Основные формальные международные экономические

Организации

Формальные международные экономические организации в свою очередь делятся на: правительственные (участниками которых являются непосредственно государства) и неправительственные (в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации).

Международные правительственные организации имеют систему постоянно действующих органов и являются субъектами международного права. Международные правительственные организации бывают:

1) универсального характера, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира (например, система Организации Объединенных Наций);

2) регионального (ЕБРР − Европейский банк реконструкции и развития) и межрегионального (ОЭСР) характера;

3) торгово-экономического характера, в мире насчитывается примерно 300 организаций (фундамент мировой торговли формируют следующие организации: Всемирная торговая организация, ЮНКТАД – входят в систему ООН; МТО и др.);

4) валютно-финансового и кредитного характера (к ведущим финансовым организациям относятся: Группа Всемирного банка, МВФ – входят в систему ООН; БМР, ЕБРР);

5) специализированные экономические и научно-технические организации (к ведущим относят: ЮНИДО, ФАО, ВОИС, МАГАТЭ, МОТ- входят в систему ООН);

6) товарные организации, функционирующие в отдельных товарных сегментах мирового рынка (ОПЕК – организация стран (Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия) экспортеров нефти; Международные правительственные организации по: текстильным товарам, по кофе, по какао, по олову).

Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Система Организации Объединенных Наций включает саму ООН с её главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряд программ, советов и комиссий. Эта система может быть представлена следующим образом:

1. Генеральная Ассамблея (ГА):

1.1.Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Женева, Швейцария.

1.2. Программа развития ООН (ПРООН), Нью-Йорк, США.

1.3. Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Найроби, Кения.

1.4. Всемирный продовольственный совет (ВПС), Рим, Италия.

2. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС):

2.1. Мировая продовольственная программа (МПП), Рим, Италия.

2.2. Международный торговый центр (МТЦ), Женева, Швейцария.

2.3. Специализированные учреждения:

2.3.1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Рим, Италия.

2.3.2. Международный Банк реконструкции и развития (МБРР, или Всемирный банк), Вашингтон, США.

2.3.3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Монреаль, Канада.

2.3.4. Международная ассоциация развития (МАР), Вашингтон, США.

2.3.5. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР), Рим, Италия.

2.3.6. Международная финансовая корпорация (МФК), Вашингтон, США.

2.3.7. Международная организация труда (МОТ), Женева, Швейцария.

2.3.8. Международный валютный фонд (МВФ), Вашингтон, США.

2.3.9. Международная морская организация (ММО), Лондон, Великобритания.

2.3.10. Международный союз электросвязи (МЭС), Женева, Швейцария.

2.3.11. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), Вашингтон (США).

2.3.12. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Женева, Швейцария.

2.3.13. Организация объединенных Наций по промышленному развитию (ВОИС), Женева, Швейцария.

3. Автономные организации:

3.1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Вена, Австрия.

3.2. Всемирная торговая организация (ВТО), Мадрид, Испания.

О некоторых из перечисленных организаций ниже будет сказано подробнее.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, а также Польша. В течение 1946-2006 годов в ООН было принято ещё 141 государство (фактически в этот период в состав ООН входило больше государств, но число уменьшено за счёт выхода из состава ряда государств, таких как Югославия и Чехословакия вследствие их разделения на независимые государства).

14 июля 2011 года, с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств − членов ООН составило 193.

Среди 51 страны-основателей ООН, наряду с СССР, были и две союзные республики: Белорусская ССР и Украинская ССР.

Генеральный секретарь ООН − Пан Ги Мун (Южная Корея). Конец первого срока:1 января 2012г.

ОЭСР– организация экономического сотрудничества и развития была создана в 1961 г. 20-тью государствами учредителями. Штаб-квартира организации располагается в Париже (Франция). Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). Генеральный секретарь (с 2006г.) − Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран − членов организации. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

ОЭСР принимает 2 вида решений: постановления обязательные для всех стран-членов, и соглашения, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые. Главные задачи ОЭСР: анализ состояния экономик стран-членов, составление дважды в год прогноза их развития на ближайшие 1,5 года, разработка рекомендаций в области регулирования хозяйства на макро- и отраслевом уровне, включая международную торговлю, координация политики в области финансовой помощи развивающимся государствам. Являясь органом по согласованию основных направлений экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных международных соглашений. Организация регулярно распространяет аналитические и статистические материалы: основные экономические показатели, состояние бюджета, внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира. Выпускаются специальные монографии, журналы, экономические отчеты и прогнозы, технические и статистические бюллетени и др. Свыше 150 специализированных комитетов, рабочих групп и экспертных комиссий заняты изучением широкого спектра экономических и социальных проблем. Статус наблюдателей имеют МБРР и МВФ. Высший орган ОЭСР – Совет, заседает 1 раз в год в составе министров иностранных дел, торговли, финансов или экономики стран-членов.

Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994г. Нормативно-правовую основу текущего сотрудничества составляют подписанные в 1994г. Декларация о сотрудничестве между ОЭСР и Российской Федерацией, определяющая его основные направления и регулирующая условия деятельности ОЭСР в России и Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. В соответствии с этими документами, ОЭСР, в частности, обязалась оказывать содействие России в переходе к рыночной экономике, включая разработку и осуществление рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, создание институтов и инструментов рыночной экономики. В практическом плане в целях координации взаимодействия министерств и ведомств России, сотрудничающих с ОЭСР, в 1994 г. была создана Межведомственная комиссия во главе с заместителем министра иностранных дел России, в круг задач которой входит разработка мероприятий по обеспечению переговоров о вступлении России в ОЭСР, определение общей линии сотрудничества с Организацией. Позднее на уровне Правительства РФ была создана Комиссия правительства РФ по вопросам ВТО и взаимодействия РФ с ОЭСР, что отражало необходимость параллельного решения вопросов вступления России в ВТО и ОЭСР. Сейчас эту Комиссию возглавляет Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Игорь Иванович Шувалов.

В 1995 году была введена в действие первая годовая рабочая программа взаимного сотрудничества, которая с тех пор является основным инструментом планирования сотрудничества ОЭСР и России. В соответствии с этими программами сотрудничество России и ОЭСР шло по следующим направлениям:

- оказание консультативного содействия ОЭСР России в осуществлении рыночных преобразований;

- участие российских представителей в качестве наблюдателей в работе ряда комитетов и рабочих групп ОЭСР, количество которых постоянно расширялось;

- участие российских экспертов в исследовательских проектах ОЭСР, в работе по сбору статистической информации и разработке статистических показателей;

- участие российских экспертов в конференциях и семинарах ОЭСР;

- доступ России к информационно-аналитическому потенциалу ОЭСР.

Реальное взаимодействие ОЭСР и России осуществляется в рамках Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР. Центр реализует общую и специальные (для конкретных стран) программы, а также программу обучения. Координация сотрудничества Россия и ОЭСР в соответствии с рабочими программами осуществляется Московским офисом Центра по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.

Очевидно, что будущее членство в ОЭСР существенно расширит нормативно-правовую базу сотрудничества. Россия должна будет предоставить дипломатический иммунитет сотрудникам ОЭСР, находящимся на территории нашей страны, и со своей стороны делегировать постоянного представителя в Совет ОЭСР. Кроме того, Россия должна будет присоединиться к Конвенции о создании ОЭСР, а также ряду других международных соглашений, участниками которых являются все страны-члены ОЭСР.

За последнее десятилетие накоплен обширный и полезный опыт сотрудничества России и ОЭСР. России удалось поднять уровень политического диалога с ОЭСР, а также фактически приобрести особый статус страны-партнера.

Россия участвует в работе большего числа Комитетов и вспомогательных органов ОЭСР, чем любая другая страна, не являющаяся членом Организации. На протяжении последних 10 лет круг комитетов и рабочих групп ОЭСР, в которых Россия участвует в качестве наблюдателя, постоянно расширялся. В 2007году Россия являлась наблюдателем в 20 комитетах и рабочих группах ОЭСР.

В настоящее время Россия активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах ОЭСР и нескольких рабочих группах (табл.13.2.), что дает России право высказывать позицию своего государства по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Рассматривался вопрос о получении статуса наблюдателя еще в нескольких комитетах (по страхованию, торговле, финансовым рынкам, помощи развитию, госуправлению, в рабочей группе по борьбе с коррупцией), однако теперь, вероятно, этот вопрос будет решен вместе с ожидаемым вступлением России в ОЭСР.

Таблица 13.2.

Наши рекомендации