичные – предоставляются бизнесом для бизнеса (т.е. это те ресурсы, которые производит человек – сырьё, энергия, полуфабрикаты).

Рынки ресурсов содействуют эффективному производству товаров и услуг, т.к. приобретают ресурсы только те, кто может их использовать с большей выгодой.

Особенности спроса на ресурсы

1. Носит устойчивый характер, зависит от состояния экономики и изменения потребностей, но определённый спрос на ресурсы есть всегда.

2. По всем видам ресурсов наблюдается концентрация спроса, т.е. ресурсные рынки тяготеют к несовершенству. Подавляющую часть спроса предъявляет предпринимательский сектор.

3. Спрос на ресурсы носит производный характер, т.е. ресурс приобретается в том случае, когда есть спрос на товары, производимые с использованием этого ресурса.

Вопрос 27. Рынок труда и заработная плата.

Рынок труда представляет собой систему отношений по поводу привлечения людей в процесс производства. Это механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (наёмными работниками). Этот рынок включает специально организованные учреждения – биржи труда (государственные учреждения, регулирующие занятость) и индивидуальные сделки по найму рабочей силы. На рынке труда действует закон спроса и предложения. Рабочая сила имеет свою цену, определяемую следующими факторами:

- сложность труда

- уровень квалификации

- тягость труда

- ограниченность талантов

- степень риска

- финансовое положение фирмы

- зарплата конкурентов

- уровень минимальной ЗП, гарантированный государством

- стоимость жизни в данном регионе

Номинальная ЗП – это сумма денег, полученных работником.

Реальная ЗП – это количество благ и услуг, какое работник может купить на свою ЗП.

Особенности товара рабочая сила.

1. мобильность – возможность к переезду в другое место

2. универсальность – способность к переобучению

3. способность создавать новую стоимость.

W (заработная плата)

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

L i L (человеко-часов)

Рисунок 40 - Зависимость индивидуального предложения на рынке труда от уровня заработной платы

Субъектами спроса на рынке выступает бизнес и государства, а субъектами предложения – домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателями работников определяется двумя показателями – размером заработной платы и ценностью (в денежном выражении) предельного продукта – продукта, создаваемого каждым дополнительно нанятым рабочим.

Объем спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в кривой спроса на труд.

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru W

DL

 
  Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

L

Рисунок 41 - График спроса на труд

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Эффект дохода – люди начинают больше ценить рабочее время, когда их заработная плата превышает Wk

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru L

Рисунок 42 - Отраслевое предложение на рынке труда

Кривая предложения труда SL показывает, что при повышении заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении величина предложения труда уменьшается. Но предложение труда отдельного человека выглядит иначе. При повышении ставок заработной платы на предложение труда отдельного индивида влияют эффекты замещения и дохода. До точки SI кривая индивидуального предложения труда показывает увеличение предложения труда при росте заработной платы. Так как каждый час отработанного времени лучше оплачивается, то каждый час свободного времени работником воспринимается как убыток, точнее как упущенная выгода. Эта выгода может быть реализована при превращении свободного времени в рабочее – отсюда стремление заместить свободное время работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Это эффект замещения на рынке труда. Эффект замещения проявляется пока величина заработной платы не достигнет Wk.

Если заработная плата продолжает повышаться, то есть работник достигает определенного уровня материального благополучия. Эффект замещения сменяется эффектом дохода. Логичным является желание не только купить больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. Эффект дохода выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы. Работник стремится перейти на сокращенный рабочий день или получить дополнительные выходные.

Но участок кривой предложения труда с отрицательным наклоном характерен только для индивидуального предложения труда. На отраслевом уровне кривая предложения труда на всем своем протяжении будет иметь положительный наклон. для отраслевого предложения труда характерно преобладание эффекта замещения.

Вопрос 28. Рынок капитала и процент, дисконтирование

Капитал (политэкономический подход по К.Марксу) – это стоимость, приносящая прибавочную стоимость.

Капитал:

- реальный

- потенциальный (фиктивный)

Реальный - воплощен в средствах производства (здания, сооружения, оборудование, сырье ….). Носит название инвестиционных товаров. Предоставляется бизнесом бизнесу на рынке готовых благ.

Потенциальный (фиктивный) – это те денежные средства, которые могут быть направлены на приобретение реального капитала (либо деньги в кредит, либо ценные бумаги). Инвестиционные ресурсы предоставляются первичными владельцами денег (домохозяйствами) бизнесу, а также бизнесом бизнесу.

Определение цены на потенциальный капитал (деньги) происходит на финансовых рынках, которые представляют собой совокупность институтов, обеспечивающих движения средств кредиторов и заемщиков. Использование денег в качестве капитала, т.е. для производственного применения называется инвестированием. Процент выступает как плата за пользование капиталом. Ставкой процента (нормой процента – %´) называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

  доход на капитал %´= ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ * 100% величина ссуды (размер капитала) (18)

Факторы оказывающие влияние на рыночную ставку % (плата за предоставление капитала)

1. Риск

2. Срочность, чем более длителен срок кредитования, тем выше ставка процента.

3. Размер ссуды. Чем меньше размер ссуды, тем выше ставка процента, т.к. риск невозврата мелких сумм выше, чем риск не возврата крупных сумм.

4. Инфляционные ожидания.

В случае, когда надо принять решение о применении денег сейчас или в будущем периоде, пользуются процедурой дисконтирования – это определение текущей стоимости будущих денежных поступлений путем очищения их от дохода, наросшего на них по правилу сложных процентов (формула 19).

Sn=S0*(1+r)t (19)

Sn - вклад после t лет начисления процентов, руб

S0 -первоначальная сумма вклада, руб

r – объявленная годовая ставка банковского процента, в долях единиц

t – количество лет начисления вклада.

Правило сложных процентов с внутригодовыми начислениями процентов рассчитываются по формуле 20:

Sn=S0*(1+ Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru t *m

где t – количество лет начисления процентов

m – количество начислений в год.

Пример. Коммерческий банк выплачивает проценты по вкладам на следующих условиях:

на срок не менее года – 15% годовых;

не менее 6 месяцев – 13 % годовых;

не менее 3 месяце – 12 % годовых.

Вы располагаете суммой 100000руб. какая форма вклада принесет наибольший годовой доход?

Vp=Vt/(1+r) Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru , где Vp-сегодняшняя стоимость будущей суммы денег.

Vt –сумма денег, которую мы получили через несколько лет.

t – количество лет.

r – ставки процента в десятичных дробях.

Например, вкладываем в проект 5 млн. рублей, через 10 лет получим 6 млн. рублей, ставка процента в банке r=0,02.

В результате реализации проекта в течении 10 лет ежегодно получаем 600 тыс. рублей. прибыли. Выгоден ли проект? Сравним сегодняшние затраты 5 млн. рублей. и будущие доходы. Для этого воспользуемся процедурой дисконтирования.

Vp = Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

Таким образом, приведя денежные поступления 10-ти лет к сегодняшнему дню мы получим более 5 млн.дол. Проект выгоден. Решите задачу, если ставка процента в банке r=0,04.

Вопрос 29. Особенности рынка земли

Земля – это территория + природные ресурсы.

Рынку земли свойственна неэластичность предложения (с увеличением цены на землю величина предложения не изменяется), т.к. человек не формирует природный потенциал (количество земли ограничено). Многоцелевой характер использования большинства природных ресурсов – воду можно применять и на производстве, и в быту; на земле можно выращивать вишнёвый сад, а можно сдавать в аренду под дачи. Земля – это наиболее производительный фактор.

В процессе использования земли в сельском хозяйстве чётко разделяют два явления:

1. землевладение – это субъект имеющий в своём распоряжении землю, выступает полным собственником. Полный собственник и он же пользователь – это фермер.

2. Землепользование – этот процесс осуществляет делегирование права пользования землёй. Землевладелец и землепользователь, – разные хозяйствующие субъекты.

Это разделение понятий важно для понимания разделения понятий получения дохода.

Дифференциальная рента – это разница между рыночной ценой с/х продукции и индивидуальной ценой продукции на более плодородных землях.

Землевладелец, как всякий предприниматель, нанимает такое количество работников, которое обеспечило бы ему максимизацию дохода, который получается как разница от продажи полученной продукции (TR) и издержек на найм рабочей силы (ТС).

R=TR─TC (21)

R – рента.

Рента, получаемая с участков разным плодородием – дифференциальная рента.

В случае, когда пользователь арендует землю, то он выплачивает владельцу арендную плату, в которую помимо ренты включаются другие выплаты, связанные с наличием капитала на земле (здания, сооружения…). В этом случае арендная плата будет, определятся в процессе соотношения спроса и предложения земли. Если на рынке складывается ситуация, когда предложение земли не велико, а спрос велик, то арендная плата растёт.

А если фермеры не предъявляют спрос на землю, то собственникам трудно сдать её в аренду, то арендная плата будет падать.

Рента – это остаточный доход, который получает собственник земли, если он её использует.

Арендная плата – это (рента + другие выплаты) – платит фермер собственнику, у которого берёт землю в аренду.

А сколько же составляет цена участка земли? Владелец денег может положить их в банк, может купить участок земли и сдать его в аренду. Таким образом, Vr – цена земли по формуле 22:

Размер арендной платы (ренты) Vr = ———————————————— *100% Величина банковского процента   (22)

Например, если у нас 20 000 рублей, то мы можем положить их в банк под 5% годовых, а можем купить участок земли и сдать его в аренду за 1 000 рублей. Выгода будет одинакова.

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru - цена земли

Вопрос 30. Прибыль как факторный доход.

Предпринимательство – это особый производственный ресурс, это особое качество рабочей силы, характеризующее следующими чертами:

- интеллект

- неформальный подход в оценке действительности

- активное экономическое поведение

- мобильность деятельности

- постоянные инновации, т.е. поиск принципиально новых решений

Форма дохода на этот ресурс, называется прибыль.

Нормальная прибыль – это минимальная плата за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела (т.е. то, что в современной экономической науке называют безусловной заработной платой предпринимателя).

Экономическая прибыль – это доход за вычетом всех экономических затрат (включая нормальную прибыль, как плату за предпринимательский ресурс).

Бухгалтерская прибыль – это разница между выручкой от реализации и бухгалтерскими затратами фирмы (выплаты всем поставщикам ресурсов).

Вопросы для закрепления

1. Какие факторы определяют устойчивые различия в заработной плате?

2. Каким образом бизнесмен получает нормальную прибыль? Какова при этом структура стоимости товара?

3. Дайте понятие процентной ставке и факторам ее определяющим.

4. Дайте определение понятию "дисконтирование"

5. Кто и почему получает земельную ренту? Какова природа земельной ренты?

6. Дайте понятие дифференциальной земельной ренты.

Задания для закрепления

1. Деньги: возникновение, сущность, функции. Современные деньги.

2. Финансовая система. Госбюджет и его структура.

3. Отдача от масштаба производства.

4. Равновесие монополии в краткосрочном периоде.

5. Преодоление асимметрии информации.

6. Эффект замены и эффект дохода.

Задачи

1. Пьер покупает 30 роз в месяц по цене, меньшей 4 рублей, и не покупает вовсе при более высоких ценах. Жан покупает 40 роз в месяц по цене, меньшей 3 рублей, и не покупает вовсе при более высоких ценах. Постройте график суммарного спроса на розы.

2. Цена свеклы — 6 р./кг. Издержки фермера в рублях равны ТС=700 + 0,01 Q2, где Q - объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

3. Функция полезности потребителя U=4x+5y, где х - количество бубликов, произведенных хлебозаводом № 1, ау - количество бубликов, произведенных хлебозаводом № 2. Является ли товар «бублики» однородным для данного потребителя?

3. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 7. Национальная экономика: основные результаты и их измерение

Вопрос 31. Национальная экономика: основные цели, задачи, структура

Национальную экономику изучает раздел экономической теории – макроэкономика. Макроэкономика изучает экономические явления, охватывающее все национальное хозяйство, как единую целостную систему. Проблемы, изучаемые макроэкономикой – инфляция, безработица, качество жизни, валовой национальный продукт и темпы его роста.

Национальная экономика – это единая совокупность хозяйственных связей, объединяющий все звенья экономики в единый народно-хозяйственный комплекс. Единство этого комплекса обеспечивают:

А) общественное разделение труда между крупными фирмами, отраслями производства и регионами страны;

Б) кооперирование (объединение) крупных фирм;

В) национальный рынок, образующий единое экономическое пространство.

Структура национальной экономики

Национальная экономика опирается на свою базу, которая призвана обеспечить национальные потребности и интересы. Сюда входят:

1. Производство общественных благ и услуг.

2. Общенациональная инфраструктура

3. Производственные отрасли

4. Социальные виды хозяйства.

Государство устанавливает макроэкономические связи, которые по вертикали связывают его со всеми фирмами и домохозяйствами. Через эти связи государство активно проводит экономическую политику, используя финансы, кредит, бюджет и другие имеющиеся в его распоряжении средства. Субъекты национальной экономики – государства, фирмы, домохозяйства.

Вопрос 32. Макроэкономические показатели

Макроэкономические показатели – это количественная оценка результатов деятельности национальной экономики. По ним можно определить: какими темпами развивается экономика, развивается ли она вообще и улучшается ли благосостояние граждан.

Макроэкономические показатели.

1. Валовой национальный продукт ВНП – включает в себя всю продукцию, произведённую с использованием земли, рабочей силы, капитала и предпринимательского ресурса, поставляемых гражданами России, независимо от того, где размещаются эти ресурсы в России или за рубежом. Продукция, произведённая гражданами РФ во Франции, включается в ВНП России.

2. Валовой внутренний продукт ВВП – включает в себя стоимость всех товаров и услуг, произведённых в России независимо российские это ресурсы или поставляемые из-за границы. Разница между показателями ВНП и ВВП незначительна, ок. 1%.

3. Чистый национальный продукт ЧНП – это ВНП за вычетом амортизационных отчислений (ЧНП = ВНП – амортизация).

4. Национальный доход НД – это сумма доходов всех владельцев участвующих в производстве факторов, т.е. это сумма заработной платы, прибыли, процента и ренты. НД = ЧНП – косвенные налоги на предпринимателей.

5. Личный доход – это полученный доход, который остаётся после вычета из заработного дохода налогов на прибыль, взносов на социальное страхование и добавление суммы всех трансфертных платежей.

6. Располагаемый доход – это личный доход минус индивидуальные налоги.

Цена рыночной корзины в данном году

7. Индекс цен =-------------------------------- *100% (23)

Цена такой же корзины в базовом году

Дефлятор показывает процент роста цен в данном году по сравнению с базовым годом. Рост индекса цен с течением времени свидетельствует об инфляции; снижение индекса цен указывает на дефляцию. Дефлятор позволяет определить реальный ВВП с учётом инфляции:

Номинальный ВВП Реальный ВВ= -------------------------------- Индекс цен(сотые доли) (24)

Реальный ВВП выражает стоимость общего объёма продукции, произведённой в разные года, таким образом, как если бы цены на продукцию, оставались неизменными в течении всего рассматриваемого периода, начиная с базового года.

Практические функции макроэкономики – это формирование принципов и рекомендаций в области:

- оптимального экономического роста

- поддержания макроэкономического равновесия

- формирование оптимальной структуры экономики

- нахождение путей эффективного подключения страны к мирохозяйственным связям

- наиболее целесообразное осуществление функций государства.

Валовой национальный продукт включает в себя всю продукцию, произведенную с использованием земли, рабочей силы, капитала и предпринимательского ресурса, поставляемых гражданами страны, независимо от того, где размещаются эти ресурсы – на территории страны или за границей.

ВНП – это совокупный объем производства. для того, чтобы рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги. произведенные в данном году, были учтены не более одного раза.

Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Чтобы избежать многократного учета компонентов продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключаются сделки с промежуточной продукцией.

Под конечным продуктом мы понимаем товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для продажи или дальнейшей переработки.

Объем конечных продуктов включается в ВНП, а объем продаж промежуточных продуктов исключается из него. Так как в стоимость конечных продуктов уже входят промежуточные сделки, из ВВП исключаются:

а) финансовые сделки:

- государственные трансфертные платежи;

- частные трансфертные

- частные трансфертные (подарки, просто передача средств от одного частного лица к другому);

- сделки с ценными бумагами – денежные средства, вовлеченные в эти операции, непосредственно не участвуют в текущем производстве продукции. Но выпуск новых акций и облигаций можно учитывать в ВНП, так как деньги в этом случае денежные средства поступают от владельцев к предпринимателям, которые приобретут на них инвестиционные товары.

Вопрос33. Макроэкономическое равновесие

Рыночная экономика, состоящая из множества локальных рынков, сама является огромным рынком. И, как для нормального функционирования отдельного рынка, необходимо равновесие между спросом и предложением, так и в масштабах всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос (АД) – это товары и объёмы услуг, которые внутренние потребители, фирмы и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. Зависимость между уровнем цен и спросом на реальный объем производства описывается кривой совокупного спроса (АД).

Совокупное предложение (АS) – это объем производства реального внутреннего продукта при любом возможном уровне цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий – его сокращение. Зависимость между общим уровнем цен и национальным объемом производства описывает кривая совокупного предложения. (АS).

В макроэкономическом анализе на первый план выступают равновесие между расходами и доходами общества, т.е. равновесие между АД и АS. При этом важно выяснить может ли рыночный механизм обеспечить это равновесие при полной занятости.

АД – это кривая совокупного спроса

Y – валовой внутренний продукт

Y=C+I+G+Xn (25)

где, C – потребительские расходы

I – расходы на приобретение инвестиционных товаров

G – расходы государства

Xn – превышение экспорта над импортом

1. Классическая теория макроэкономического равновесия.

Представители классического направления (Д. Рикардо, А. Смит, А. Маршалл) рассматривали общеэкономическое равновесие только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон Ж. Б-Сэя (1762-1832) – предложение товаров создаёт свой собственный спрос (т.е. весь доход будет потрачен на покупки товаров).

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

Рисунок 43 - Классическая модель макроэкономического равновесия

В 1929г. рыночная экономика столкнулась с длительным состоянием макроэкономического неравновесия. Эту ситуацию попробовал объяснить Д. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г).

2. Кейнсианская модель «Национальный доход – совокупные расходы» или Кейнсианский крест представлен на рисунке 44.

совокупные расходы

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru

Рисунок 44 - «Кейнсианский крест» (модель «доходы – расходы»)

Линия 45º – в любой точке этой линии доходы равны расходам. С – потребительские расходы.

Совокупные расходы – это потребительские расходы, инвестиционные, государственные и превышение экспорта над импортом. Наращивание инвестиций, ведёт к росту национального дохода и способствует достижению полной занятости. Таким образом, чтобы достичь равновесия в макроэкономике, государство не только должно стимулировать инвестиции I, но и осуществлять государственные расходы G.

Эффект мультипликатора – увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причём на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

Д.М. Кейнс отводит особую роль государства в создании «инвестиционного толчка». Проекты государства реализуются в виде организации общественных работ – строительство мостов, дорог. Это увеличит платёжеспособный спрос на многих рынках, что приведёт к увеличению производства.

Оживление деловой активности, рост занятости приведёт к повышению склонности и инвестированию у различных предпринимателей, это производные инвестиции. Это носит название эффекта акселерации.

Эффект акселератора – изменение спроса на инвестиции зависит от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода I=h∆Y.

I – инвестиции, h – коэффициент акселератора, ∆Y – увеличение дохода.

Процессы мультипликации и акселерации взаимосвязаны. В Кейнсианской модели равновесный объём производства может не совпадать с объёмом, соответствующим полной занятости. Государство ликвидирует недостаток инвестиций в застойной экономике соответствующим увеличением бюджетных расходов, т.е. стимулируя совокупный спрос.

Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос – совокупное предложение» (Монетаристская модель, сер.70-х годов).

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объём внутреннего продукта, рисунок 45.

уровень цен

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru реальный внутренний продукт

Рисунок 45 - Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение» реальный внутренний продукт.

Р1 – равновесный уровень цен

Q1 – равновесный внутренний продукт

Изменение равновесного состояния:

1. Увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке приводит к увеличению реального объёма производства Q2, но не повышает уровень цен, т.к. при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, незанятая рабочая сила.

2. Увеличение спроса на промежуточном отрезке, приводит к увеличению как реального объёма производства Q3, так и уровня цен P3. Экономика приближается к состоянию полной занятости. Чтобы расширить объём производства, необходимо привлечь дополнительные трудовые ресурсы и сырьевые ресурсы, необходимо повысить цену на них.

3. Увеличение спроса на вертикальном отрезке приводит к повышению уровня цен P4, но реальный объём производства не увеличивается, т.к. не может превысить уровень полной занятости. Полный уровень занятости соответствует естественному уровню безработицы (3-7% трудоспособного населения). Экономика на вертикальном отрезке работает на полную мощность. Отдельные фирмы могут увеличивать производство, только «переманивая» ресурсы у других фирм. Увеличение совокупного спроса в этом случае, указывает на инфляцию спроса.

Эффект «храповика» представлен на рисунке 46.

уровень цен

Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru Механизм уменьшения асимметричности информации - student2.ru реальный внутренний продукт

Рисунок 46 - Эффект «Храповика»

Если совокупный спрос уменьшается с АД1 до АД2, то первоначальное равновесие не установится, реальный объём производства уменьшится, а цены становятся «негибкими» в сторону понижения – эффект «храповика» - однажды поднявшиеся цены на ресурсы уже не понизятся. Некоторые экономисты не уверены, что этот эффект существует и сейчас, они утверждают, что снижение роли профсоюзов может привести к эластичности заработной платы, растущая иностранная конкуренция подрывает власть монополий противостоять снижению цен.

Вопрос 34. Экономический рост и его типы

Экономический рост означает поступательное движение экономики, её прогресс и развитие. Экономический рост – это увеличение объёмов, созданных за определённый период товаров и услуг. Цель – рост благосостояния. Показатель, с помощью которого измеряется экономический рост – валовой национальный продукт, т.к. численность людей растёт, потребности возрастают, экономика должна обеспечивать непрерывный прирост благ. Таким образом, жизнеспособность экономической системы определяется тем, в какой степени она может решить эту задачу.

Типы экономического развития:

1. Эволюционный (НТП) – постепенное совершенствование техники в рамках действующих научно-технических принципов.

2. Революционный (НТР) – использование качественно новых научно-технических принципов, качественный скачок в развитии производительных сил общества, переворот в технике и технологии.

Типы экономического роста:

1. Экстенсивный тип – увеличение производства товаров и услуг происходит за счёт привлечения дополнительных факторов производства – земли, труда, капитала, при этом их качественный и технический уровень остаются неизменными.

2. Интенсивный тип – увеличение производимых благ достигается за счёт роста производительности труда, совершенствования технической базы, более эффективного использования всех факторов производства.

Факторы экономического роста приведены в Таблице 2.

Таблица 2 - Факторы экономического роста

ресурс     показатель использования   Способ улучшения использования   Показатели эффективного использования
1.Природные Различные для каждого вида Глубокая переработка сырья, использование отходов Материалоёмкость продукции
2.Трудовые Численность трудоспособн. населения, его квалификация Образование, Здравоохранение, Культура Производительность труда
3.Предпринимательский рес

Наши рекомендации