Складывание научных понятий «общество», «общность»

Что же такое общество? Как ни странно, с этим основ­ным для социологов понятием (ведь социология — это наука об обществе) связаны сплошные недоразумения и многопоколен­ные дискуссии. Крупнейшие социологи (Э. Гидденс, Н. Луман и др.) отмечали трудности концептуализации данного понятия, его недостаточную изученность [Гидденс, 1993, с. 57-82; Луман, 1999а, с. 196—235]. А И. Валлерстайн скептически относился к познавательным возможностям самого понятия «общество» из-за его многозначности, абстрактного характера и трудностей ис­пользования в практике; «общество — это половина противоре­чивого тандема, другой частью которого является государство» [Wallerstein, 1987, р. 316—317]. Но у нас нет другого выхода, кро­ме как попытаться выйти из этой ситуации.

Первая проблема, которую следует решить, -- что мы примем за родовое понятие по отношению к обществу как видовому понятию, т.е. по отношению к чему более общему общество выступает как частный случай, как частное явление? По-видимому, вполне оправданно считать таким более общим понятием человеческое объединение. Ведь в жизни мы наблю­даем самые разные объединения людей: первое из них — по-

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

пуляция, т.е. объединение по природным взаимодействиям людей; другое — возникающее в результате эмоционального взаимодействия — назовем его условно (это не очень удачный, уже занятый термин) общением. Властно-правовое взаимодей­ствие людей порождает государство. И наконец, деятельност-ное взаимодействие людей, т.е. их обмен результатами деятель­ности (например, разделение труда), порождает общество.

Следующий момент — отделение общества от его составных частей, также носящих его основные свойства. Это особенно от­носится к территориальным общностям. Говоря об обществе, скажем, российском или японском, мы имеем в виду что-то дру­гое, чем, например, некая добровольная ассоциация людей или общин, где тоже происходит обмен результатами деятельности, где люди тоже дополняют действия друг друга. Разграничение с общиной особенно важно. По Ф. Теннису, последняя предпола­гает органическое единство людей, единство целей и интересов, взаимодействие, личный контакт, способность отстаивать свои групповые интересы; сходство и единение в общине сильнее, чем вне нее. Примерами общностей — общин являются дере­венские сообщества, клубы по интересам и т.д. Другими слова­ми, это такие объединения людей, в которых они (люди) как бы живут одной жизнью. Общество же строится на «механической» связи, на рациональном расчете взаимодействующих индивидов [Теннис, 2002; Чеснокова, 2007, с. 90-105].

В научных кругах преобладали два взгляда на общество: во-первых, как на простую совокупность людей, во-вторых, как на целостное образование — организм. Мы присоединяемся к тем авторам, которые принимают общество за целостное об­разование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существова­нию составляющих его людей, особый субъект, развивающийся по своим только ему присущим законам. Еще К. Маркс писал: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех идей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу» [Маркс, Энгельс, т. 46, ч. 1, с. 214]. Убежденным сторонником такого подхода к обществу был выдающийся французский со­циолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917). Он настаивал на том, что общество представляет внеиндивидуальную и надындивидуаль­ную реальность, не сводимую к другим ее видам, включенную в

Глава 1. Общество как социальная система

универсальный природный порядок. «...Общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную свои­ми особыми свойствами... .индивид испытывает давление посто­янно существующего общества, где к действию современников присоединяется действие предыдущих поколений и традиций!» [Дюркгейм, 1991, с. 493, 496]. Крупнейший британский социо­лог XIX в. Герберт Спенсер (1820—1903), подчеркивая отличия общества от животных организмов, называл его социальным ор­ганизмом. «...В социальном организме, как и в индивидуальном, является жизнь целого, совершенно отличная от жизней отдель­ных единиц, хотя и слагающаяся из этих последних» [Спенсер, 1898, с. 284]. Спенсер понимал общество как квазиорганизм, в котором его подсистемы выполняют необходимые функции по сохранению общественного целого. Этот подход находит продолжение в функционализме XX в.

Основоположник структурно-функциональной теории выдающийся американский социолог Толкот Парсонс (1902— 1979) считал, что при определении общества применим крите­рий, предложенный еще Аристотелем. Общество — это тип со­циальной системы, который достигает наивысшего уровня са­модостаточности по отношению к окружающей среде. Это ви­дение общества контрастировало с широко распространенным взглядом на него как на композицию конкретных человеческих индивидуальностей. Приняв такое понимание общего критерия самодостаточности, Парсонс разделил его на пять субкритери­ев, каждый из которых относится к одной из пяти сред соци­альной системы — общества: высшей реальности, культурным системам, системам личности, поведенческим организмам, физико-органическому окружению. Самодостаточность обще­ства суть функция от сбалансированной комбинации контроля общества над его отношениями с этими пятью средами и над его собственной внутренней интеграцией [Parsons, 1966, р. 9].

Развивая подход Т. Парсонса к обществу, американский социолог Эдуард Шилз отмечал, что понятие «общество» при­менимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

Складывание научных понятий «общество», «общность» - student2.ru

ГУКЦентральная городская 1

публичная библи^ека

имени В. В.Маяковского

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

1) объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества), оно суверенно по отношению к другим суверенным объединениям людей (обществам). Особым условием существования общества как общества (в от­личие от общины) является самостоятельность: саморегулиро­вание, самовоспроизводство, самозарождение. По Т. Парсонсу, оно «обладает наивысшей степенью самодостаточности». В то же время полная самостоятельность не является необходимым предварительным условием определения социальной системы как общества. Все общества современного типа экономически взаимозависимы, их культуры не вполне самобытны;

2) оно имеет территорию, которую считает своей соб­ственностью;

3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые являются его признанными представителями;

4) у него есть собственное название и своя собственная история, т.е. такая история, в которой многие его взрослые члены или большинство таковых видят историческое объясне­ние их связей со «своим собственным прошлым»;

5) общество — это не просто совокупность объединив­шихся людей, взаимодействующих и обменивающихся услу­гами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей (центральной) властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозна­ченной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру;

6) его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называ­ют культурой. Каждое общество приобретает наряду с цен­тральной системой власти центральную культурную систему. Происходит это в силу того, что созидатели культуры «сплошь и рядом непосредственно касаются в своих религиозных про­поведях или философских рассуждениях, в своих литературных трудах или произведениях изобразительного искусства фактов и символов центральной власти». В то же время какую-то часть своей культуры общество разделяет с другими обществами, с которыми поддерживает отношения. Культурная система имеет свою собственную институциональную систему — шко­лы, университеты, церкви и т.д.; .........

Глава 1. Общество как социальная система

t

X'/'i

I

7) объединение существует дольше средней продолжи­тельности жизни отдельного индивида;

8) браки преимущественно заключаются между предста­вителями данного объединения.

Каждое общество может быть представлено как состоящее из центра и периферии. Центр образуют институты, которые осуществляют власть (экономическую, административную, политическую, военную, культурную). Периферия слагается из таких сегментов (секторов) общества, которые воспринимают распоряжения и убеждения, вырабатываемые и назначаемые к распространению помимо них. Все общества, имеющие об­ширную территорию, обычно обладают и пространственным центром, который является местоположением центральной институциональной системы.

Таким образом, в рамках предложенного подхода обще­ством следует называть самую крупную группу, в которой толь­ко приходится жить людям и в которую включаются все другие группы [Шилз, 1972, с. 341-359].

Многие современные социологи также обосновывали принцип несводимости общества к образующим его людям. Среди них обращает на себя внимание представитель так на­зываемого реалистского направления — британский социо­лог Рой Бхаскар. Он подчеркивал, что разнообразные школы общественной мысли можно трактовать как принадлежащие к одному из двух лагерей. В одном, представленном М. Вебером и его последователями, социальные объекты рассматриваются как результаты целенаправленного человеческого поведения. В другом, представленном Э. Дюркгеймом и его последова­телями, они видятся как обладающие собственной жизнью, внешней и принудительной к индивиду. Р. Бхаскар присоеди­няется к позиции Дюркгейма и в подкрепление приводит вы­сказывание К. Маркса из его посмертно опубликованных ру­кописей, процитированное выше [Бхаскар, 1991, с. 225].

По мнению Бхаскара, общество не существовало бы без человеческой деятельности. Но уже неверно говорить, «что субъекты творят общество. Скорее, надо бы сказать: они вос­производят или преобразуют его; т.е. если общество всегда предстает уже созданным, "готовым", тогда любая... челове­ческая практика... может только изменить его» [Там же, 1991,

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

с. 227]. Другими словами, по Бхаскару, общество не существует независимо от человеческой деятельности, но оно и не продукт ее. «Общество... обеспечивает необходимые условия для целе­направленного... человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни обще­ства. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму» [Там же, 1991, с. 229].

Изложенный подход к определению общества выражает позицию сторонников структурализма. В рамках этого направ­ления социологической мысли прежде всего сохраняет свое значение организмическая теория общества, т.е. общество рас­сматривается как социальный организм, развивающийся по специфическим законам. Эти законы, в том числе и законы функциональной взаимосвязи между частями социального це­лого, равно как и закономерности перехода от одного состояния организма (или системы) к другому есть социальная реальность, которая проявляется в поведении индивидов, направленном на адаптацию человека к объективным социальным изменениям. Таким образом, индивид в рамках структурно-функциональной концепции рассматривается сквозь призму процессов социали­зации, девиантного поведения и социального контроля. Власть же понимается не только как средство социального контроля, но и как важнейший ресурс общества, используемый — функ­ционально или дисфункционально — в целях адаптации частей к закономерно изменяющемуся целому.

В этой социологической традиции общество описывается через структурные категории различного типа — классы, слои, страты. Наличие этих компонентов в обществе есть социаль­ная реальность (а не плод воображения), и эта реальность по отношению к каждому индивиду оборачивается совокупно­стью ниш (или предуготованных социальных ролей), в составе которых с известной долей вероятности и пройдет его жизнь.

Попутно заметим, что в рамках другого варианта традици­онной социологической мысли — символического интеракцио-низма (который автор этой книги не приемлет) — социальная реальность связывается с нормативно-ценностными структу­рами, и, следовательно, в контексте отношений «общество —

Глава I. Общество как социальная система

индивид» подчеркивается не идея предоставляемых ниш (со­циальных ролей), а идея смыслов-значений, которые станут составляющими конструирования и интерпретации собствен­ного жизненного положения и личной биографии. Эта теоре­тическая модель представляет собой принципиальную оппо­зицию любым вариантам органицизма. Главный момент соци­альной реальности — взаимодействие индивидов. Причем сами индивиды рассматриваются в качестве социальных существ, обладающих способностью к производству символов. Любая социальная реальность представляет собой символическое пространство, где главным для субъекта оказывается то значе­ние, которое придается соответствующим предметам, действи­ям, отношениям. Общество с этой точки зрения не есть ни гео­графическая, ни демографическая, ни экономическая реаль­ность, оно есть социальное пространство, в котором индивиды взаимодействуют на основе создаваемых и воспринимаемых ими символических значений. Сами эти символы — составля­ющие сложной картины мира, в них выражена общественная сущность человека, его способность руководствоваться в сво­ем поведении социально значимыми ценностями, интересами, потребностями [Здравомыслов, 1999, с. 10—11].

В современном мире происходят изменения, которые во многих отношениях ставят под сомнение только что рассмот­ренные определения общества и систему его признаков. Во-первых, говоря об обществе, зачастую имеют в виду не один национально-государственный (социально-исторический) ор­ганизм, а систему таких организмов, например Западную Европу или все чаще Европейский союз, или Арабский мир и т.д. Во-вторых, это связано с процессами глобализации и складыванием сетевого общества и сетевых предприятий во всем современном мире. Все это затрагивает само понятие общества, унаследо­ванное социологией от прошлого и являвшееся на протяжении XIX и XX вв. центральным понятием у социологов. Как пишет И. Валлерстайн, анализ мировых систем превращает общество как единицу анализа в предмет споров. «Что же теперь представ­ляют собой единства, внутри которых происходит социальная жизнь?» [Wallerstein, 1987, р. 317]. В рамках социологической те­ории приходится выбирать между двумя подходами: принятием

Часть 1. Социальная система и социальная структура общества

глобальной системы как совокупности локальных обществ или как единого мирового общества [Луман, 19996, с. 128—143].

Итак, конкретные общества выступают как некие целост­ности, в рамках которых и происходит воспроизводство матери­альных средств существования и самого человека. В этом смысле мы называем данные целостности социальными организмами, поскольку их основной функцией является обеспечение всту­пающим в контакты людям необходимых условий для воспро­изводства средств существования и самовоспроизводства.

В число таких условий входит единство территории, единство экономической жизни, общность языка (или на­личие языка, служащего наряду с другими средством обще­ния), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимодействовать, и т.д. Подобными социальными организмами — обществами в современном мире следует, видимо, признать национально-государственные общности, глобальную же систему мы будем рассматривать как совокупность локальных обществ. В от­личие от других социальных совокупностей они охватывают взаимоотношения и взаимосвязи классов и иных социальных групп, выявляют в них общее, а не особенное. Их важнейшей функцией и является объединение социальных групп в некую целостность, в рамках которой могут осуществляться социаль­ные взаимодействия, происходить социальные процессы.

Наши рекомендации