Потоки ПИИ в разбивке по регионам, 2008-2010годы

(в млн. долл. и процентах)

Регион Ввоз ПИИ Вывоз ПИИ
Все страны мира 1 744 1 185 1 244 1 911 1 171 1 323
Развитые страны 1 541
Развивающиеся страны
Африка
Латинская Америка и Карибский басссейн            
Западная Азия
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия            
Юго-Восточная Европа и СНГ            
Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и малой экономикой     62,4     52,7     48,3     5,6     4,0     10,1
НРС 33,0 26,5 26,4 3,0 0,4 1,8
РСНВМ 25,4 26,2 23,0 1,7 3,8 8,4
МОРАГ 8,0 4,3 4,2 0,9 0,0 0,2
Для справки: доля % от общемировых потоков ПИИ            
Развитые страны 55,3 50,9 48,4 80,7 72,7 70,7
Развивающиеся страны 37,7 43,1 46,1 16,2 23,1 24,8
Африка 4,2 5,1 4,4 0,5 0,5 0,5
Латинская Америка и Карибский бассейн   11,9   11,9   12,8   4,2   3,9   5,8
Западная Азия 5,2 5,6 4,7 2,1 2,2 1,0
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия   16,3   20,4   24,1   9,3   16,5   7,5
Юго-Восточная Европа и СНГ   6,9   6,0   5,5   3,2   4,2   4,6
Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и малой экономикой     3,6     4,4     3,9     0,3     0,3     0,8
НРС 1,9 2,2 2,1 0,2 0,0 0,1
РСНВМ 1,5 2,2 1,9 0,1 0,3 0,5
МОРАГ 0,5 0,4 0,3 0,0 0,0 0,0

По источнику: UNCTAD, FDI/TNC database www.unctad.org/fdistatistics).

В 2010 году объем инвестиций в новые проекты сократился, но в

первые пять месяцев 2011 года было отмечено их значительное увеличение как по стоимостному объему, так и по количеству.

Интересно, сто для таких международных корпораций, как Google, Apple, IBM, The Coca-Cola Company, кризиса будто и не было. В частности, последняя за январь-июнь 2011-го заработала около 4,7 млрд. долларов чистой прибыли, что почти на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 13% больше показателя предрецессионного 2007 года. Доналоговая прибыль в годовом выражении с поправкой на сезонную цикличность, по данным Бюро экономического анализа (BEA) Министерства торговли США, в первом полугодии 2011-го составила 1,93 трлн. долларов. Из них 1,5 трлн. пришлось на прибыль, полученную на родине. Скорректированные на инфляцию с применением дефлятора бизнес-сектора Минтруда США, эти показатели выше, чем в 2007-м, почти на 17 и 13% соответственно. При этом общая чистая прибыль, достигшая 1,5 трлн., увеличилась еще значительнее – приблизительно на 30% – благодаря налоговым послаблениям. Для сравнения, ВВП страны с тех пор вырос лишь на 0,7%, а расходы потребителей, которые формируют более 70% американской экономики, – всего на 1,5%.

Объяснить рост прибыли можно тем обстоятельством, что бизнес резко сократил удельные расходы. Прежде всего, на оплату труда. В структуре добавленной стоимости, созданной корпорациями на территории США в 2010 году (а это 8,2 трлн. долларов), на зарплаты работникам пришлось чуть меньше 4 трлн. долларов, то есть 48,4%. Таким образом, только в прошлом году корпорации «недоплатили» своим кадрам почти 260 млрд. долларов. А доля чистой прибыли, наоборот, выросла с 10,2% в 2003-2007 годах до 12,3% в 2010-м, обеспечив рост на 400 млрд. долларов.

За время кризиса армия безработных пополнилась практически на 6 млн., ее численность в середине 2011-го достигала 14 млн. человек. Расходы корпораций США на оплату труда с 2007 года уменьшились на 0,5% в реальном выражении, а в номинальном выросли лишь немногим более чем на 1%. При этом выручка на одного работника подскочила почти на 7%.. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2008-2010 годах производительность труда в США ежегодно увеличивалась в среднем на 2%, в то время как в еврозоне она снижалась на 0,2%, в Японии – на 0,4% [71].

В 2010-м прямые инвестиции американских компаний в иностранные предприятия превысили 350 млрд. долларов. С начала 2008 года по первый квартал 2011-го такие вложения составляли в среднем 82 млрд. долларов в квартал, тогда как в тучную предкризисную пятилетку – чуть менее 60 млрд. Корпорации США – одни из самых «космополитичных», их прямые инвестиции за рубеж в прошлом году были эквивалентны 2,4% ВВП страны, согласно данным ВТО и МВФ. У Японии и Китая, к примеру, аналогичный показатель составлял лишь 1%, у Великобритании – 0,5%. У Германии, впрочем, он еще выше, чем у Штатов, – 3,2% [64].

За рубежом американский бизнес находит то, что нужно для наращивания прибылей. В частности дешевую рабочую силу. Если в обрабатывающей промышленности США зарплата среднестатистического работника, по оценкам Минтруда страны, в середине 2011-го приближалась к 4,2 тыс. долларов в месяц, то в Китае, согласно официальной статистике, это всего лишь 330 долларов (2009 г.). Китайская рабсила остается крайне дешевой, а в Индии, Вьетнаме и ряде других стран Азии зарплаты в 2-3 раза ниже, чем в Поднебесной. В том числе благодаря меньшим расходам на оплату труда средняя норма прибыли у компаний, работающих в развивающихся странах, выше (24 против 18%), чем у тех, что ведут бизнес в развитых странах, согласно подсчетам Ernst & Young.

Apple все свои смартфоны и компьютеры, включая предназначенные для продажи на территории США, собирает в Китае. Coca-Cola построила там более 40 заводов, на которых работает почти 50 тыс. человек, а в ближайшие три года компания намерена вложить в расширение производства в КНР еще 4 млрд. долларов. У самой крупной в Америке торговой сети – Walmart – в Китае уже 330 магазинов: местное население приобщается к «западному» шопингу. Интересно, что практически из 15 млн. автомобилей, выпущенных «большой тройкой» американских автоконцернов (General Motors, Ford, Chrysler) в 2010 году более 6 млн. было собрано на заводах вчерашнего третьего мира (данные Международной организации производителей автомобилей).

По оценкам аналитика Standard & Poor's Ховарда Сильверблатта, в прошлом году на иностранные рынки приходилось около половины совокупной выручки и операционной прибыли компаний, чьи акции входят в состав фондового индекса S&P . Получается, что в 2010-м они передали чужим правительствам в виде налогов на 23% больше денег, чем вашингтонской администрации.

В целом по корпоративному сектору, согласно данным BEA, прибыли, полученные в январе-июне 2011-го за пределами США, превысили 420 млрд. долларов в годовом исчислении, увеличившись по сравнению с 2007-м более чем на 40% в номинальном выражении, тогда как «домашний» показатель прибавил примерно 20%. И если в 1980-е и 1990-е зарубежные активы обеспечивали корпорациям в среднем 16% совокупной прибыли, в предкризисных 2000-х – около 18%, то в последние три года – почти 26%. Американские бизнесмены все больше привыкают к «чужим» деньгам. За эту привычку США расплачиваются внутренним индустриальным потенциалом. На конец 2010 года в обрабатывающей промышленности страны было занято всего 11,6 млн. человек, или 7,5% от общей численности работающего населения. 30 лет назад, в 1980-м, эти показатели составляли соответственно 18,6 млн. и 17%. Причем в высокотехнологичном авангарде (металлообработка, производство станков, оборудования, инструментов, электроники, транспортных средств) в 2010 году трудилось лишь чуть более 5 млн. человек. Для сравнения, в аналогичном секторе Китая – свыше 13 млн.

Гэри Пизано, профессор Гарвардской школы бизнеса, называет перенос мощностей в другие страны деструктивным аутсорсингом. Как и многие экономисты, он сожалеет, что нынешнее поколение корпоративных менеджеров считает, что Америке достаточно развивать мозги, то есть сосредоточиться на разработке технологий и дизайне, и можно не заботиться о мускулах, то есть о производстве. А ведь именно промышленные площадки являются питательной средой для инноваций. Деиндустриализация – это потеря инженерных школ и династий, которые и плодят новаторов. Львиная доля жителей США занята в сфере услуг, причем в той ее части, которая не создает высокой добавленной стоимости (от юридических консультаций до разноса пиццы), и, таким образом, не участвует в глобальном технологическом соревновании. От копирования продуктов Китай поднялся до копирования технологий и вот-вот превратится в полноценного их разработчика. Тем более что в стране запущена масштабная госпрограмма стимулирования инноваций.

«У США тоже есть промышленная политика – поддержка финансовой индустрии, которая якобы эффективно распределяет капиталы в наиболее перспективные сектора экономики. В реальности, как мы знаем, все это обернулось лишь раздуванием пузырей на финансовых рынках и в сфере недвижимости», – говорит Адам Херш, экономист Центра американского прогресса. По его мнению, Штатам нужна полноценная реиндустриализация.

Наши рекомендации