Значение приватизации в реформировании экономики

Процесс приватизации государственной собственности рассматривается в принятой в России концепции радикальных рыночных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должен выступать не тот немедленный экономический эффект, который достигается –при изменении формы собственности, а воздействие приватизации на формирование более эффективной рыночной хозяйственной системы.

Нельзя считать обоснованным мнение о том, что для преобразования государственных предприятий достаточно только изменить форму собственности, и мотивация новых собственников сама создаст эффективные формы производства. Неправильно ожидать также, что приватизация сама по себе обеспечит повышение эффективности. Условия, необходимые для формирования жизнеспособной рыночной экономики, будут созданы только тогда, когда политика приватизации будет разрабатываться и проводиться согласованно с антимонопольной, торговой политикой и политикой в сфере иностранных инвестиций.

Поскольку государственные предприятия различны по своей природе и характеру деятельности, не существует и единого, применимого в каждом случае метода приватизации. Следует отметить также. Что поскольку конечной целью преобразований является формирование плюралистической децентрализованной рыночно-ориентированной системы, то и сам процесс перехода должен обладать аналогичными характеристиками.

И, тем не менее, несмотря на трудности реформирования экономики командного типа, приватизация безусловно способствовала становлению рыночной микросреды.

18. ИНФЛЯЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Опыт показывает, что высокая инфляция является закономерностью начального этапа переходной экономики. Постоянная нестабильность цен приводит к разрыву экономических отношений во времени: сделки, совершаемые сегодня, реализуются в совершенно ином экономическом пространстве, с совершенно иными экономическими параметрами, чем сделки, которые будут совершены через месяц; накопление подрывается, ликвидность денег снижается, инвестиции становятся нереалистичными.

Причины инфляции в переходной России

Всякая инфляция есть следствие переполнения каналов обращения денежными знаками или их субститутами. И в этом смысле на поверхности – монетарная природа инфляции. Однако проблема заключается в определении глубинных причин переполнения каналов обращения деньгами и только ли излишней эмиссией объясняется рост цен в переходной экономике.

На начальной стадии перехода к рынку инфляция связана, прежде всего, с кризисом прежней дорыночной системы социально-экономических отношений. Внедрение свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, когда не развита реальная обособленность производителей, когда не действуют институты рынка, когда ценовые сигналы оказываются слишком слабыми, привело к разрыву формально свободных цен и воспроизводственных процессов. Разложим эту общую социально-экономическую инфляцию по ряду факторов.

1 фактор – корпоративно-монополистическая структура переходной экономики.

В принципе любая монополия способна взвинчивать цены при сокращении производства. Но в экономике переходного общества, где монополизм имеет множество уровней, такая возможность усиливается. Монополизм, связанный с технологической структурой, структурой производственных отношений, с особым характером институциональных связей и законодательства, тем более не встречающий противодействия (отсутствие в переходной экономике государственного антимонопольного регулирования, контрмонополий в лице объединений потребителей, сильных профсоюзов) способствует развертыванию инфляции и сокращению производства.

2 фактор – противоречие между производственным и трансакционным сектором.

В трансакционном секторе существенно выше норма прибыли и скорость оборота капитала. В результате ликвидные ресурсы перетекли из производственного в трансакционный сектор. Повышенная скорость обращения, конечно, противодействует обесцениванию денег, но зато сверхприбыли не идут, как правило, в производственные инвестиции, и масса ликвидных ресурсов выкачивается из сферы производства, провоцируя спад, неплатежи, сокращение налоговых поступлений, прогрессирующий дефицит бюджета и новый источник инфляции.

3 фактор – отношения собственности.

"Номенклатурная" приватизация разрушает мотивацию предпринимательской деятельности, что в целом весьма негативно воздействует на производство.

4 фактор – неразвитость рынка.

Фактически это означает, что в экономике сохраняется возможность игнорировать жесткие рыночные ограничения (в частности, бюджетные) и адекватно строить свое хозяйственное поведение. В условиях монополизма и "мягких бюджетных ограничений", когда можно обходиться без денег и жить на основе прямого продуктообмена, предприятия способны осуществлять свою воспроизводственную деятельность даже тогда, когда с финансовой точки зрения они на это должны быть абсолютно неспособны. Игнорирование денежных регуляторов позволяет избежать тех механизмов подавления инфляции, которые традиционно используются марксистскими моделями. При этом, однако, давление на предприятие по финансовым каналам приводит к свертыванию производства. Предприятия влезают в долги, идут по пути натурализации, но не реагируют на рыночный сигнал традиционно, т.е. не снижают цены при кризисе сбыта.

5 фактор – неразвитость кредитной и финансовой системы.

В переходной экономике еще со времен перестройки присутствовал огромный объем "полуденег" в виде безналичных финансовых ресурсов на счетах предприятий. В прежней экономической системе эти финансовые ресурсы были не столько всеобщим эквивалентом, сколько формой учета и контроля за централизованным снабжением. Их массовая перекачка в наличный оборот явилась первым толчком к развертыванию спирали инфляции. Затем этот толчок усилился и преумножился перекачиванием в легальное рыночное обращение "теневых денег". Третьим толчком оказалось неустойчивое положение национальной валюты в условиях низкой ликвидности.

Двумя дополнительными факторами стали механизмы кредитной инфляции и "сбои" в налоговой системе, вызывающие инфляционное бюджетное финансирование.

В дальнейшем инфляционная спираль оказалась способна к самоинициированию и самомульплицированию.

6 фактор – недоиспользование потенциальных возможностей преодоления инфляции на пути развития пострыночных отношений. Среди них: обществвенные фонды и другие некоммерческие и негосударственные механизмы финансирования; создание объединений предприятий с взаимными соглашениями об уровне цен; формирование свободных ассоциаций производителей и потребителей и др.

Наконец, существуют неэкономические факторы, вызывающие инфляцию в переходной экономике. Макроэкономические регуляторы не могут работать в условиях, когда ни государственные, ни общественные институты, ни институты частного бизнеса не выполняют регулирующих мероприятий государства, не подчиняются даже законодательным ограничениям. К числу неэкономических причин, играющих огромную роль в переходной экономике, относятся политические механизмы, связанные с наличием политического популизма и авантюризма.

19. СПАД В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

Для осуществления антиинфляционных мероприятий необходимо резкое снижение объемов инфляционного финансирования и кредитования, свертывание социальных программ, других форм расходов из государственного бюджета, отказ от индексации и амортизационных отчислений и заработной платы, прекращение поддержки государственных предприятий. В результате – либо массовое банкротство, либо массовая натурализация производства, т.е. снижение эффективности и производительности труда и все тот же экономический спад, т.к. экстенсивное наращивание ресурсов в современных условиях практически невозможно. Этот спад вызовет еще большее падение доходов госбюджета, что, с одной стороны, усугубляется действием мультиплицирующего эффекта, неплатежей при ухудшении финансового положения предприятий, с другой стороны, возможностью нарушения законодательства регионами по отчислению налогов в условиях нарастающего спада.

Таким образом, в условиях переходной экономики борьба со спадом с помощью антиинфляционных мер монетаристской модели приводит лишь к его нарастанию и, как следствие, к увеличению дефицитности бюджета, что ведет к необходимости использования инфляционных источников финансирования. Если экономику дефицита с характерной для нее деформированной структурой, специфическими типами предприятий, диспропорциями, в том числе в области издержек и цен, подгоняют под модель "свободного рынка" без продуманной стратегической программы, становятся характерными следующие явления:

- массовая недогрузка производственных мощностей;

- свертывание постиндустриального сектора, а затем и деиндустриализация экономики;

- все более экстенсивное использование ресурсов;

- "проедание" основного капитала;

- снижение склонности к инвестированию и сбережениям;

- ухудшение качества рабочей силы и регресс ее структуры (снижение уровня образования, квалификации и т.п.);

- нарастание экологический напряженности;

- снижение качества жизни.

Следствием этих процессов становится обострение социокультурных и политических проблем.

Однако все закономерности переходной экономики работают лишь в определенной мере. Поэтому она сталкивается с рядом контртенденций, таких как инерционность экономической системы, она во многом не поддается внеэкономическим преобразованиям, устойчивость крупных корпоративно-номенклатурных хозяйственных систем, которые способны противопоставлять экономической и правовой власти государства свою власть и способность к локальному регулированию. С другой стороны, внутри этой корпоративной системы происходит спонтанное саморазвитие рыночных отношений. Однако эти контртенденции не отменяют общей макроэкономической тенденции – при прочих равных условиях экономический спад и ухудшение качества жизни в ходе реформ тем больше, чем слабее институционально-политическая система, чем заметнее социальные, культурные, этнические особенности данной страны и ее народа по сравнению со стандартом человека экономического.

Для обоснования сформулированной выше макротенденции конкретизируем ее.

Для переходной экономики типичным становится дефицит ликвидных ресурсов, который приходит на смену дефицита товаров. Он, однако, не может быть компенсирован за счет эмиссии, т.к. она не восстанавливает сбалансированность товарной и денежной массы. С внешней стороны это выглядит как непрерывное сужение внутреннего рынка, падение эффективного спроса и нарастание кризиса сбыта. Причиной дефицита ликвидных ресурсов является "дефицит рынка", т.е. недостаточное развитие "товарности производства", отставание в развитии рыночной инфраструктуры от объемов сохраняющегося производства. В силу этой неразвитости и выгодности спекулятивных операций происходит сокращение производства при гипертрофированном росте трансакционного сектора. Сокращение производственных мощностей интенсифицирует спад и ускоряет процесс "свертывания" инвестиций, а разбухание трансакционного сектора становится одним из инфляционных факторов.

Экономический спад в большинстве моделей переходной экономики сопровождается инфляцией, порождая стагфляцию как устойчивую характеристику переходной экономики. В переходной экономике действует не только принцип взаимопогашения инфляции и спада, как в обычной рыночной экономике, но и принцип их взаимной дополняемости. Инфляция усугубляет спад, а спад формирует дополнительные инфляционные тенденции, главным образом, через инфляцию издержек. Чем выше монополизм и чем радикальнее вариант преобразований переходной экономики, тем глубже "стагфляционная ловушка". Постепенное возрастание роли рыночной саморегуляции гасит колебания – от спада к инфляции, от дефляции к спаду, наступает депрессивная стабилизация экономики. Эта фаза может характеризоваться как умеренным ростом, так и умеренным спадом.

Возможности преодоления стагфляционной ловушки связаны с выбором из двух вариантов. Первый – постепенное развитие рыночных институтов и политическая стабилизация приведут к ослаблению корпоративной власти, а конкуренция и концентрация капитала в трансакционном секторе приведут к постепенному перетеканию капиталов в отрасли с "отверточной" технологией. В результате будет реализована модель догоняющего развития. Для таких крупных, слабо зависящих от внешнего рынка экономик, как российская, этот вариант обернется лишь стабилизацией кризисной экономики.

Другой вариант еще предстоит найти. Выход переходной экономики из "стагфляционной ловушки" возможен по следующим направлениям:

1) корректировка рыночных реформ на основе активного демократического регулирования и формирование эффективных социальных границ рынка;

2) качественное изменение содержания процесса преобразований с целью преодоления отчуждения работника от собственности;

3) преодоление корпоративно-монополистического типа складывающегося капиталистического общества и переход к модели опережающего развития.

20. СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ:

ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

Преодоление кризиса российской переходной экономики и общества предполагает выход на траекторию опережающего развития. Главным ресурсом и главной целью должна стать гуманизация экономического развития. При этом в центре должен оказаться человек, не как homo soveticus – пассивный исполнетель бюрократической воли, и даже не традиционный рациональный homo economicus, а homo creator – человек творческий, способный и желающий ориентироваться в своей деятельности на новые ценности: свободу самореализации, прогресс творческого содержания труда, рост свободного времени и др. Эту задачу придется решать постепенно, в течение нескольких десятилетий.

Рассмотрим общемировые предпосылки такой стратегии.

1) На рубеже веков происходит переход к постиндустриальному, информационному обществу, где наиболее важными и дорогостоящими ресурсами будут know-how, услуги здравоохранения, образования, инновационный потенциал человека, культурные ценности. Те экономические системы, которые владеют ими, получат наиболее благоприятные предпосылки для развития экономики в XXI веке.

2) В условиях глобализации и интернационализации экономики решить проблемы "опережающего развития" любая страна может лишь в диалоге с мировым сообществом.

3) В российской экономике до сих пор сохраняются достаточные возможности для реализации стратегии опережающего развития (значительные природные богатства, человеческий потенциал).

В качестве приоритетов стратегии опережающего развития могут быть выделены:

- образование как единая целостная система обучения и переобучения населения с целью достижения стабильного роста квалификационного и инновационного потенциала работников;

- переход к ноосферному типу развития, обеспечивающему целенаправленное восстановление и сохранение биогеоценозов;

- фундаментальная и прикладная наука, "производство" информации, Know-how как главных товаров для внутренного и мирового рынка;

- высокие технологии;

- здравоохранение и рекреация;

- рациональная организация свободного времени.

Соответственно задаются и целевые установки к тактической программе:

- ориентация на рост реального потребления всех слоев населения;

- формирование политики доходов, обеспечивающей равные возможности роста потребления.

Эти установки призваны обеспечить материальную основу для реализации более "высоких" целей – создание социально справедливого сбалансированного потребительского ранка.

Следующая подсистема целевых установок – приоритетное развитие социокультурной сферы и творческого труда. Практическими средствами решения этой задачи могли бы стать активное регулирование экономики, использующее отечественный опыт ускоренного развития наукоемких производств и потребительского сектора, опыт программирования технологических сдвигов в Юго-Восточной Азии.

Важнейшее направление стратегии опережающего развития – социальная защита населения, т.е. создание экономики с гарантированно дорогой рабочей силой, где рост рентабельности производства может достигаться за счет НТП и других интенсивных факторов.

И, наконец, еще одна цель – отношение к природе как культурной ценности и абсолютно необходимому условию выживания человечества.

Описанная стратегия предполагает использование огромных по своим масштабам материальных и финансовых ресурсов. Основными их источниками могут стать резкий прирост доходов за счет более полного поступления в бюджет налогов, сокращения теневого сектора, прекращения оттока капитала га границу, увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в результате стабилизации политической власти; демократическая реформа собственности; концентрация ресурсов на ключевых направлениях; более рациональное использование государственных средств при преодолении коррупции, лоббирования и т.п. следствий корпоративно-бюрократического характера власти; сокращение гигантских расходов за счет наведения порядка в военном бюджете, уменьшения бюрократического аппарата, ликвидации привилегий и льгот номенклатуры; отказ от поддержки неэффективных устаревших предприятий.

Первоначальный импульс вложений в выращивание человека-новатора, создание дорогой рабочей силы, социальную защиту населения через несколько лет даст мультиплицирующий эффект: квалифицированной работник и предприниматель-новатор обеспечат рост производительности труда и качества продукции, ее конкурентоспособности, а, значит, и приток внешних и внутренних инвестиций. Защищенное население с растущим благосостоянием даст стабильность и расширение спроса, а через рост налогов и социальных потребностей – также рост инвестиций.

Так система начнет воспроизводить себя в расширенном масштабе за счет раскрепощения человеческого потенциала и в стратегически перспективном направлении.

21. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие основные задачи необходимо решить при переходе к рынку?

2. В чем заключается сложность экономических условий перехода к рынку в России?

3. В чем состоит деформация структуры экономики России в переходный период?

4. В чем заключается специфика переходных состояний?

5. Какова особенность неустойчивости переходной экономики?

6. Перечислите новые элементы в переходной экономике России?

7. В какой форме и в какой мере существовали переходные отношения в командной экономике?

8. Что такое натурально-хозяйственные тенденции и насколько они были распространены в командной и переходной экономике?

9. Что такое либерализация цен? Как повлияла либерализация цен на развитие производства в России?

10. Какие задачи призвана решать приватизация? Как была организована ваучерная приватизация?

11. Какое влияние оказала приватизация на инвестиционный процесс?

12. Как изменилась экономическая мотивация различных социальных групп в результате приватизации?

13. Чем обусловлена высокая степень монополизации рынка в экономике переходного периода?

14. Каковы основные направления политики демонополизации в переходной экономике?

15. Каковы общие причины высоких темпов инфляции в переходной экономике?

16. Как влияет на инфляцию сохранение "мелких бюджетных ограничений", бартера, неплатежей?

17. Какие сектора переходной экономики могут дать неинфляционные источники финансирования экономического роста?

18. В чем состоят различия макростабилизации в переходной и развитой рыночной экономике?

19. Причины и основные направления превращения государства в субъекта рыночных отношений в переходной экономике?

20. Можно ли считать экономический спад объективной закономерностью переходной экономики?

История экономических учений

1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1.1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.

ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

История экономических учений – важная учебная дисциплина в подготовке экономистов. Это связано с тем, что экономическая наука в своем развитии прошла длинный и сложный путь. Каждый крупный вопрос экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера. Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению экономических проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы. Поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:

Первый этап, когда не было самостоятельной науки и экономические исследования осуществлялись в составе общефилософских исследований, сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль Арабского мира, раннего средневековья.

Второй этап, когда экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления. Первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

- защиту или отрицание настоящего;

- анализ и объяснение действительности;

- проектирование будущего.

Критериями выделения в экономической науке различных школ и направлений являются:

- классовые критерии;

- единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем;

- глубина экономических исследований;

- географические критерии.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) и многие считают его первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля, так называемы «догмы Аристотеля» основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука. Он первым поставил проблему, которая на протяжении многих столетий была спорной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаров? Что делает товары сравнимыми? Именно ответ на это вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости, которые говорят, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонников различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля содержится несколько точек зрения на решение данной проблемы:

1. У него имеются зачатки трудовой теории стоимости

2. Некоторая разработка идеи полезности.

3. Он считал, что сравнимыми товары делают деньги, которые обладают общей полезностью.

Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил, но поставил проблему. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его анализа Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части. Ту хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а ту хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой, особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал идею справедливой цены.

Для Аристотеля и экономической мысли Древней Греции в целом характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.

1.3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа. Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства.

Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной путь – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века. Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, стали очень важными в конце XIX века: это проблемы рационального использования ресурсов, пропорций между ними.

1.4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО

Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название «догм Аристотеля», и на идеи христианства. Это влияние особенно хорошо видно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.). Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, он делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное усовершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Но в отличие от Аристотеля он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому торговая прибыль не вносит ничего порочного в экономическую жизнь. Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Фома Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены». Цена товара, по его мнению, должна быть справедливой. Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, она должна обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни.

2. ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Наши рекомендации