Объем и динамика мирового рынка туристских услуг

Годы Млн. прибытий Темпы роста, %
 
2,8
-1,5
0,1
5,3
+5.5
6,5
2,1
-4,2
5,5
4,5

В 2010 году по данным Всемирной туристской организации объем мирового рынка туризма составил 5576$ млрд. и структура мирового рынка туризма и путешествий (млн. прибытий) была следующей:

Европа 50 %;

Азия и Тихоокеанский регион 22 %

Северная и Южная Америка 16 %

Ближний Восток 7 %

Африка 5 %

За последние 10 лет численность международных туристов в мире увеличилась в 1,4 раза и приближается к 1 млрд. человек в год. Темпы роста международного туризма составляют в среднем 4,5-5% в год.

Для России туризм является одним из важных направлений оживления экономики. Он оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство. Туризм обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния людей.

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреацион-ным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.

Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В 2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.

Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких отраслевых проблем, как:

- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных ком-плексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, тран-спортные сети, очистные сооружения);

- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;

- невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответ-ственно, предоставляемых услуг.

Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках федеральной целевой программы «Развитие внут-реннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» позволит не только привлечь дополнительные инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, но и изменить к лучшему ее имидж.

В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны − на 5месте, а объекты культурного наследия - на 9. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом для привлечения большого количества как российских, так и иностранных туристов.

В структуре российского туристского рынка выделяются следующие сегменты:

Выездной туризм − 379 млрд. руб. ( $12,5 млрд. )

Въездной туризм − 70 млрд. руб. ($2,3 млрд. )

Внутренний туризм − 453 млрд. руб. ($14,9 млрд.)

(источник РБК.research)

По количеству туристов на долю внутреннего туризма приходится 68% , выездного 28% и въездного, всего 5%.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» разработан прогноз развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации до 2016 года (табл. 9.2.).

Таблица 9.2.

Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ

(2008-016г. прогноз)

Показатели
Внутренний туризм, млн.чел 31,5 32,1 32,3 33,1 36,1 38,3
Въездной туризм, млн.чел. 3,9 3,6 3,3 3,6 3,9 6,8


По данным Ростуризма объем российского рынка туристских услуг за 10 лет вырос в 7 раз (см. табл.9.3).

Таблица 9.3

Наши рекомендации