Тенденции в области инвестиционной политики

Более двух третей мер инвестиционной политики, о которых было сообщено в 2010 году, касались такой области, как либерализация и поощрение ПИИ. Особенно это касалось Азии, где относительно значительное число мер было направлено на облегчение условий доступа и размещения иностранных инвестиций. Большинство мер по поощрению и облегчению инвестиций было принято правительствами стран Африки и Азии. Эти меры включали в себя рационализацию процедур допуска и открытие новых или расширение существующих специальных экономических зон.

С другой стороны, почти одна треть всех новых мер, принятых в 2010 году, относилась к категории регулирования и ограничения инвестиций, что подтверждает тенденцию к расширению их использования, наметившуюся с 2003 года. Принятые в последнее время ограничительные меры коснулись главным образом нескольких отраслей, в частности отраслей, основанных на использовании природных ресурсов, и финансовых услуг. Накопление ограничительных мер за последние годы и сохранение тенденции к их наращиванию, а также ужесточение процедур допуска ПИИ повысили риск инвестиционного протекционизма.

Либерализация и поощрение инвестиций остаются доминирующим элементом проводимой в последнее время инвестиционной политики рис.10.1[59]. Тем не менее, по мере нарастания в последние годы числа ограничительных инвестиционных мер и административных процедур повысился риск инвестиционного протекционизма.

Тенденции в области инвестиционной политики - student2.ru

Рис. 10.1. Соотношение либерализации и регулирования в инвестиционной политике стран[по источнику: UNCTAD, World Investment Report 2011]

На ландшафт инвестиционной политики все более и более влияет колоссальное множество добровольных стандартов корпоративной социальной ответственности (КСО). Правительства могут обеспечить максимальные выгоды для развития от использования этих стандартов, проводя соответствующую политику, в частности обеспечивая согласование требований к корпоративной отчетности, принимая программы укрепления потенциала и интегрируя стандарты КСО в международные инвестиционные режимы.

Режим международных инвестиционных соглашений (МИС) находится на перепутье. В условиях, когда насчитывается почти 6 100 договоров, когда ведется множество переговоров и действуют многочисленные механизмы урегулирования споров, ситуация почти достигла той точки, когда эта система становится слишком громоздкой и сложной как для правительств, так и для инвесторов, и все же она остается недостаточной для охвата всех возможных двусторонних инвестиционных взаимоотношений (для чего потребовалось бы еще 14 100 двусторонних договоров). В настоящее время полемика по поводу будущей ориентации режима МИС и его воздействия на процесс развития обостряется.

Политика в области ПИИ становится все более взаимосвязанной с промышленной политикой на национальном и международном уровнях. Задача заключается в таком управлении этой взаимосвязью, которая поставит эти два направления политики на службу процессу развития. Ключевое значение имеет также нахождение «золотой середины» между укреплением отечественного производственного потенциала, с одной стороны, и недопущением инвестиционного и торгового протекционизма – с другой, равно как и укрепление международной координации и сотрудничества

Одну третью часть прямых иностранных инвестиций осуществляют международные корпорации – организационная форма функционирования крупного бизнеса, при котором компания осуществляет прямые иностранные инвестиции.

Международные корпорации

Единого общепринятого определение ТНК не существует. В документах ЮНКТАД «ТНК – это акционерная или частная компания, включающая материнскую компанию и ее филиалы. При этом материнская компания – это предприятие, контролирующее активы или другие единицы за пределами страны базирования, обычно посредством владения определенной частью акционерного капитала»[70].

В настоящее время в мире насчитывается 82 тыс. ТНК. Число филиалов ТНК – 810 тыс., число занятых в ТНК – 67 млн. человек. В 2010 году добавленная стоимость в рамках мирового производства ТНК составила приблизительно 16 трлн. долл. − около четверти глобального ВВП. На зарубежные филиалы ТНК приходилось более 10% глобального ВВП и треть мирового экспорта. Важным новым источником ПИИ являются государственные ТНК. Насчитывается как минимум

650 государственных ТНК, которые имеют 8 500 зарубежных филиалов по всему миру[59].

В 1990 году ЮНКТАД ввела понятие «индекс транснациональности (ИТН)» международных корпораций, который рассчитывается как среднее значений трех показателей: доля зарубежных активов в общих активах компании, доля зарубежных продаж в общем объеме продаж, доля занятых в зарубежных филиалах компании в общей численности занятых в компании. Более высокий ИТН имеют компании из малых развитых стран, обладающие менее емким внутренним рынком (Нидерланды, Бельгия, Швейцария) и Великобритании.

Государственная поддержка прямых иностранных инвестиций:

1. Государственные гарантии возврата прямых иностранных инвестиций. Правительство принимающей страны и страны базирования для привлечения иностранных инвестиций дают государственные гарантии возврата части или полной суммы инвестиций в случае непредвиденных обстоятельств изменения законодательства, смена власти. Предоставлением гарантий возврата инвестиций занимается созданное под эгидой Мирового банка Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

2. Страхование прямых иностранных инвестиций. Прямой инвестор приобретает в национальной страховой компании страны базирования страховку стоимостью менее 1 % суммы прямых иностранных инвестиций и в случае возникновения страхового случая получает страховые выплаты. Страхованием прямых инвесторов занимаются национальные страховые компании.

3. Заключение соглашений об исключении двойного налогообложения прямых иностранных инвестиций.

4. Административная и дипломатическая поддержка прямых инвесторов.

В настоящее время действуют, так называемы, глобальные ТНК, использующие глобальные маркетинговые стратегии, объединяющие весь мир единым рынком товаров и услуг.

Существует два вида основных конкурентных преимуществ фирмы: более низкие издержки и дифференциация товаров.

Индекс интернационализации (ИН) для ТНК рассчитывается как доля зарубежных филиалов в общем числе филиалов компании. Крупнейшие ТНК по объему зарубежных активов представлены в табл.:11.2[70].

Можно разделить возможные способы получения конкурентных преимуществ на две группы. Первая группа используется и компаниями, оперирующими только на внутреннем рынке (преимущества общего порядка, это - обладание собственной технологией; «гудвилл»; экономия на масштабах производства; экономия на масштабе закупок, на сбыте, на финансировании, на рекламе; покровительство государства. Вторая группа преимуществ, связана с мультинационализацией. К ней относят: мультинациональные возможности маркетинга, мультинациональные источники снабжения, мультинациональная диверсификация, опыт менеджмента нескольких стран, экономия агломерации (территориально-проиводственное кооперирование в кластерах).

Особенности глобальных ТНК

1. ТНК переносят в развивающиеся страны и страны с трансформируемой экономикой не только производственно-сбытовые подразделения, но и подразделения НИОКР.

2. Производство, передача и использование современных технологий в рамках замкнутого корпорационного цикла.

3. Межстрановая мобильность менеджеров крупнейших ТНК.

4. Происходит переплетение международного производства товаров с международным движением капитала.

5. Процессы слияния и поглощения.

6. Создание стратегических альянсов ТНК в наукоемких отраслях в акционерной т неакционерной формах.

7. Способность ТНК координировать деятельность в рамках глобальной производственно-сбытовой цепочки(ГПСЦ).

ТНК могут принять решение осуществлять такую деятельность самостоятельно (интернализация) или могут поручить заниматься ею другим компаниям (экстернализация), т.е. сделать выбор, аналогичныйрешению «производить или закупать». В тех случаях, когда интернализация имеет трансграничное измерение, она приводит к размещению ПИИ, т.е. международные потоки товаров, услуг, информации и других активов являются внутрикорпоративными и находятся под полным контролем ТНК. Экстернализация приводит либо к классической торговле, в рамках которой ТНК никак не контролируют другие компании, либо − в качестве промежуточного «среднего» варианта − к формированию не связанных с участием в капитале механизмов взаимоотношений, в рамках которых договорные схемы и относительные переговорные позиции обусловливают операции и поведение компаний принимающих стран. Такое «обусловливание» может оказывать существенное воздействие на поведение предприятий, требуя от компании принимающей страны, например, инвестировать в оборудование, менять процессы, внедрять новые процедуры, улучшать условия труда или использовать оговоренных поставщиков. В конечном счете, конфигурация собственности и контроля в рамках ГПСЦ является следствием целого ряда стратегических выборов ТНК. В типичной производственно-сбытовой цепочке ТНК контролирует всю последовательность операций: от закупки производственных ресурсов, производственных операций до распределения, продаж и послепродажного обслуживания. Кроме того, компания занимается такой деятельностью, как функции в сфере ИТ или НИОКР, которые подкрепляют все звенья производственно-сбытовой цепочки. В полностью интегрированной компании деятельность во всех этих звеньях производственно-сбытовой цепочки осуществляется собственными силами (интернализация), что приводит к размещению ПИИ, если такая деятельность осуществляется за рубежом. Вместе с тем во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки ТНК могут сделать выбор в пользу экстернализации деятельности через различные способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале (СНУК). Например, вместо создания производственного филиала (т.е. размещения ПИИ) в принимающей стране ТНК может передать производственные функции производителю-подрядчику или разрешить местной компании производить продукцию по лицензии. В конечном счете выбор ТНК между ПИИ и СНУК (или торговлей) в любом звене производственно-сбытовой цепочки зависит от ее стратегии, относительных издержек и выгод, сопряженных с этим рисков и практической применимости существующих вариантов. В одних звеньях производственно- сбытовой цепочки СНУК могут заменять ПИИ, а в других они могут дополнять друг друга. Согласно оценкам, в 2010 году трансграничная деятельность на базе СНУК во всем мире генерировала объем продаж, превышающий 2 трлн. долларов. Из этой суммы на подрядное промышленное производство и аутсорсинг услуг приходилось 1,1-1,3 трлн. долл., на франшизинг – 330-350 млрд. долл., на лицензирование – 340-360 млрд. долл., а на управленческие контракты порядка 100 млрд. долларов [59]. В современном мире политика, направленная на углубление интеграции развивающихся стран в глобальные производственно- сбытовые цепочки, должна выходить за пределы ПИИ и торговли. Тем, кто занимается разработкой политики, необходимо учитывать способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале (СНУК), такие, как подрядное промышленное производство, аутсорсинг услуг, подрядное сельское хозяйство, франшизинг, лицензирование, управленческие контракты и другие типы договорных взаимоотношений, с помощью которых ТНК координируют деятельность компаний принимающих стран, не участвуя в их капитале. Трансграничная деятельность на базе СНУК во всем мире имеет значительные масштабы и особенно важна, для развивающихся стран. В большинстве случаев рост масштабов использования СНУК опережает рост отраслей, в которых эти способы применяются. СНУК могут принести значительные выгоды для процесса развития. В развивающихся странах в этой сфере заняты приблизительно 14-16 млн. работников. В некоторых странах обеспечиваемая ими добавленная стоимость составляет до 15% ВВП. В целом ряде отраслей на экспорт по этой линии приходится 70-80% глобального экспорта. В целом СНУК могут подкрепить долгосрочное промышленное развитие посредством наращивания производственного потенциала, в том числе на основе распространения технологии и развития отечественных предприятий, а также посредством оказания содействия развивающимся странам в получении доступа к глобальным производственно-сбытовым цепочкам.

В то же время СНУК порождают риски для развивающихся стран. Занятость в подрядном промышленном производстве может носить сильно выраженный циклический характер и может быть легко сведена на нет. Вклад СНУК в создание добавленной стоимости может представляться незначительным, если оценивать его по той части стоимости, которая улавливается из совокупной глобальной производственно-сбытовой цепочки. Высказывается обеспокоенность по поводу того, что ТНК могут использовать СНУК для обхода социальных и экологических стандартов. Для достижения успеха в долгосрочном промышленном развитии развивающимся странам необходимо снижать риск долгосрочного замыкания на деятельности с низкой добавленной стоимостью и попадания в чрезмерную зависимость от технологий, принадлежащих ТНК, и глобальных производственно-сбытовых цепей, которыми управляют ТНК.

Деятельность ПИИ на территории принимающей страны определятся национальными законами об иностранных инвестициях. Так, с июля 1999 г. введен в действие федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ», в котором дается определение иностранным инвестициям, прямым инвесторам, коммерческим организациям, аналогичные определениям международных организаций.

Согласно закону, иностранным инвесторам предоставляется национальный режим, т.е. условия хозяйствования не менее благоприятные, чем для национальных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют право на «дедушкину оговорку», т.е. если реальные условия хозяйствования ПИИ будут изменены худшую для инвесторов сторону, то они не будут распространяться на иностранного инвестора в течение всего срока окупаемости инвестиционного проекта. Для улучшения инвестиционной привлекательности РФ создаются Особые экономические зоны (ОЭЗ) четырех типов: технико-внедренческие, промышленно-производствен-ные, туристско-рекреационные и портовые.

Наши рекомендации