Методы регулирования экономической жизни
Правовые методы – законодательная деятельность с целью упорядочить взаимоотношения участников экономических отношений: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.
Финансово-экономические методы – налоги, денежная политика, установление Центральным банком ставки рефинансирования, таможенные пошлины на импортные товары.
Экономическое программирование – перспективное планирование развития экономики.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налог — это обязательный безвозмездный платёж физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Базовым нормативно-правовым актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ.
Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли):
– твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода;
– пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера;
– регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход;
– прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход.
Налогоплательщики:
– физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
– юридические лица – хозяйствующие субъекты.
Налоги | |
Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции) | Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт) |
Принципы налогообложения:
– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода;
– принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам;
– принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения;
– принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений;
– принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
Функции налогов:
– фискальная – пополнение государственного бюджета;
– распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
– стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.;
– социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов;
– контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.
Уровни налогов | ||
федеральные | региональные | местные |
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог | налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду | налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу |
Направления совершенствования налоговой системы в России:
– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;
– изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы;
– сокращение налоговых льгот;
– расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой.
Государственный бюджет— это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.
Государственный бюджет | |
доходная часть | расходная часть |
Источники:
| Структура:
|
Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета.
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
– государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости;
– денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
• долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
• фаза экономического цикла в стране;
• текущая политика государства.
Государственный долг— это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
Государственный долг | ||
Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. | Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте | |
Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций | Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг) | |
Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок.
Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений:
– международная торговля товарами и услугами;
– валютно-кредитные отношения;
– движение капиталов и зарубежных инвестиций;
– миграция рабочей силы;
– межотраслевая кооперация производства;
– обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.
Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.
Виды внешнеторговой политики государства:
– протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
– умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма;
– свободная торговля (фритредерство)– политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.
Методы государственного регулирования внешней торговли:
– тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы;
– нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Социальные группы
Маргиналы — это индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключённые из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоёв и структур, не сумевшие быстро адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой они формально существуют.
Тенденции в развитии современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовые миграции населения из провинции в мегаполисы;
3) медленный, но постепенный рост представителей среднего класса.
4) основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному уровню, являются размер богатства либо принадлежность к властным структурам.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
- сходство условий жизнедеятельности;
- общность потребностей;
- наличие совместной деятельности;
- формирование собственной культуры;
- социальная идентификация членов общности.
Классификация социальных общностей:
– по количественному составу: малые группы, народные массы;
– по продолжительности существования: кратковременные (например, пассажиры автобуса, зрители в кинозале) и долговременные (например, этносы);
– по степени связи между индивидами ( устойчивые объединения, аморфные случайные образования – квази-группы: очередь, толпа, аудитория телезрителей, болельщики футбольных команд).
Виды социальных общностей:
- классовые общности и слои;
- исторические формы общности;
- социально-демографические общности;
- корпоративные общности;
- этнические и территориальные общности;
- общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальные группы и социальные общности образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типа- ми взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Бывает следующих видов:
– аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, телезрители канала НТВ);
– фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
– толпа — временное собрание людей, объединённых каким- либо интересом или общей идеей.
Основные свойства квазигрупп:
– анонимность;
– внушаемость;
– социальная заражаемость;
– бессознательность.
Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (лечебные, учебные, социальные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения) и спроектированных и учреждённых с определёнными целями; располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному критерию (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностям социального поведения и определённым социально- психологическим качествам.
Молодость — это период профессионального самоопределения, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Особенности социального положения молодёжи:
– переходность положения;
– высокий уровень мобильности;
– освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
– активный поиск своего места в жизни;
– благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
– неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость;
– низкий уровень толерантности;
– стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
Нация — это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.
Национальное самосознание — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов – членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей.
Факторы образования и развития нации:
– общность экономической жизни, развитие общенационального рынка создаёт прочную базу для её единства;
– наличие государства;
– единство территории;
– общность природно-климатических и геополитических условий существования.
В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе Российской Федерации насчитывается более 100 этносов, в том числе около 30 наций.
Две тенденции в развитии межнациональных отношений: | |
1. Интеграция – экономическое, культурное и политическое сближении наций, разрушение национальных перегородок, интеграция в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество) | 2. Дифференциация – растёт стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономическому, политическому и культурному наступлению развитых стран, что порождает националистические настроения и сепаратизм (стремление к выделению из состава многонациональных государств и созданию самостоятельного государства) |
Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.
В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают:
• социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства);
• культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств);