Экономическая целесообразность экспорта технологий обуслов-лена следующими причинами

1. Отсутствие необходимой производственной мощности. В ряде случаев продажа технологий выступает единственной возможностью коммерциализации научно-технического достижения, так как у научно-технических организаций часто отсутствуют необходимые производственные мощности. Если нет условий для реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции (общественный научно-технический прогресс), следует хотя бы реализовать технологию в качестве самостоятельного продукта. Это определит финансовые возможности для: 1) выполнения последующих НИОКР; 2) освоения производства нового продукта на реконструируемых или вновь вводимых мощностях; 3) проведения маркетинга продукции на внутреннем и зарубежных рынках.

Таким образом, реализация технологии, как таковой, может служить предпосылкой для перехода в дальнейшем в другой сегмент мирового технологического рынка – рынка наукоемкой продукции.

Борьба за новые торговые рынки. Передача технологий может выступать в качестве первого этапа освоения нового рынка. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск продукта и его реализацию на экспорт трудно организовать в достаточных количествах. На втором этапе разработчик начинает выпуск самого продукта. К этому времени покупатели на зарубежном рынке уже знакомы с товаром, который ранее выпускался по лицензии, покупатель технологии уже затратил средства на рекламу, перспективы сбыта относительно ясны.

3. Продажа технологий – способ обойти проблемы экспорта соответствующего продукта. Преимущества продажи технологии по сравнению с экспортом продукта, производимого по данной технологии, могут заключаться в следующем:

6. конструкция изделия сохраняется в секрете;

7. уменьшаются трудности транспортировки и сбыта товара;

8. преодолеваются таможенные барьеры.

Продажа технологий – средство расширения экспорта. Часто в международном научно-производственном сотрудничестве присут-ствует фактор комплексности лицензионных соглашений, дополняемых поставками оборудования, материалов, компонентов. Происходит своего рода «привязка» покупателя технологий к ее разработчику: лицензионное соглашение сразу же предусматривает последующий сбыт сырья, деталей и узлов. Иногда эта форма эффекта называется «эскорт-эффектом».

Продажа технологий – способ установления контроля над зарубежной фирмой. Технологический контроль над зарубежным покупателем технологий (особенно небольшой или средней фирмой) может осуществляться через различные рычаги. Так, контроль показа-телей объема производства и прибыли покупателя технологий проис-ходит через ставки роялти, фиксируемые в лицензионном соглашении. Контроль технических условий осуществляется через специальные пункты лицензионного соглашения. Кроме того, контроль над фирмой-покупателем реализуется посредством сопряженного экспорта сырья и компонентов (эскорт-эффект), а также использования в качестве лицензионного вознаграждения ценных бумаг и акций лицензиата.

Предоставление технологий – способ обеспечения доступа к другому новшеству. Часто единственным способом обеспечить доступ к интересующему новшеству является встречное предоставление партнеру собственных научно-технических достижений, в этом случае может использоваться так называемое перекрестное лицензирование.

Такая форма коммерциализации технологий особенно актуальна для научно-технических организаций и фирм – лидеров в соответ-ствующей области науки и техники. Некоторые зарубежные фирмы, в частности японские, готовы предоставлять свою технологию только в обмен на научно-технические достижения партнера.

Предоставление технологий – возможность более эффектив-ного совершенствования объекта лицензии. В некоторых случаях продажа технологий сильному технологическому партнеру открывает более широкие возможности для дальнейшего совершенствования этой технологии при участии партнера-покупателя. Часто совместные усилия лицензиара и лицензиата в вопросах будущего развития объекта лицензии предусматриваются в самом лицензионном соглашении.

Экономическая целесообразность импорта технологий может проявляться в следующих формах

Доступ к новейшим технологиям. В ряде случаев отставание в отдельных областях науки и техники может быть полностью или частично преодолено за счет импорта необходимых технологий. Часто это открывает возможности для селективного научно-технического развития фирмы. Разумеется, стремление к инновационной монополии побуждает владельца технологии, особенно ключевой, не торопиться с ее экспортом в лицензионной форме. Конкретные перспективы повы-шения технического уровня на базе зарубежных научно-технических решений определяются в каждом отдельном случае с учетом сложившейся конъюнктуры, взаимоотношений с партнером.

Средство экономии на НИОКР. Покупатель технологии во многих случаях может обеспечить существенную экономию затрат по сравнению с попыткой разработать требуемую технологию само-стоятельно, одновременно происходит выигрыш во времени. Вместе с тем практически обязательная адаптация зарубежной технологии к местным условиям уменьшает эффект от подобной экономии средств и времени.

3. Импорт технологий – средство уменьшения валютных расходов на товарный импорт. В ряде случаев приобретение технологий ведет к меньшим затратам иностранной валюты, чем импорт товаров, производство которых не освоено в стране; одновременно обеспечивается использование национального капитала и рабочей силы. Однако импорт технологий может вести к дополнительным валютным расходам в случае больших объемов сопряженного импорта сырья, материалов, компонентов (эскорт-эффект).

4. Импорт технологий – гарантия освоения продукции или процесса при помощи лицензиара.В процессе изучения зарубежной технологии, потенциально представляющей интерес, всегда есть возможность убедиться в практической отработанности всех элементов технологии. Обязательства продавца технологии оказывать содействие покупателю в ходе ее освоения; соответствующие гарантии специально включаются в лицензионные соглашения.

Эти соглашения могут предусматривать детальное ознакомление покупателя с новой технологией, необходимые местные испытания, подготовку кадров и т.п.

5. Импорт технологий – условие расширения экспорта продук-ции, выпускаемой по зарубежной технологии.Как показывает опыт, во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве. Одной из предпосылок подобного положения является высокое качество лицензионных изделий. Вместе с тем это может привести к росту конкуренции на мировых рынках.

Доступы к новым технологиям у фирм разнообразны. Это создание необходимого потенциала на самом предприятии; покупка фирмы, овладевшей интересующей технологией; заключение соглашений о сотрудничестве или контрактов на исследования с внешними организа-циями; покупка лицензий. В частности, это могут быть лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на инжиниринговые услуги, лицензионные соглашения на приобретение ноу-хау в сочетании с контрактами на техническое содействие и на промышленное и ком-мунальное использование патента. К способам освоения новых техно-логий относятся также такие методы, как внутреннее предприни-мательство и развитие венчурного капитала. Для полного исполь-зования собственных возможностей ТНК применяют стратегию «технологических гроздей», предполагающую комплексное развитие базовой технологии и совокупности ее направлений в различных отраслях.

Все многообразие форм коммерческой передачи технологии в мировом хозяйстве, в конечном счете, может быть сведено к трем каналам:

- экспорт технологии на изобретение в овеществленном виде, вывоз ее вместе с вещными товарами с материализацией в прямых заграничных инвестициях;

- в чистом виде, когда технологии являются непосредственно товаром − лицензии, управление, контроль, оказание технической помощи;

- вместе с капиталом и производительными силами, предос-тавление технического капитала.

Рынок высокотехнологичной продукции прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно. Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40 % общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии.

На долю семи высокоразвитых стран приходятся 80-90 процентов всей наукоемкой продукции и весь ее экспорт. Вообще в мире насчитывается 50 макротехнологий, под которыми понимают совокупность всех технологических процессов (НИОКР, подготовка производства, сервисная поддержка проектов) по созданию определенного рода продукции с заданными параметрами, из которых 22 макротехнологии контролируют США, 8-10 − Германия, 7 − Япония и по 3-5 − Великобритания и Франция.

В последние годы круг экспортеров наукоемких изделий заметно расширился, прежде всего, за счет Китая и других стран Восточной Азии. Опираясь на широкое использование иностранных инвестиций, технологий и оборудования, они смогли в кратчайшие сроки преобразовать свои отсталые в прошлом экономики, создать современные высокотехнологичные производства, стать крупными поставщиками на мировые рынки промышленных изделий и услуг. Некоторые из них (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) составили группу т.н. «новых индустриальных стран». К ним подтягиваются Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия (табл. 9.4)

Таблица 9.4

Наши рекомендации