Методы регулирования экономической жизни

Правовые методы – законодательная деятельность с целью упорядочить взаимоотношения участников экономических отношений: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса.
Финансово-экономические методы – налоги, денежная политика, установление Центральным банком ставки рефинансирования, таможенные пошлины на импортные товары.
Экономическое программирование – перспективное планирование развития экономики.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Налог — это обязательный безвозмездный платёж физических и юридических лиц государству. Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Базовым нормативно-правовым актом в сфере налогообложения является Налоговый кодекс РФ.
Сбор – это обязательный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц, как условие совершения государством юридических действий, включая предоставление определённых прав и выдачу лицензий.
Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров, работ, услуг, имущество, прибыль; доход; стоимость определённых товаров, передача собственности (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами и другие виды деятельности.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения. Исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода.
Налоговая ставка – величина налога, приходящаяся на единицу налогообложения (рубль дохода, гектар земли):
– твёрдая ставка – устанавливается в абсолютной форме на единицу налогообложения, независимо от дохода;
– пропорциональная ставка – устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера;
– регрессивная ставка – налог тем выше, чем ниже доход;
– прогрессивная ставка – налог тем выше, чем выше доход.
Налогоплательщики:
– физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
– юридические лица – хозяйствующие субъекты.

Налоги
Прямые – обязательные платежи, взимаемые государством с непосредственных получателей доходов или владельцев имущества (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции) Косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)

Принципы налогообложения:

– принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня дохода;
– принцип определённости и точности налогов: размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам;
– принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков: каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения;
– принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений;
– принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.

Функции налогов:

– фискальная – пополнение государственного бюджета;
– распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
– стимулирующая – применения льготного налогообложения для развития малого бизнеса, научно-технического прогресса и т.д.;
– социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём установления на них повышенных налогов;
– контрольно-учётная – осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.

Уровни налогов
федеральные региональные местные
налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенная пошлина, подоходный налог налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду налог на имущество физических лиц, земельный налог, курортный налог, налог на рекламу

Направления совершенствования налоговой системы в России:

– уменьшение налогового бремени для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий;
– изменение структуры налоговых поступлений за счёт поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а так- же рентных платежей за землю и природные ресурсы;
– сокращение налоговых льгот;
– расширение налогооблагаемой базы за счёт борьбы с теневой экономикой.
Государственный бюджет— это финансовый план, смета доходов и расходов государства на определённый период времени (обычно на 1 год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России принимается в виде закона Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ). По окончании финансового года Правительство РФ составляет отчёт об исполнении бюджета.

Государственный бюджет
доходная часть расходная часть
Источники:
  • налоги;
  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
  • займы у международных организаций
Структура:
  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • оборона страны (примерно 20%);
  • обслуживание государственного долга;
  • предоставление дотаций предприятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.)

Бюджетная политика – определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.
Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам – оптимальное состояние бюджета.
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
– государственные займы: внутренние займы (государственные облигации) и внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций – направлены против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости;
– денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства – возникает угроза инфляции, для стабилизации сокращаются бюджетные расходы.
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
• долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
• фаза экономического цикла в стране;
• текущая политика государства.
Государственный долг— это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

Государственный долг
Внутренний – долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внешний – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженная в иностранной валюте
Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
     

Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок.
Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы международных экономических отношений:

– международная торговля товарами и услугами;
– валютно-кредитные отношения;
– движение капиталов и зарубежных инвестиций;
– миграция рабочей силы;
– межотраслевая кооперация производства;
– обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.
Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.

Виды внешнеторговой политики государства:

– протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
– умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма;
– свободная торговля (фритредерство)– политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

– тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы;
– нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).

Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации:
Международный валютный фонд (МВФ);
Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.

Социальные группы

Маргиналы — это индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключённые из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоёв и структур, не сумевшие быстро адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой они формально существуют.

Тенденции в развитии современного российского общества:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
2) массовые миграции населения из провинции в мегаполисы;
3) медленный, но постепенный рост представителей среднего класса.
4) основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному уровню, являются размер богатства либо принадлежность к властным структурам.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Признаки социальной общности:

  • сходство условий жизнедеятельности;
  • общность потребностей;
  • наличие совместной деятельности;
  • формирование собственной культуры;
  • социальная идентификация членов общности.

Классификация социальных общностей:

– по количественному составу: малые группы, народные массы;
– по продолжительности существования: кратковременные (например, пассажиры автобуса, зрители в кинозале) и долговременные (например, этносы);
– по степени связи между индивидами ( устойчивые объединения, аморфные случайные образования – квази-группы: очередь, толпа, аудитория телезрителей, болельщики футбольных команд).

Виды социальных общностей:

  • классовые общности и слои;
  • исторические формы общности;
  • социально-демографические общности;
  • корпоративные общности;
  • этнические и территориальные общности;
  • общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальные группы и социальные общности образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типа- ми взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Бывает следующих видов:
– аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, телезрители канала НТВ);
– фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
– толпа — временное собрание людей, объединённых каким- либо интересом или общей идеей.

Основные свойства квазигрупп:

– анонимность;
– внушаемость;
– социальная заражаемость;
– бессознательность.

Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (лечебные, учебные, социальные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения) и спроектированных и учреждённых с определёнными целями; располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному критерию (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностям социального поведения и определённым социально- психологическим качествам.
Молодость — это период профессионального самоопределения, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

Особенности социального положения молодёжи:

– переходность положения;
– высокий уровень мобильности;
– освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
– активный поиск своего места в жизни;
– благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
– неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость;
– низкий уровень толерантности;
– стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
Нация — это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.
Национальное самосознание — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов – членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей.

Факторы образования и развития нации:

– общность экономической жизни, развитие общенационального рынка создаёт прочную базу для её единства;
– наличие государства;
– единство территории;
– общность природно-климатических и геополитических условий существования.
В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе Российской Федерации насчитывается более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

Две тенденции в развитии межнациональных отношений:
1. Интеграция – экономическое, культурное и политическое сближении наций, разрушение национальных перегородок, интеграция в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество) 2. Дифференциация – растёт стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономическому, политическому и культурному наступлению развитых стран, что порождает националистические настроения и сепаратизм (стремление к выделению из состава многонациональных государств и созданию самостоятельного государства)

Межнациональный конфликт – это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.
В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают:
• социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства);
• культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств);

Наши рекомендации