Экономическая роль государства

В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В постсоциалистических странах формируется та или иная разновидность смешанной модели экономики. Следовательно, в этих странах будет весьма значимой роль государства в регулировании национальной экономики. Проблемы, которые государству приходится решать, могут быть укрупнены и объединены в отдельные группы по тому или иному критерию. Соответственно им выделяются и способы их решения.

Прежде всего, государство обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, устанавливая "правила игры". Речь идет о законотворческой деятельности государства в области хозяйственного права, определении прав и форм собственности, условий заключения и оформления контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т.п.

Вторая группа функций государства связана с ликвидацией или компенсацией негативных эффектов рыночного поведения и удовлетворением потребностей в той части общественных благ, которую рынок произвести не может. Государство занимается вопросами национальной обороны, охраны окружающей среды, организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования, медицинского обслуживания, строительства дорог и других форм коммуникаций и т.д.

Третья группа функций государства представляет собой осуществление экономической политики в узком смысле, а именно: поддержание нормального функционирования рыночного механизма, сглаживание циклических колебаний, преодоление последствий экономических циклов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономичческого равновесия, обеспечение условий долговременного экономического роста. В этой группе функций обычно выделяют бюджетно-налоговую, кредитно-денежную, структурную политику. Внешнеторговая и валютная политика могут рассматриваться как самостоятельные или как элементы бюджетно-налоговой и денежной политики.

Подобная классификация функций государства весьма условна. В процессе развития рыночной системы возникают явления, препятствующие нормальному функционированию рыночного механизма. Поэтому государству приходится осуществлять антимонопольную деятельность, социальную политику. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полной занятости в условиях стабильного уровня цен. Возможности стабилизационной политики государства по-разному оцениваются экономистами различных направлений. Стабилизационная политика связана обычно с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроравновесия, регулируя который можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Это воздействие осуществляется с помощью бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Структурная политика направлена на обеспечение условий для устойчивого долговременного роста. Инструменты структурной политики оказывают воздействие, в первую очередь, на совокупное предложение. С помощью этих инструментов можно осуществить как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое связано, прежде всего, с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров и т.п. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать деловую активность, инвестиции, увеличивать объем производства и расширять налоговую базу.

Уникальность перехода от плановой экономики к рыночной чрезвычайно усложняет выполнение государством традиционных для современной рыночной экономики функций. И если необходимость активного государственного макрорегулирования не подлежит сомнению, то в отношении того, в чьих интересах должно действовать государство в переходной экономике, формируя экономическую политику, возникают вопросы.

В любом обществе государство по определению должно отражать интересы нации, оказывать содействие, прежде всего, тем хозяйствующим субъектам, экономическая деятельность которых способствует прогрессивному развитию национальной экономики. Не является исключением в этом плане и государство в экономике переходного периода. А так как решение проблем видится в переходе от плановой экономики к рыночной, то и главные усилия направляются именно на формирование товарно-денежных отношений в стране. Однако решение этой задачи не должно быть абсолютизировано, т.е. осуществляться ценой непомерных жертв со стороны широких слоев населения, разрушения экономического потенциала. Создание благоприятных условий для появления рыночных субъектов, развертывание частнопредпринимательской деятельности должно сопровождаться ощутимым положительным социально-экономическим эффектом.

Особая роль государства в переходной экономике также связана и с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящий органов. В плановой экономике роль государства состояла в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных путем прямых адресных заданий министерств предприятиям с планом распределения готовой продукции потребителям.

Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, стоимостных диспропорций, преобразований собственности – эти и другие процессы е могут произойти автоматически и требуют участия государства.

Переход к рыночным отношениям связан с ликвидацией системы фактически индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра. Переход к единой системе налогообложения требует выравнивания стартовых условий для предприятий с различным уровнем рентабельности. Отмена прямого финансирования предприятий должна сопровождаться созданием системы частных институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики.

Все эти и ряд других причин объясняют особую активную роль государства в переходной экономике как гаранта создания и поддержания равных конкурентных условий для всех экономических агентов.

Наши рекомендации