Данное равенство можно записать и в виде

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru . (3.2)

Равенства (3.1) и (3.2) характеризуют равновесие фирмы в долгосрочном периоде при заданном объёме производства, которое означает, что любая замена одного фактора другим не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции, т.е. достигается при минимальных издержках.

Если же объём производства продукции фирмы возрастает или уменьшается при неизменных ценах на ресурсы, происходит увеличение или уменьшение производственных мощностей. Для каждого объёма продукции в этих условиях существует оптимальное соотношение (с точки зрения минимизации издержек) труда и капитала (см. рис. 26).

 
  Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru

Если мы соединим тоски B1, B2, B3, B4, получим ломаную кривую, которая выражает динамику мощностей (объёмов производства). Задача фирмы – выбрать лучший вариант мощностей (объём производства), при котором средние издержки будут минимальными. Как видно, средние издержки с ростом объёма производства сначала падают. Это так называемый "эффект экономики на масштабе", который вызывается специализацией производства. Однако дальнейшее расширение производства обычно приводит к росту расходов на административно-управленческий аппарат, потерям от сбоев производства. В результате, издержки при росте объёма продукции начнут возрастать. На рис. 26 видно, что оптимальный объём производства для фирмы лежит в промежутке между q2 и q4. Кривая B1B2 B3B4 называется кривой выбора или плановой кривой фирмы. Предприниматель должен расширять производство, если он уверен, что увеличение выпуска продукции приведёт к одновременному уменьшению средних издержек (при неизменных ценах). В точке В3 наступает глобальный минимум, где кривая B1B2B3B4 достигает минимального значения. Дальнейшее расширение производства связано с ростом издержек.

Нахождение оптимального объёма выпуска продукции при переменных величинах вводимых факторов можно осуществить графически с помощью метода изоквант и изокост. Фактически, этот метод аналогичен методу кривых безразличия, которые мы использовали для анализа поведения потребителя.

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru Рассмотрим все возможные варианты соотношения труда и капитала для производства Q1, Q2, Q3,………Qn единиц товара и перенесём полученные данные на графики (рис. 27). Например, Q1 единиц товара можно получить, используя 15K + 3L, или 9K + 4L, или 6K + 5L, или 4K +9L и т.д. (K – единиц капитала, L – единиц труда).

K Qn Q4 Q3 Q2 Q1 L Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru

Рис. 27. Изокванты

Кривые Q1, Q2, Q3, Q4,………..Qn называются изоквантами выпуска q1, q2, q3, q4,………..qn единиц продукции. Но, так как возможности каждой фирмы ограничены (равны общим издержкам TC), мы можем построить кривую, каждая точка которой показывает сочетание двух факторов производства, которые фирма в состоянии (может) приобрести на свои средства. Данная линия называется изокостой – это фактически "бюджетная линия" фирмы (рис.28).

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru K L

Рис. 28. Изокоста

При изменении возможностей фирмы и цен на ресурсы положение изокосты будет меняться аналогично бюджетной линии потребителя.

Если совместить на одном графике изокосты и изокванты (рис. 29), то точка касания изокосты и изокванты (точка A) – точка равновесия – будет соответствовать оптимальному соотношению труда и капитала для qn объёма выпуска продукции при данных возможностях фирмы.

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru K

K1

A

Kn

Qn Ln L1 L

Рис. 29. Равновесие фирмы

Это тот объём продукции, который и хочет, и может произвести фирма при имеющихся у неё ресурсах. В точке A удовлетворяется основное условие равновесия фирмы в долгосрочном периоде

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru ,

Таким образом, для получения максимальной прибыли любая фирма должна принимать решения, которые ведут к минимизации издержек. При этом имеются в виду вменённые издержки на все вводимые факторы производства. Таким образом, принимаемые фирмой решения зависят от того, в каком периоде она действует. В краткрсрочном периоде фирма вводит дополнительные единицы переменного фактора (с учётом размеров неизменных факторов) и расширяет производство с целью минимизации средних издержек. В долгосрочном периоде, когда все ресурсы становятся переменными, задачей фирмы является определение сочетания производственных ресурсов и объёма выпуска продукции, при которых средние издержки являются минимальными.

3.9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое издержки, чем они отличаются от себестоимости?

2. Чем различаются бухгалтерские и экономические издержки?

3. В чем различие между внутренними и внешними издержками? Каковы внутренние и внешние издержки учебы в институте?

4. Какие из следующих изменений в составе производственных ресурсов относятся к краткосрочным, а какие - к долгосрочным? а) фирма строит новый цех; б) нанимает еще 200 рабочих; в) уве­личивает количество используемого сырья; г) вводит третью рабо­чую смену для занятых рабочих?

5. К какой категории издержек (постоянные или переменные) относятся следующие затраты: затраты на рекламу, налог на добав­ленную стоимость, затраты на сырье, заработная плата управлен­ческого персонала, арендная плата за помещение, зарплата основ­ных производственных рабочих?

6. Каковы варианты выбора стратегии поведения фирмы на долговременный период?

7. Что такое нормальная прибыль? Может ли она рассматриваться как плата за риск владельца фирмы?

8. Почему и как снижение издержек связано с дополнительными затратами?

9. Какое решение Вы примете, будучи владельцем фирмы, если предполагается увеличение спроса на вашу продукцию? Какие изме­нения издержек (краткосрочные или долгосрочные) вы можете прог­нозировать?

10. В чем заключается различие между предприятием и фирмой?

11. Чем отличается диверсифицированный концерн от концерна, созданного путем вертикальной интеграции?

12. Почему конгломераты являются менее устойчивой формой объединения предприятий, чем концерны?

13. Каковы цели создания консорциумов?

14. Почему объединения предприятий формируются в виде акци­онерных обществ?

15. Что такое холдинг?

16. Какие формы фирменной организации являются для нашей экономики традиционными, а какие новыми?

17. От чего зависит тип конкурентного поведения фирмы на рынке?

18. Почему в современных условиях стремление к монополизму часто сочетается с установкой на интеграцию с другими фирмами? •

19. Каковы причины и источники риска?

20. Какой уровень риска может привести к банкротству?

21. Что такое инвестиции, и чем реальное инвестирование отличается от финансового?

4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ

И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ.

4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

- Мы предполагаем, что поведение фирмы рационально, следовательно ее цель – максимизация прибыли.

В гипотезе о максимальной прибыли имеется в виду экономический подход к прибыли.

В § 3.6. мы рассмотрели понятия, которые будем использовать сейчас для определения условий максимизации прибыли: общая, средняя, предельная выручки и издержки.

Пусть при увеличении выпуска фирмы на DQ единиц товара общая выручка увеличится на DTR денежных единиц, тогда предельная выручка будет равна:

MR = Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru .

Если зависимость TR от Q для деятельности фирмы может быть представлена в виде непрерывной дифференцируемой функции TR = f (Q), то предельная выручка есть не что иное, как первая производная функции

MR = Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru

Рассмотрим теперь, как соотносятся между собой величины средней и предельной выручки. Если все выпускаемые фирмой единицы товара реализуются по одной и той же цене (а пока мы имеем дело только с такими ситуациями), то выручка (доход) от реализации дополнительной единицы товара представляет собой среднюю выручку AR = P (цене).

Если цена товара не зависит от объема выпуска фирмы (как это должно быть при "совершенной конкуренции"), то при изменении объема выпуска цена остается неизменной, и предельная выручка равна выручке от реализации дополнительной единицы товара (цене реализации): MR = AR = P.

Но, если только изменение объема выпуска продукции приводит к изменению цены товара (при "несовершенной конкуренции"), то равенство

MR = AR = P не соблюдается!

Представим себе фирму, сталкивающуюся с обычной отрицательно наклоненной кривой спроса. Чем больше товара выпускает фирма, тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы, лишь по меньшей цене. На какую величину изменится в этом случае общая выручка фирмы? Очевидно, общая выручка увеличится на величину выручкиот реализации дополнительной единицы товара (равную его цене), но уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара. Следовательно, предельная выручка (т.е. приращение общей выручки фирмы) будет в этом случае меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы, т.е. MR < AR = P.

Попробуем теперь с помощью известных нам концепций выручки и издержек определить условия максимизации прибыли. Очевидно фирма стремится максимизировать разность между общим доходом (TR) и общими издержками (ТС). Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек (MC), но одновременно повышает и общую выручку на величину предельной выручки (MR). Пока MR > MC, общая прибыль повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только MC превышают MR, общая прибыль снижается. Следовательно величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции (Qх), при котором MR = MC.

Это можно доказать более строго. Найдем значение выпуска продукции (Qх), максимизирующее прибыль (П) в соответствии с определением

П = TR – TC. Необходимое условие максимума функции – есть равенство ее первой производной нулю:

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru = Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru - Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru = 0;

Данное равенство можно записать и в виде - student2.ru = MR – MC = 0;

Отсюда MR = MC.

Основной целью данной главы является сравнение поведения фирм, максимизирующих прибыль в условиях различных рыночных структур. При этом необходимо определить, чем вызвана очевидная разница поведения фирм в каждой структуре.

Универсальные правила поведения фирмы на рынке, применимые к любой его структуре:

Правило 1. Фирма имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход (выручка) от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им).

Правило 2. Если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC).

Наши рекомендации