Потоки ПИИ в разбивке по регионам, 2008-2010годы
(в млн. долл. и процентах)
Регион | Ввоз ПИИ | Вывоз ПИИ | ||||
Все страны мира | 1 744 | 1 185 | 1 244 | 1 911 | 1 171 | 1 323 |
Развитые страны | 1 541 | |||||
Развивающиеся страны | ||||||
Африка | ||||||
Латинская Америка и Карибский басссейн | ||||||
Западная Азия | ||||||
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия | ||||||
Юго-Восточная Европа и СНГ | ||||||
Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и малой экономикой | 62,4 | 52,7 | 48,3 | 5,6 | 4,0 | 10,1 |
НРС | 33,0 | 26,5 | 26,4 | 3,0 | 0,4 | 1,8 |
РСНВМ | 25,4 | 26,2 | 23,0 | 1,7 | 3,8 | 8,4 |
МОРАГ | 8,0 | 4,3 | 4,2 | 0,9 | 0,0 | 0,2 |
Для справки: доля % от общемировых потоков ПИИ | ||||||
Развитые страны | 55,3 | 50,9 | 48,4 | 80,7 | 72,7 | 70,7 |
Развивающиеся страны | 37,7 | 43,1 | 46,1 | 16,2 | 23,1 | 24,8 |
Африка | 4,2 | 5,1 | 4,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Латинская Америка и Карибский бассейн | 11,9 | 11,9 | 12,8 | 4,2 | 3,9 | 5,8 |
Западная Азия | 5,2 | 5,6 | 4,7 | 2,1 | 2,2 | 1,0 |
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия | 16,3 | 20,4 | 24,1 | 9,3 | 16,5 | 7,5 |
Юго-Восточная Европа и СНГ | 6,9 | 6,0 | 5,5 | 3,2 | 4,2 | 4,6 |
Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и малой экономикой | 3,6 | 4,4 | 3,9 | 0,3 | 0,3 | 0,8 |
НРС | 1,9 | 2,2 | 2,1 | 0,2 | 0,0 | 0,1 |
РСНВМ | 1,5 | 2,2 | 1,9 | 0,1 | 0,3 | 0,5 |
МОРАГ | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
По источнику: UNCTAD, FDI/TNC database www.unctad.org/fdistatistics).
В 2010 году объем инвестиций в новые проекты сократился, но в
первые пять месяцев 2011 года было отмечено их значительное увеличение как по стоимостному объему, так и по количеству.
Интересно, сто для таких международных корпораций, как Google, Apple, IBM, The Coca-Cola Company, кризиса будто и не было. В частности, последняя за январь-июнь 2011-го заработала около 4,7 млрд. долларов чистой прибыли, что почти на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 13% больше показателя предрецессионного 2007 года. Доналоговая прибыль в годовом выражении с поправкой на сезонную цикличность, по данным Бюро экономического анализа (BEA) Министерства торговли США, в первом полугодии 2011-го составила 1,93 трлн. долларов. Из них 1,5 трлн. пришлось на прибыль, полученную на родине. Скорректированные на инфляцию с применением дефлятора бизнес-сектора Минтруда США, эти показатели выше, чем в 2007-м, почти на 17 и 13% соответственно. При этом общая чистая прибыль, достигшая 1,5 трлн., увеличилась еще значительнее – приблизительно на 30% – благодаря налоговым послаблениям. Для сравнения, ВВП страны с тех пор вырос лишь на 0,7%, а расходы потребителей, которые формируют более 70% американской экономики, – всего на 1,5%.
Объяснить рост прибыли можно тем обстоятельством, что бизнес резко сократил удельные расходы. Прежде всего, на оплату труда. В структуре добавленной стоимости, созданной корпорациями на территории США в 2010 году (а это 8,2 трлн. долларов), на зарплаты работникам пришлось чуть меньше 4 трлн. долларов, то есть 48,4%. Таким образом, только в прошлом году корпорации «недоплатили» своим кадрам почти 260 млрд. долларов. А доля чистой прибыли, наоборот, выросла с 10,2% в 2003-2007 годах до 12,3% в 2010-м, обеспечив рост на 400 млрд. долларов.
За время кризиса армия безработных пополнилась практически на 6 млн., ее численность в середине 2011-го достигала 14 млн. человек. Расходы корпораций США на оплату труда с 2007 года уменьшились на 0,5% в реальном выражении, а в номинальном выросли лишь немногим более чем на 1%. При этом выручка на одного работника подскочила почти на 7%.. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2008-2010 годах производительность труда в США ежегодно увеличивалась в среднем на 2%, в то время как в еврозоне она снижалась на 0,2%, в Японии – на 0,4% [71].
В 2010-м прямые инвестиции американских компаний в иностранные предприятия превысили 350 млрд. долларов. С начала 2008 года по первый квартал 2011-го такие вложения составляли в среднем 82 млрд. долларов в квартал, тогда как в тучную предкризисную пятилетку – чуть менее 60 млрд. Корпорации США – одни из самых «космополитичных», их прямые инвестиции за рубеж в прошлом году были эквивалентны 2,4% ВВП страны, согласно данным ВТО и МВФ. У Японии и Китая, к примеру, аналогичный показатель составлял лишь 1%, у Великобритании – 0,5%. У Германии, впрочем, он еще выше, чем у Штатов, – 3,2% [64].
За рубежом американский бизнес находит то, что нужно для наращивания прибылей. В частности дешевую рабочую силу. Если в обрабатывающей промышленности США зарплата среднестатистического работника, по оценкам Минтруда страны, в середине 2011-го приближалась к 4,2 тыс. долларов в месяц, то в Китае, согласно официальной статистике, это всего лишь 330 долларов (2009 г.). Китайская рабсила остается крайне дешевой, а в Индии, Вьетнаме и ряде других стран Азии зарплаты в 2-3 раза ниже, чем в Поднебесной. В том числе благодаря меньшим расходам на оплату труда средняя норма прибыли у компаний, работающих в развивающихся странах, выше (24 против 18%), чем у тех, что ведут бизнес в развитых странах, согласно подсчетам Ernst & Young.
Apple все свои смартфоны и компьютеры, включая предназначенные для продажи на территории США, собирает в Китае. Coca-Cola построила там более 40 заводов, на которых работает почти 50 тыс. человек, а в ближайшие три года компания намерена вложить в расширение производства в КНР еще 4 млрд. долларов. У самой крупной в Америке торговой сети – Walmart – в Китае уже 330 магазинов: местное население приобщается к «западному» шопингу. Интересно, что практически из 15 млн. автомобилей, выпущенных «большой тройкой» американских автоконцернов (General Motors, Ford, Chrysler) в 2010 году более 6 млн. было собрано на заводах вчерашнего третьего мира (данные Международной организации производителей автомобилей).
По оценкам аналитика Standard & Poor's Ховарда Сильверблатта, в прошлом году на иностранные рынки приходилось около половины совокупной выручки и операционной прибыли компаний, чьи акции входят в состав фондового индекса S&P . Получается, что в 2010-м они передали чужим правительствам в виде налогов на 23% больше денег, чем вашингтонской администрации.
В целом по корпоративному сектору, согласно данным BEA, прибыли, полученные в январе-июне 2011-го за пределами США, превысили 420 млрд. долларов в годовом исчислении, увеличившись по сравнению с 2007-м более чем на 40% в номинальном выражении, тогда как «домашний» показатель прибавил примерно 20%. И если в 1980-е и 1990-е зарубежные активы обеспечивали корпорациям в среднем 16% совокупной прибыли, в предкризисных 2000-х – около 18%, то в последние три года – почти 26%. Американские бизнесмены все больше привыкают к «чужим» деньгам. За эту привычку США расплачиваются внутренним индустриальным потенциалом. На конец 2010 года в обрабатывающей промышленности страны было занято всего 11,6 млн. человек, или 7,5% от общей численности работающего населения. 30 лет назад, в 1980-м, эти показатели составляли соответственно 18,6 млн. и 17%. Причем в высокотехнологичном авангарде (металлообработка, производство станков, оборудования, инструментов, электроники, транспортных средств) в 2010 году трудилось лишь чуть более 5 млн. человек. Для сравнения, в аналогичном секторе Китая – свыше 13 млн.
Гэри Пизано, профессор Гарвардской школы бизнеса, называет перенос мощностей в другие страны деструктивным аутсорсингом. Как и многие экономисты, он сожалеет, что нынешнее поколение корпоративных менеджеров считает, что Америке достаточно развивать мозги, то есть сосредоточиться на разработке технологий и дизайне, и можно не заботиться о мускулах, то есть о производстве. А ведь именно промышленные площадки являются питательной средой для инноваций. Деиндустриализация – это потеря инженерных школ и династий, которые и плодят новаторов. Львиная доля жителей США занята в сфере услуг, причем в той ее части, которая не создает высокой добавленной стоимости (от юридических консультаций до разноса пиццы), и, таким образом, не участвует в глобальном технологическом соревновании. От копирования продуктов Китай поднялся до копирования технологий и вот-вот превратится в полноценного их разработчика. Тем более что в стране запущена масштабная госпрограмма стимулирования инноваций.
«У США тоже есть промышленная политика – поддержка финансовой индустрии, которая якобы эффективно распределяет капиталы в наиболее перспективные сектора экономики. В реальности, как мы знаем, все это обернулось лишь раздуванием пузырей на финансовых рынках и в сфере недвижимости», – говорит Адам Херш, экономист Центра американского прогресса. По его мнению, Штатам нужна полноценная реиндустриализация.