Институциональная теория социально-экономического развития
Существенным восполнением к изложенным позициям является институциональная теория хозяйственного развития России новосибирского экономиста и социолога О.Э. Бессоновой. Под хозяйственной системой она понимает систему отношений, определяемую институциональным ядром, в рамках которых общество производит средства к своему существованию. Институциональное ядро образуют институты, обеспечивающие всю полноту правил и ограничений, в которых протекает хозяйственная жизнь общества и общество осуществляет свою жизнедеятельность. Центральным для ее концепции является предположение, что наряду с рыночными экономическими системами существуют отличные от них, но столь же жизнеспособные и имеющие собственные законы развития раздаточные экономики.
Собственно авторская теория строится, с одной стороны, на цивилизационной теории развития, а с другой — на теории государственнической (стейтистской, азиатской) социально-экономической системы. В ней прослеживается влияние выдающегося институционалиста Карла Поланьи (в частности, его концепции отношений редистрибуции) и отечественных авторов по проблемам азиатского способа производства.
Глава 7. Исторические факторы формирования советского и постсоветского обществ...
Предлагаемая Бессоновой институциональная теория хозяйственного развития России основывается на предположении, что экономика страны имеет природу раздаточной системы на протяжении всей своей истории с IX по XX в., а экономическая эволюция страны есть эволюция институтов раздаточной экономики.
Под раздаточной экономикой понимается такая экономическая система, которая обладает следующими признаками: собственность носит общественно-служебный характер, она распределяется между всеми и не принадлежит в полном объеме никому, доступ к ней осуществляется в форме службы; в основе экономической организации лежит служебный труд, который носит обязательный характер и означает выполнение предписанных обществом функций; обеспечение материальных условий для выполнения служебных обязанностей создается через институт раздач; выполнение производственных задач и формирование общественного богатства происходит через институт сдач, которым обеспечивается обратная передача материальных благ, услуг и ресурсов от всех хозяйственных субъектов в распоряжение всего общества; сигналы обратной связи передаются посредством института административных жалоб; механизмом координации сдаточно-раздаточных потоков служит система управления и финансовые институты.
Фундаментальный принцип раздаточной экономики состоит в законе (механизме) сдач-раздач, предполагающем, что: 1) любой раздаче сопутствует сдача, т.е. это две стороны одного экономического отношения; 2) каждый субъект стремится к максимизации своей доли как разнице между полученными раздачами и произведенными сдачами; 3) на уровне общества существует стремление к балансированию потоков сдач-раздач.
На протяжении всех циклов российской истории с IX по XX в. развивалась и функционировала раздаточная экономика. Однако в каждом цикле (конец IX — XIII в., конец XIV — середина XIX в., 1920—1980-е гг.) существовала своя форма воплощения раздаточной экономики. В «створе» между этими основными периодами русской истории существовали переходные периоды, во время которых получали распростране-
Часть 3. Тип общества и характер неравенства в России
ние элементы, сходные с европейскими институтами того же времени, возникала частная собственность, распространялись товарно-денежные отношения. В основные же периоды господствуют общественно-служебная собственность и сдаточно-раздаточные отношения. Поскольку «чистых» экономик не существует, на каждом этапе присутствовала определенная доля отношений из противоположной системы, т.е. в рыночных — раздаточные, в раздаточных — рыночные. В длительные переходные периоды происходит жесткая конфронтация неформально существующей раздаточной среды и формально распространенной рыночной. В чередовании основных раздаточных и переходных квазирыночных периодов и выражается своеобразие траектории хозяйственного развития России как евроазиатской цивилизации.
Советская эпоха (1920-1980-е гг.) отнесена Бессоновой к временам доминирования институтов раздаточной экономики. России и в обозримом будущем не уйти от раздаточной системы. В результате всех событий последних лет в стране формируется институциональная основа «либерального раздатка», т.е. такой системы экономических отношений, в которой (при сохранении своей сущности) институциональное ядро раздаточной экономики воплотится в либерально-экономические формы. К этим формам относятся договорная модель управления, бюджетное регулирование, хозяйственная независимость основных экономических объектов ограниченно встроенного института рыночной торговли и частного предпринимательства [Бессонова, 2006].
При всей осторожности в формулировании конечных выводов и P.M. Нуреев, известный отечественный институ-ционалист, в своих публикациях не мог не отметить, что в дореволюционной России существовал то ли азиатский способ производства как таковой, то ли феодализм с элементами восточного деспотизма. В любом случае имела место «мощная азиатская традиция, органически связанная с институтом власти-собственности» [Нуреев, 2001, с. 8].
В работах лучших историков России раскрыты предпосылки доминирования распределительных, а не рыночных отношений в развитии страны: постоянные внешние агрессии, неблагоприятные географические, природно-климатические,
Глава 7. Исторические факторы формирования советского и постсоветского обществ...
демографические условия. Как подчеркивал выдающийся историк С.М. Соловьев, Российское государство образовалось «...при самых невыгодных условиях, с громадной областью и малым народонаселением, нуждающееся в большом войске, заставляемое быть военным, хотя вовсе не воинственное, вовсе без завоевательных стремлений, имеющее в виду только постоянную защиту своей независимости и свободы своего народонаселения, государство бедное, земледельческое, и как только отношения в нем между частями народонаселения стали определяться по главным потребностям народной и государственной жизни, то оно и представило известное в подобных государствах явление: вооруженная часть народонаселения кормится непосредственно за счет невооруженной, владеет землею, на которой невооруженный человек является крепостным работником» [Соловьев, 1996, с. 20-21].